Гомилетика

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
О несении малого и большого креста

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк.9:23).

Церковь продолжает праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. И Воздвижение Честного Креста побуждает нашу душу стремиться выше и подумать над тем, насколько правильной жизнью мы живем перед лицом Божиим. Крест воздвигается, и жизнь христианина должна устремиться в небеса, должна быть неземной, неотмирной, должна направиться к исполнению подвигов святых, должна иметь подлинную духовную цель, чтобы по-настоящему руководствоваться примером святости. А в нашей повседневной жизни, к сожалению, идеалы святости остаются очень далеки…

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим проникновенные слова Христа Спасителя. Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». С одной стороны, наша жизнь с нашими скорбями, с нашими трудностями, искушениями, испытаниями, с осуждением людей, непониманием, неприязнью, со спорами, с проблемами уже кажется неким самоотречением. И мы едва способны нести то, что каждый день дается по Божественному Промыслу или попущению. Но мы слышим слова Спасителя: «Отвергнись себя и возьми крест свой». В буквальном понимании данный призыв означает несение своего малого креста, напоминающее несение орудия смертной казни в древнем мире. Но мы можем их понять и в смысле несения Креста Христова, в смысле призыва Христа Спасителя к христианской жизни, сказанного прежде Распятия, но призывающего нас к сораспятию и совоскресению.

В духовном смысле мы призываемся к тому, чтобы взять Крест, который воздвигается и освящает бытие, взять Крест, который является источником нашего спасения, взять самую драгоценную реликвию христианской веры, устремить свою жизнь к Богу, вступить на путь сораспятия, пройти от образа, данного нам Богом, к приобретению Божественного подобия через отречение своей собственной воли. По слову свт. Василия Великого, «первым (образом) мы обладаем по сотворению, второе (подобие) приобретаем волей». Эти слова побуждают нас к тому, чтобы мы с вами, несмотря на то что крест, который мы уже несем, кажется очень большим и трудноподъемным, не боялись и брали Крест как орудие победы жизни над смертью христианской благодаря вере Христовой, чтобы мы с вами не боялись примеров святости, не устрашались святоотеческих призывов, не избегали подлинного послушания и подлинного отречения от самого себя.

В современном мире очень часто мы живем своей волей, а Господь требует, чтобы мы свою волю отсекали. Мы едва спрашиваем совет духовного отца. А святые отцы говорят, что мы должны быть в глубинном послушании духовному отцу, который сам по себе должен быть примером подлинной святости, должен быть, по определению свт. Феофана Затворника, человеком не «холодным», а «горячим», не мертвым духовно, а живым, не о земном размышляющим, а в небеса устремляющим человеческие души. «Старец-руководитель нужен для берущихся за великую внутреннюю жизнь» — эти слова Вышенского святителя подчеркивают, насколько высокий идеал духовного руководства можно реализовать в жизни, если жить в стремлении к подлинному послушанию и поиску Божественной воли.

Воздвигается Честной и Животворящий Крест. И мы с вами, пользуясь этим праздником, ставим перед собой и перед своей душой духовную задачу. Несмотря на то, что в современном мире трудно найти святого человека, несмотря на то, что у нас много проблем, несмотря на то, что ум отвыкает от чтения святоотеческих назиданий, несмотря на то, что в нашей жизни есть много вроде бы неисполнимого из духовных заветов, будем слышать своей душой слова Христа Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», и пытаться их исполнить, не откладывая на потом. Бывает, что человек болеет неисцелимой болезнью, прилагает множество усилий, чтобы от этой болезни исцелиться. Но эти усилия иногда помогают, иногда не помогают. Но вдруг проходит некоторое время, и болезнь по молитвам и по милости воли Божией проходит, и человек оказывается здоровым.

Трудным кажется несение креста, но Господь говорит нам: «Отвергнись себя и возьми крест свой». Из состояния обыденной повседневности и состояния невозможности преодолеть даже малые духовные проблемы в своей жизни, Господь призывает нас к высочайшему примеру святости, к тому, чтобы преодолеть духовную болезнь своеволия и непослушания, чтобы мы верно последовали за Ним, вплоть до Царства Небесного, которое приходит в силе.

Проповедь игумена Дионисия (Шленова) на Божественной литургии в нижнем семинарском храме святых великомучениц Варвары, Анастасии и мученицы Акилины 29 сентября 2019 года

Источник https://mpda.ru/publications/o-nesenii-malogo-i-bolshogo-kresta/
 
Проповедь ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва 9 октября 2019 года, в день 30-летия прославления св. Патриарха Тихона

Увеличить изображение
Поздравляю Вас, дорогие отцы, братия и сестры, все начальствующие, учащие и учащиеся, с престольным праздником нашего храма, который освящен в честь святителя Тихона и святых отцов Всероссийского Поместного Собора, и с праздником в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который считается покровителем всех богословских школ.

То, что сегодня совпали дни памяти этих великих святых, для нас особенное благословение Божие. Апостол Иоанн Богослов был Апостолом любви, так называет его Церковь. И это обязывает нас с вами всеми силами трудиться, молиться, просить у Бога дар любви – любви к Богу и к ближнему; стараться жить по любви — это самое главное во всем том, что делает человека христианином. И Святитель Тихон, который является покровителем нашего Университета, который в этом здании был избран кандидатом на патриаршество, потом председательствовал здесь на Соборе, совершал Литургию и другие богослужения в этом храме, – он тоже учит нас любви. Он был призван на патриаршее служение в один из самых страшных моментов, которые только были за две тысячи лет христианской истории. И тогда никакая ученость, никакие атрибуты земной власти, никакие земные авторитеты не могли помочь Церкви, все это обессилело, и могла помочь только святость, только любовь.

Именно святостью своей души, любовью, смирением, кротостью Патриарх Тихон противостал страшным гонителям веры, которые всюду несли с собой смерть, кощунство, святотатство, злобу, от деятельности которых погибли тогда десятки миллионов русских людей. Были уничтожены десятки тысяч храмов, все монастыри были закрыты, множество священнослужителей были расстреляны, сосланы, замучены в тюрьмах. И противостать всему этому можно было только любовью и добром, потому что только добром можно победить зло. Святитель Тихон явил эту любовь.

Когда вы учитесь здесь разным богословским дисциплинам, получаете дипломы о высшем богословском образовании, это очень хорошо и радостно. Но самая главная «наука», которой нам необходимо научиться, — это любовь. Правда, не существует такого диплома, который свидетельствовал бы о том, что студент стал настоящим христианином и научился любить. Но я всем вам прежде всего желаю именно этого дара Божьего – любви к Богу и к ближнему, несокрушимой веры, смирения и кротости в сердце. Потому что только смиренным и кротким Господь дает благодать. И хочу показать вам, насколько близок нам Святой Патриарх Тихон, рассказав вам две небольших истории.

Моим учителем был замечательный человек – Михаил Ефимович Губонин. Он в молодости был иподиаконом викария Патриарха Тихона и участвовал в богослужениях, которые совершал Патриарх Тихон. Поэтому он его достаточно часто видел, подходил к нему под благословение и всем сердцем его полюбил. И потом он всю жизнь трудился для прославления Патриарха Тихона. Прославить его тогда, причислив к лику святых, было невозможно. Михаил Ефимович стал собирать все сведения о Патриархе Тихоне: документы, которые он подписал, его слова. Святой Патриарх Тихон был патриархом в течение 7 лет, и Михаил Ефимович старался проследить и записать все, что совершал святитель в каждый день своего служения. Кроме того, он собирал воспоминания о Патриархе Тихоне.

Михаил Ефимович был арестован, побывал в тюрьме и в ссылке. После ареста пропал весь архив, который он собрал. Но, вернувшись из ссылки, он собрал еще больше документов, чем у него было вначале. На его письменном столе в маленькой квартирке всегда стояла стеклянная коробочка, а в этой коробочке был сложен малый омофор Патриарха Тихона. Михаил Ефимович очень много работал, писал, и после его смерти осталось 17.000 машинописных страниц. Его архив стал самым большим церковным архивом по современной ему церковной истории. Можно сказать, что он стал основой той истории, что теперь мы стараемся написать – истории Русской Церкви в XX веке.

Когда открылся наш Университет, все архивы Михаила Ефимовича были переданы нам, и первым нашим делом было издание книги Михаила Ефимовича, которая называлась «Акты Святейшего Патриарха Тихона». Это большая книга, около 1000 страниц, мы издали ее большим тиражом, она разошлась по всему миру, и сейчас ни один историк Русской Церкви XX века не может обойтись без этой книги. В любом издании, в любой статье, посвященной церковной истории XX века, есть ссылки на эту книгу. Такой была любовь Михаила Ефимовича Губонина к Патриарху Тихону. И как же Патриарх Тихон ответил на это? Михаил Ефимович скончался 48 лет назад, в день Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 1971 г. А через 18 лет, именно в этот день был прославлен Святой Патриарх Тихон. Так Господь показал связь Михаила Ефимовича с Патриархом Тихоном и значение его труда.

С самого начала жизни нашего Университета нам очень хотелось иметь какую-нибудь святыню, касающуюся Патриарха Тихона. Со временем Святейший Патриарх Кирилл при освящении этого храма нам подарил частицу мощей святого Патриарха Тихона. А по прошествии многих лет тот малый омофор, который Михаил Ефимович бережно хранил на своем столе, который после его смерти оказался за границей и стал недостижимым для нас, а потом будто бы и вовсе исчез, – теперь этот омофор, можно сказать, чудом пришел к нам. И сейчас малый омофор святого Патриарха Тихона стал нашей великой святыней и находится здесь, вблизи от нашего храма. Видите, как близки нам наши святые? И когда мы молимся им, когда мы любим их, они отвечают нам видимым образом своей любовью. Давайте молиться и трудиться для Церкви нашей, давайте стараться жить по-христиански, по-настоящему, чтоб не только назывались мы христианами, но чтобы сердце у нас было христианским. Давайте стараться так жить, чтобы жизнь наша была полезна Церкви нашей. Для чего еще жить на свете? Какой еще смысл жизни человеческой может быть выше, чем служение Христу, служение Богу?

Мы открывали наш Университет с мыслью, чтобы собрать тех, кто хочет послужить Богу, и вооружить их нужными знаниями для этого служения. Сегодня, когда мы совершаем престольный праздник нашего университетского храма, день памяти святого Патриарха Тихона, мы с благодарностью вспоминаем о его благословении, о том, что мы находимся в той Соборной палате, откуда вышло великое воинство новых мучеников во главе с Патриархом Тихоном, что нам Господь вернул это здание и не по заслугам нашим сподобил нас здесь молиться, служить, здесь жить. Давайте постараемся устроить свою жизнь так, чтобы она была служением Богу. Это — самое большое счастье, и нет ничего выше и прекраснее, чем служить Богу. От всего сердца всем вам желаю этого. Аминь.

10 октября 2019 г.

Источник http://pstgu.ru/news/university/2019/10/11/82596/
 
Проповедь Ректора Николо-Угрешской духовной семинарии в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова обращенная к воспитанникам Духовной школы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которого также называют апостолом любви. Ещё он является покровителем Богословских знаний. В православной иконографии мы видим два типа изображения этого «ученика, которого любил Иисус» (так он называет себя святой Иоанн Богослов в своем Евангелии). На святых вратах иконостаса, в парусах под главой храма, он изображается старцем, пишущим свое Евангелие. Также святой Иоанн Богослов написал послания, и Апокалипсис. Все это было создано им в преклонном возрасте. На иконах праздников, там, где изображаются Евангельские события он ещё юноша. И вот сегодняшнее Евангельское чтение повествует именно о таком событии когда он будучи еще молодым человеком стоял на Голгофе перед Распятым Спасителем. Мы слышим, как Господь, обращаясь с Креста к своей Пречистой Матери усыновил Ей святого Иоанна, а Саму Пресвятую Деву нарек его Матерью. Вместе с тем, надо сказать, что Евангелие даёт нам достаточно правдивый и объективный портрет Иоанна Зеведеева. Сегодняшнее повествование о том, что Господь, при Кресте усыновил его. Своей Пречистой Матери – не ставит Иоанна в какое-то исключительное положение в отношении к другим Апостолам.

Будучи молодым человеком, он имел все недостатки, присущие его возрасту. Мы видим и некоторую горячность, нетерпеливость в соответствии с которой Господь называет его и его брата сынами Грома. Это произошло при следующих обстоятельствах. Однажды, когда в некоем Самарянском селении Господа и Его учеников не приняли, ученики обратились к Господу с таким предложением: «Хочешь ли мы изведём огонь на это селение?», ибо Господь наделил Своих учеников «силами», то есть способностью творить чудеса. Господь отвечал: «Не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9,52-56). В другой раз, уже на кануне Крестных страданий ученики и сами братья Зеведеевы зная, что Господь направляется в Иерусалим, и помышляя, что там Он возьмёт в Свои руки власть, явится как Царь, попросили себе выгодное место в Его Царстве. За это другие ученики, как повествует Евангелист, начали на них негодовать (Мк.10,35-41).

Мы знаем, что святой Иоанн Богослов вместе со своим братом Иаковом и первоверховным Апостолом Петром присутствовали при особых таинственных событиях, когда Господь воскресил дочь Иаира, когда Он преобразился перед Своими учениками на горе, и когда Он молился в саду Гефсиманском. Но при этой молитве Гефсиманской, вместе с другими Апостолами святой Апостол Иоанн заснул и к нему был обращен укор Спасителя «Так не могли вы один час бодрствовать со мною» (Мф.26,40)?

Итак, образ апостола Иоанна в Евангелии – очень правдивый, нисколько не идеализированный. Он предстает нам как молодой человек, во многом, и не только в хорошем, похожий на нынешних представителей нашей молодежи. Так как же оказалось, что он настолько возвеличен Богом?

В одном из своих посланий, Апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Сия есть победа, победившая мир вера наша» (1 Ин.5,4). Именно в подвиге веры, святой Иоанн Богослов явил ту решимость следовать за Господом. И за это Господь наделил его, также как и других Апостолов, особенной благодатью – благодатью Апостольской, которая есть, прежде всего, сораспятие Христу, а также соучастие Ему в деле спасения людей, ибо апостольство основано на твёрдом камне - исповедания Христа возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2,20). Именно поэтому сегодняшнее Евангелие повествует о Крестной жертве Христовой. И мы знаем, что Апостол Иоанн, который был при Кресте, только увидев Его погребальные пелены уверовал в Воскресение Христово. Вера, которая есть верность Христу, была проявлена святым Иоанном. И в нашей жизни она должна проявляться не только тогда, когда мы воспринимаем какие-то блага и благодарим за это Господа, но в особенности тогда, когда нам выпадают испытания со скорбями и сложностями житейскими, в моменты, когда нам даётся почувствовать тяжесть креста. Если мы будем в этом состоянии верны Господу, если мы не оставим молитву, упования на Бога, если в этом состоянии мы находим в себе силы смириться, не возроптать, говоря: «Почему с нами такое происходит!? Почему такая несправедливость!?», то в этом мы проявим настоящую верность Господу, подобно святому Апостолу Иоанну Богослову. Господь, через наш личный крест, врачует наши немощи, укрепляет наши истощённые силы. И вот в этом мы имеем возможность уподобиться апостолу любви, о котором мы сегодня слышали, который был при Кресте Господа Иисуса Христа духовно сораспинаясь Ему. В дальнейшем вся его жизнь была непростой. Как служитель Христов он подвергся многим опасностям, бедам, злоключениям. Сам путь апостольства, на который он вступил в годы молодости ничего положительного, с точки зрения житейской, ему не сулил. То же самое особенно актуально для избирающих путь служения Церкви и в наши дни. Поступая в Духовную школу, мы также как и святой апостол Иоанн Богослов вступаем на этот тернистый путь в молодом возрасте. И нам надо прекрасно понимать, что путь служения Церкви становится всё более и более непростым. И в наши дни, как и в апостольский век, на веру евангельскую ополчаются всевозможные сопротивные силы. Если мы действительно осознаем ответственность своего выбора, принимаем это служение, мы должны приготовиться к нему по примеру святых Апостолов. Они оставили всё, проявили решимость быть верными Христу перед лицом различных испытаний, и через это Господь наделил их духовной властью быть судьями над человеческим родом, в Своем Втором Пришествии.

Дай Бог чтобы и мы, дорогие братья, в завершении своего духовного пути услышали радостный призыв Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царство». Аминь.

Источник http://www.nupds.ru/index.php/component/content/article/55-2013-01-15-16-28-57/3570-2013-04-02-06-08-25
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.