Гомилетика

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
«Грех корыстолюбия и возможные способы борьбы с ним»

Проповедь воспитанника бакалавриата КДС Клещевича Амвросия, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 20 октября 2019 года, на тему: «Грех корыстолюбия и возможные способы борьбы с ним».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Одним из распространенных пороков современного времени является – корыстолюбие, то есть стремление к обладанию (или как говориться к приобретению несметных богатств). Иными же словами корыстолюбие является то значимой частью нашей жизни, которая предопределяет всё наше отношение к ней.

Из Евангелия мы знаем историю про юношу, который имел большое имение. Загоревшись учением о Царстве Божием. Восклицал у Господа как ему достичь жизни вечной? Господь же сказал ему, соблюдай заповеди. На что юноша ответил, что всё с трепетом и смирением выполняет и хочет большего. Тогда Господь сказал: ‟иди продай имение твое и раздай нищим…и следуй за Мной…” (Мк.10.21.) И что мы видим? Эти слова поразили и смутили юношу. Он мог ожидать всего (ещё большим соблюдением правил, законов или вести более строгую жизнь). Всё видимое (материальное) могло (как он думал) обеспечить ему вечную жизнь. Когда же Господь прямо указал на то, что он должен сделать. Избавиться от имения и всего, что было нажито его семьёй. Тут-то в его душе началась действительно борьба: ему хотелось обеспечить себе блаженство в вечной жизни, и в тот же момент; сохранить привязанность к богатству, к материальным предпочтениям. Служить же двум богам не возможно. Казалось бы, юноша, осмыслив всё логически, должен был оставить всё земное и пойти за Христом! Но, не зря есть поговорка: ‟манит то, что блестит”. Он ушёл от Господа к своему богатству. Выбрав комфорт и власть, которое даёт необъятное сокровище. Христос же с печалью сказал: ‟как трудно имеющим богатства войти в Царствие Божие… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. (Мк. 10.24-25)

Корыстолюбие по своей природе считается одним из свойств человека. И действительно, святые отцы утверждали, что корыстолюбие это состояние души человека, при котором человек максимально страстно охвачен желанием устроить свой уголок, свою жизнь, в которой он был бы хозяином и трактовал бы свои правила в обществе. Не принимая во внимание мнение и предпочтение окружающих. Такой человек в принципе не может обрести настоящее счастье. Его участь иметь только иллюзию, абстракцию этого счастья. Он не умеет по-настоящему наслаждаться отношениями. Так как в первую очередь считает своё материальное обеспечение при выше всего. Притом акцент делается на будущие преимущества, способность извлечь материальную или иную выгоду из человека. Если посмотреть обычным взглядом городского жителя, то можно проанализировать следующие: корыстолюбие по своей природе отвечает многим преимуществам таким как; целенаправленность, активность, предприимчивость и тому подобное. Занимая огромный кругозор, охватывающий всю нашу деятельность и весь образ нашей жизни, корыстолюбие плотно укоренилось в нашем самосознании. Сделавшимся повседневным явлением. Святой Иоанн Златоуст в своих творениях называл это явление ‟старой закваской”. ‟Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым, и хотя бы ты немного приобрёл от неправды, она заквашивает всё твоё имущество, вот почему часто немногое, внесённое худо, лишало многого собранного хорошо”. Все эти положительные ‟блага”, являются только видимой стороной медали. Какова же обратная сторона?

Под обратной стороной подразумевается совсем иной, ни как не похожий на ту светлую сторону медали мир. Здесь действуют совсем другие законы. Другие понятия. Основные отличия – жестокость и обман, двуличие и предательство. ‟Корыстолюбие отнимает у человека самые заветные чувства – любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте”. Так изъяснялся один из античных философов древнего мира Гай Саллюстий Крисп. Понимая ещё тогда всю сущность данной угрозы. Он пытается разъяснить эту проблему своим современникам. Используя, самый выгодный и действительный пример, связанный с жизнью каждого человека. Ведь у каждого есть своя привязанность, свои интересы и у каждого есть то, чем больше всего он дорожит. И потеря чего, обозначало бы трагедию или потерю смысла жизни как это бывает у тех, кто неожиданно с этим столкнулся. Здесь мы видим взгляд именно с мирской стороны. Проблема звучит в светском обществе, наполненном страстью к бескрайнему богатству, к постоянному собирательству, и именно для таких людей было вышесказанное предупреждение, что можно потерять не материальное счастье, но моральное благополучие.

Вспомним ещё одну евангельскую историю. Притчу о безумном богаче (Лк. 12:16-21), который обеспечил себе прекрасную беззаботную жизнь на много лет вперёд и, что же ответил ему Господь? Похвал ли его за такое стремление? Разумеется, нет! Господь сказал: “безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил”? На самом деле Спаситель не то, что угрожает богачу, а в большей степени вразумляет и наставляет нерадивого собирателя богатств. Ведь счастье невозможно измерить никакими материальными эквивалентами.

На самом деле людям кажется, что для счастья им чуть-чуть чего-то не хватает. Отвечая на вопрос о материальном благополучие прп. Амвросий Оптинский говорил: “… Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько не давай, не удовлетворишь его”. Человек, который одержим корыстолюбием всегда будет не хватать определённой суммы денег для удовлетворения своих пожеланий. Человеку тщеславному всегда будет не хватать какой-то дополнительной славы и чести. А человеку, озадаченного своими проблемами и делами, всегда будет не хватать какого-то волшебного разрешения этих проблем и дел. Но, если мы делаем что-то для других, не ожидая при этом одобрения, почестей и выгоды, значит, наши действия носят бескорыстный характер. Принимая усилие и рвение, мы будем брать верх над столь пагубной проблемой и, радость тому, кто смог сделать первые шаги. А сщмч. Киприан Карфагенский добавляет: ‟торжество над корыстолюбием тому, кто призирает деньги…”

Мы не должны забывать, что в погоне за собственным благополучием и обогащением, мы не замечаем главного, что над нами Бог и что прежде должны пытаться собирать сокровище на небесах и стремиться, чтобы ни когда не оскудевали наши хранилища там!




Источник http://kalugads.ru/grex-korystolyubiya-i-vozmozhnye-sposoby-borby-s-nim
 
«Будьте братолюбивы друг ко другу» (Рим. 12, 10)

Октябрь. Время умиротворяющего пейзажа. Земля готовится ко сну, и всё вокруг будто убаюкивает ее. Деревья укрывают землю одеялом опавших листьев. Густые облака всё реже и реже позволяют солнечным лучам беспокоить уставшую землю. А радостное пение птиц сменилось монотонным звучанием дождя. Кажется, октябрь – это время, когда всё вокруг замирает, засыпает и застывает.

Иногда застывают и отношения между людьми. Иногда шедшие навстречу друг другу люди почему-то останавливаются, перестают трудиться друг для друга и всё больше и больше желают получать, ничего не отдавая. Опасная мысль, будто прежде сделанного уже достаточно для того, чтобы друг всегда был также близок, как и прежде, парализует человека. Она лишает дружеские отношения жизни и превращает их в ледяную статую, неподвижную, хрупкую и холодную. И какой бы прекрасной ни казалась эта статуя, рано или поздно она растает и исчезнет.

О, если бы исчезали не дружеские отношения, а пропасть между людьми, считающими, что между ними нет ничего общего! Те, кто принимает эту ложь, стоят на разных сторонах одного обрыва, и черная пропасть недоверия разделяет их. Она страшна, потому что разделяет, калечит и губит. Она не позволяет узнать другого, учиться у него, наслаждаться его достоинствами и талантами. Пропасть недоверия сковывает разделенных ею людей, и никто из них порой так и не начинает строить мост над ней.

Совсем другому нас учит Христос. Он стоит у дверей человеческого сердца, не перестает стучать и смиренно ждет, когда Его впустят. Христос трудится для каждого из нас каждый день и не вспоминает ни многих благ, которые Он уже сотворил, ни тех ран, которые Он получил взамен. И сегодня, в день памяти святителей Московских, Кроткий Владыка вновь подает нам руку. Он посылает к нам двенадцать святителей. Среди них мы не найдем двух одинаковых. Они жили в разное время, сталкивались с различными трудностями и прославились неодинаковыми подвигами. Такие разные они пришли сегодня к нам, также не похожим друг на друга. Кто-то из нас прислушается к чудотворцу Алексию, исцелившему жену монгольского хана от слепоты. Кто-то будет восхищаться стойкостью Патриарха Ермогена, замученного иноземными захватчиками, и мужеством митрополита Петра, расстрелянного кровавыми гонителями. Иной будет поражен глубиной проповедей митрополита Филарета и мудростью пастырских посланий Патриарха Тихона, несшего крест патриаршего служения во время жесточайшего террора. А кто-то придет сегодня в Успенский собор нашей Лавры к мощам святителя Иннокентия поучиться его ревностному желанию пойти за Христом даже на край света. История каждого из вспоминаемых сегодня Московских святителей может многому научить каждого из нас. Посылая к нам своих угодников, Спаситель ждет, что после попыток научить нас великие святители не обратятся к нам со словами из сегодняшнего Евангельского чтения: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк. 7, 32).

В сегодняшний день Спаситель вновь служит нам, ведь Он опять трудится для того, чтобы мы не затворяли перед Ним сердец. Неужели и мы не будем делать того же для ближних? Неужели остановимся на пути радостного труда для своих друзей и превратимся в заледеневшую статую? Неужели не начнем возводить мост над пропастью недоверия? При ответе на эти вопросы будем помнить, что труд ради другого – это труд ради самого себя.

Проповедь произнес студент пропедевтического отделения магистратуры Московской духовной академии чтец Иоанн Кривоногов на Литургии 18 октября 2019 года.
 
Звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41)
Проповедь священника Сергия Шилова, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии в день памяти св. прп. Илариона Великого.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам приводит такое сравнение: "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15, 41).
Действительно, если мы посмотрим на звёздное небо, мы увидим звёзды более яркие, менее яркие, а есть и такие, которые невооружённым взглядом увидеть и невозможно. Эта замечательная аналогия Апостола Павла приведена по отношению к тем людям, которые своей праведной жизнью удостоились чинов святости.
В церковном календаре запечатлены имена многих угодников Божиих. Какие-то из них более известны, какие-то менее. Но ещё более святых угодников Божиих осталось вне церковного календаря, потому что часто люди, желая приблизиться к Богу, всячески избегали человеческой славы, живя по принципу: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Псалом 11, 9). Поэтому бесчисленное множество святых так и не попало в церковные календари, месяцесловы, синодики. Вместе с тем мы верим в то, что эти святые угодники предстоят за нас грешных в молитве перед Престолом Вседержителя.
С сегодняшнего вечера и завтра мы отмечаем память святого преподобного Илариона Великого. Это свидетельство того, как неумолимо время сглаживает из человеческой памяти следы минувших событий. Когда-то преподобного Илариона назвали Великим, а теперь, наверное, редкие люди знают о таком святом. Но память этого святого говорит нам о величии человека и о том великом предназначении, к которому мы все, братья и сестры, призваны. Ведь цель жизни Христианина – встреча с Богом, это обожение, всецелое уподобление Богу. И жизнь преподобного Илариона Великого – свидетельство того, что немощный человек, грешный, слабый и духовно, и физически, способен преобразить свою собственную душу. И главное на этом пути – всецелое стремление предать себя в руки Божии и следовать за Христом.
Преподобный Иларион Великий родился в III веке в Палестине. Для получения образования он отправился в Александрию, огромный город в Египте, который в те времена был мегаполисом, средоточием жизни, науки, торговли и одним из крупнейших городов тогдашнего мира. И вот именно в этом городе, находясь в городской суете, преподобный Иларион почувствовал, что всё это его тяготит, что душа его просит чего-то другого, он не может ужиться в этом огромном городе. И тогда он услышал о том, что в этом же Египте, недалеко от Александрии, в египетской пустыне подвизается великий святой – преподобный Антоний, которого ещё при жизни называли святым, один из основателей и столпов христианского монашества. И преподобный Иларион устремился в эту пустыню, бежал без оглядки из этого города, мегаполиса, для того чтобы увидеть этого святого и подражать его жизни. И в этом первый пример, который нам преподаёт Иларион Великий.
В нашей жизни необходимо найти такого человека или людей, которые будут для нас ориентиром в духовной жизни, глядя на которых мы можем сказать: "Вот действительно образец для подражания жизни христианской, и вот тот человек, на которого я хочу быть похожим, которому я хочу следовать".
У преподобного Илариона была очень непростая, сложная жизнь, жизнеописание сохранило всего несколько кратких, но очень ярких эпизодов из этой жизни, один из которых – совершенно поразительный – хочется привести на память:
Однажды, пребывая в пустыне в безмолвии, молитвенном созерцании, преподобный Иларион подвергся нападению разбойников, и кроткое слово назидания, вразумления и обличения перевернуло жизнь этих людей, и на том месте, в пустыне, разбойники основали монастырь, первыми насельниками которого и стали. Это удивительный пример того, как горячо и искренне верующий человек может преобразить не только свою душу, но и то зло, которое его окружает.
Поэтому, дорогие братья и сестры, в этот день будем молиться преподобному Илариону Великому, чтобы по его молитве и наша жизнь преобразилась. Сложно спастись, пребывая в миру, живя в крупном мегаполисе, осознавая свою слабость, духовное несовершенство. Сложно не прийти даже в какое-то уныние, осознавая, как далеко отстоит наша жизнь от жизни величайших подвижников древности, но вместе с тем, дорогие братья и сестры, по молитвам преподобного Илариона и великого множества явленных и неявленных святых угодников Божиих будем стремиться к тому, чтобы и в нашей жизни отблеск Божественного Света сиял так же, как он сиял в жизни преподобного Илариона, чтобы по милости Божией и наша жизнь преображалась. Конечно, невозможно всё бросить, уйти в пустыню. Такие духовные подвиги доступны лишь немногим, но в силах каждого человека стремиться к тому, чтобы в его жизни воплощались идеи Евангельских нравственных идеалов, чтобы в нашей жизни незримое присутствие Божие ощущалось, потому что о величайших праведниках древности говорили, что они ходят пред Богом, то есть живут таким образом, как если бы Бог видимым образом присутствовал в их жизни. В присутствии какого-то вышестоящего начальства мы будем вести себя хорошо и ходить "по струнке" и стремиться делать всё так, как положено. И вот как же страшно то, что мы забываем, что Господь Всеведущий видит не только наши действия, но и знает наши помыслы и наши сокровенные желания и тайные стремления. Будем же, дорогие братья и сестры, во все дни нашей жизни стремиться к тому, чтобы хотя бы немножко приблизиться к идеалу духовной жизни, чтобы по милости Божией и мы оказались хотя бы теми самыми маленькими звёздочками, которых не видно невооружённым взглядом, но которые всё-таки где-то в глубине Царства Небесного сияют. Аминь.

http://nupds.ru/index.php/component/content/article/55-2013-01-15-16-28-57/3580-2013-04-02-06-08-25
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.