Гомилетика

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.
Гомилетика, Гомилетика. Проповеди преподавателей и учащихся духовных школ
 
«Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21»

Проповедь студента III-курса бакалавриата КДС Сергея Дьякова, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 9 ноября 2019 года, на тему: «Толкование Евангелия от Луки гл. 8 ст. 16 – 21».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали евангельское чтение от Луки, где Господь наш Иисус Христос обращается к Своим ученикам и говорит наставление, в виде притчи.

Спаситель говорит такие слова: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» ( Лк. 8: 16-17).

По толкованию святителя Феофана Затворника, эти слова Господа говорят нам, что как бы мы ни прятали свои худые дела, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. И далее он продолжает, говоря, что документом, на котором будет вестись эта запись, является наша совесть. Мы иногда заставляем совесть молчать, и она молчит. Но хотя она и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись нашим делам.

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8: 18).

Эти слова по отношению к апостолам и народу имеют следующий смысл: апостолы, с дарованным им от Бога познанием тайн Царствия Небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания, без помощи притчей, потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:19-21)

Этими словами: «мать Моя и братья Мои суть те, кто слушают слово Божие и исполняют его», Господь показывает нам то, что Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями. Но поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит что нам должно не только слушать, но и исполнять.

Так же, возвращаясь к толкованию святителя Феофана Затворника, нужно сказать, что наши плохие дела, написанные совестью изгладить слезами покаяния. Эти слёзы всё худое смоют, не останется от этого и следа.

Этим евангельским сюжетом Господь призывает нас быть в примирении со своей совестью.

О пользе чтения Святого Евангелия говорят нам все святые отцы. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Святое Евангелие можно уподобить зеркалу, в котором каждый из нас, если захочет, увидит состояние своей души и то всемогущее врачевание, которое предлагается всемогущим врачом — Богом». В Евангелии можно найти все ответы на наши житейские вопросы или трудности.

Так же, преподобноисповедник Никон Оптинский, рассуждая о пользе Евангельского чтения, приводит такие слова: «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнетесь духом его, сделайте его правилом своей жизни, своей настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это - единственный свет нашей жизни».

Исходя из этого евангельского повествования и всего выше сказанного, давайте мы с вами, дорогие братья и сестры, будем слушать свою совесть, всегда находиться с ней в примирении , а так же слушать и исполнять слова Господа нашего Иисуса Христа, которые полностью изложены во Святом Евангелии, для того чтобы действительно стать сродниками нашего Спасителя. Аминь.


http://kalugads.ru/tolkovanie-evangeliya-ot-luki-gl-8-st-16-21
 
Егор Здрогов. Милость — духовное богатство

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали притчу о богаче и нищем Лазаре, описанную в Евангелии от Луки. Святая Церковь в этот день предлагает нам поразмышлять над этим отрывком.

Господь в этой притче показывает двух совершенно различных, диаметрально противоположных людей. Один был богат, знатен, одевался в роскошные одежды, а другой — лежал в язвах у ворот дома. Один жил, что называется «на широкую ногу» — пировал и всячески предавался веселию. Другой же мечтал, лишь бы получить те ничтожные объедки, что оставались от трапезы богача.

Но вот, пришла смерть. Лазарь, по слову Господа, « … отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.» (Лк.16:22)1. Почему? Потому, что при жизни, находясь в столь незавидном положении он ни разу не возроптал на Бога и не осудил богача. «Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами»2 — отмечает блж. Феофилакт Болгарский. А что же богач? Он, тоже умер. Как говорит блаженный Феофилакт «Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад»3.

В чём же состояла вина богача? По мысли архиепископа Аверкия (Таушева) «…неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки»4. Он пренебрёг не только богатством материальным, но и самым величайшим — милостью. Ведь

будучи человеком состоятельным, он мог бы облегчить страдания несчастного Лазаря.

И вот, находясь в муках, он видит Авраама и Лазаря на лоне его. Он просит проявить Авраама снисхождение. Сначала просит послать к нему Лазаря, чтобы облегчить страдания, затем послать Лазаря на землю к братьям богача, ведущим, по всей видимости, не менее порочный образ жизни. То есть он вспомнил о милости — но это было запоздалое раскаяние. Праотец Авраам отказывает ему в просьбе, так как богач получил муку соразмерную своей прежней греховной жизни5. По другой причине Авраам отказывает богачу по причине великой пропасти, разделяющей праведников и грешников. Как пишет архиеп.Аверкий (Таушев): «между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других»6.

Чему же учит нас эта притча? Она говорит нам о необходимости правильного пользования богатствами, данными нам Богом. Богатства эти не только материальные, но и духовные, и прежде всего — это милость. Да, человек может иметь небольшой достаток. Но у него есть милость — сокровище, которое никогда не иссякнет. Ничто не мешает нам, например, утешить человека словом в горе, уделить ему внимание, выслушать его, побеседовать с ним и т.д. Потому как зачастую человек нуждается в том, чтобы его поняли и выслушали. Тем же, кто имеет более высокий достаток ничто не мешает уделять часть от него нуждающимся. Например, св. прав.Иоанн Кронштадский организовал на свои средства «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, помогал многим нуждающимся7. Потому как сказано в Священном Писании «Ибо суд без

милости не оказавшему милости; милость превозносится на судом» (Иак.2:13)8. Аминь

Проповедь студента 3 курса Здрогова Егора, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в неделю 2о-ю по Пятидесятнице, 3 ноября 2019 года.

http://vologda-seminaria.ru/egor-zdrogov-milost-duhovnoe-bogatstvo/
 
Чтец Дмитрий Свиридов. Христос — наш главный врач

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за божественной литургией мы имели возможность слышать отрывок евангелия от Луки. Евангелист в этом отрывке передает историю сразу двух чудес, которые сотворил Господь наш Иисус Христос.

Иаир, начальник синагоги, человек, имеющий высокий статус в обществе, падает «к ногам Иисуса» (Лк. 8:41) и просит Христа прийти к нему в дом, в котором находится его дочь, лежащая при смерти. Факт того, что человек такого статуса как Иаир на глазах толпы просит Иисуса о помощи, говорит о крайнем отчаянии этого человека. Дочь находится при смерти, то есть она больна не один день и не неделю, а достаточно долгий промежуток времени, и только дойдя до точки невозврата, достигнув пика отчаяния, Иаир закрывает глаза на свой статус, смиряется и с последней верой идет к Господу. Господь откликается на зов Иаира и начинает путь в его дом. Шествие замедляет толпа, которая также ждет чудес, ждет проповедания истины, или просто ищет шанс посмеяться над Христом. Дальше евангелист Лука выводит из толпы второго человека, который ждет чуда. Это женщина, «руководимая весьма сильной верой» и страдающая кровотечением на протяжении двенадцати лет. Нужно отметить, что кровотечение — это признак нечистоты, а народ еврейский тяготился и пытался как можно сильнее отгородится от предмета нечистоты. Отношение к этой женщине — источнику нечистоты является негативным. И она сама это понимает. После двенадцати лет кровотечения, она решается на главный поступок своей жизни — она решает отдать свою участь в руки Господни. Она с верою осознает, что последняя возможность исцеления — это прикоснуться «края одежды Его» (Лк. 8:44). Прикоснуться означает прийти к Богу, возложить надежду на Его промысел. Мы видим, что и она решается не в первое время своего недуга, не в первый год. Она, «издержав на врачей все имение» (Лк. 8:43), то есть потратив все свои средства, испробовав все возможные способы, способы рук человеческих, она решает обратиться за помощью к Господу и она получает ее. Господь не презрел ее, но сказал ей: «дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 8: 48). Слуга Иаира приносит горестную весть. Дочь Иаира умерла. Не успели дойти или дочери стало гораздо хуже. Это уже не важно. наступила точка невозврата для человека. Но не для Христа. Придя в дом Иаира, Господь уверяет их: «Она не умерла, но спит» (Лк. 8:52). Домочадцы засмеялись над этими словами. Но каков был их шок, когда Христос победил смерть этого дитя и вернул ее к жизни. Господь дал заповедь Иаиру: «только веруй», указывая на то. что без веры не могло быть возвращения к жизни его дочери.

Чему же, дорогие братья и сестры, может научить и учит нас этот отрывок. Иаир и кровоточивая — это мы, люди двадцать первого века, которые не всегда сразу несут свои печали, горести Христу. Мы также дожидаемся точки невозврата, пытаемся сами помочь себе. Мы ставим веру в Бога на последние место. Но нет. Мы должны научиться ставить Бога и веру в Него на первое место, а не веру в людей, которые помогут, не веру в то, что мы сами способны что- то полноценно исправить в своей жизни, некий случай или «авось пронесет», если нет веры в силу Божию, то нам не в силах помочь ни люди близкие нам, не мы сами, ни случай, ни авось. Мы слабы и больны, больны грехом. Мы ничего не можем сделать без воли Божией. Грех — это наше кровотечение. «Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами». Но если женщина из евангелия страдала двенадцать лет, то мы страдаем пожизненно, и страдаем из-за того, что не обращаемся ко Христу, мы не идем к Нему, мы к нему «не прикасаемся». Но кровоточивая показала нам что дает прикосновение к краю ризы Господней, что дает встреча с Ним, что дает вера в Него. Это все дает очищение. Очищение душ и телес. Христос- наш главный врач. И для исцеления наших душ Он преподносит драгоценное Тело Свое и Святую Кровь Свою. И если мы не прикасаемся Тела и Крови Христовой, если не имеем веры к Нему, то вся наша жизнь земная не способствует строению жизни небесной.

Дорогие братья и сестры, нам следует запечатлеть эту евангельскую историю в своем сердце. Нам следует брать пример с Иаира и кровоточивой, которые своей верой, своим упованием, пусть даже и запоздалым, выстроили себе путь к Богу — Источнику всех благ. Давайте и мы в сохранении веры нашей обретем источник бессмертия и жизни вечной. Аминь.

Проповедь студента 3 курса чтеца Дмитрия Свиридова, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в неделю 22-ю по Пятидесятнице, 17 ноября 2019 г.

http://vologda-seminaria.ru/chtets-dmitrij-sviridov-hristos-nash-glavnyj-vrach/
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.