Филология

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 17 След.
Филология, Источники, мероприятия, новости.
 
"Зверь и шифр". В древнерусском храме нашли таинственное послание

На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и шифр. Ученые полагают, что на граффити XII века изображен неизвестный ранее религиозный обряд. Об уникальном открытии и спорах вокруг него — в материале РИА Новости.
"Редчайший пример"
Если сегодня начертить на стене храма надпись в духе "Здесь был Вася", можно заработать солидный штраф. Или даже тюремный срок — если памятник федерального значения. Но 800 лет назад думали иначе. Оттого стены церквей домонгольской эпохи испещрены многочисленными граффити.
Но об этом ученые узнали лишь в последние десятилетия: многие века надписи и рисунки покоились под толстым слоем штукатурки. Изображения, которые находят исследователи, порой становятся настоящей сенсацией.
Так случилось и с граффити Спасо-Преображенского собора. Уже установлено, что изображение относится к середине XII века, тогда храм только-только построили. Неизвестный выцарапал фигуру бегущего человека: левой рукой он поднимает над собой странное существо с головой птицы, телом змеи и хвостом рыбы.
"Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах", — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов.
По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме.
"На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию "именных кирпичиков": человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет", — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков.
Само собой, отмечает он, в храмах "абы что не чертили". Все надписи так или иначе связаны с христианской тематикой. На стенах Софийского собора в Новгороде в виде граффити встречаются даже народные подражания иконам Христа и Богоматери. Кроме того, в новгородских церквях исследователи обнаружили интересный феномен того времени: верующие царапали свое мирское имя и тут же — крестильное. Например, "Путята написал это", а рядом тем же почерком: "Раб Божий Илия".
Авторы храмовых граффити изображали и самих себя. Благодаря этому, например, ученые узнали, как выглядела повседневная одежда во времена домонгольской Руси. Процарапывали иногда и фигуры животных — либо домашних, либо связанных с тем или иным библейским эпизодом.
Оттого и необычен найденный в Переславле рисунок. На нем запечатлено фантастическое существо, о котором ни в Библии, ни в церковном предании нет ни слова.
"Часть картинки отколота, поэтому сомневаюсь, что у существа рыбий хвост. По всей видимости, изображено противоборство птицы и змеи, чему есть параллели в других памятниках древнерусской культуры", — рассуждает историк Савва Михеев.
По словам ученых, в средневековых представлениях змея олицетворяла зло — ведь в Библии именно из-за змея-искусителя Адама и Еву изгнали из Эдема. Птица же — небесный символ. Поэтому исследователи считают: в необычном граффити аллегорически запечатлена борьба добра со злом, то есть вполне церковный мотив.
Однако под рисунком и слева от него исследователи обнаружили надпись. Автор тот же, уверены они. Внизу отчетливо читается лишь конец фразы: "…но не всем ладно. Игнат писал".
А перед этой фразой вырезана последовательность из пяти славянских букв, причем в осмысленный текст они не складываются. То есть ученые наткнулись на некий шифр.
"Народный обряд"
"Можно предположить, что начальная часть надписи связана с некой процедурой гадания, которая была принята в ту эпоху. В древнерусской эпиграфике (надписях на камне, железе и дереве - прим.ред.) обнаруживаются и другие ее отражения", - говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.
По его словам, надпись относится к довольно большому пласту "народной магической культуры". В письменности домонгольской Руси его представляют также надписи на амулетах-"змеевиках" и берестяные грамоты с текстами заговоров. С точки зрения тех, кто писал и использовал эти тексты и предметы, как отмечает ученый, "они не противопоставлялись христианской вере".
"Мы имеем дело с периферией официальной религии, где христианские элементы сочетались с магическими практиками, часто очень древними. Например, известен обряд принесения клятвы или присяги. Он назывался "ходить ротЕ" ("ротА" – слово, однокоренное с реку, рок, – это и есть устная клятва). Это обряд языческого происхождения, но в христианскую эпоху мог совершаться в храме", - рассказывает лингвист
Однако это, по его словам, противоречило церковным канонам. Поэтому духовенство боролось с подобными обычаями. Сохранились древнерусские поучения, запрещающие "роты и клятвы", как и другие пережитки языческой поры, включая и гадания.
"До наших дней дошли "Слова" и "Поучения", запрещающие такие обычаи", — добавляет исследователь.
Скорее всего, граффити из Переславля укажет ученым на неизвестный религиозный обряд. Или же это послание потомкам — несколько лет назад в том же Преображенском соборе нашли граффити с именами убийц Андрея Боголюбского, завершившего возведение этого храма.
Новое открытие, надеются исследователи, поможет узнать неизвестные подробности о жизни Руси домонгольского периода, ведь от него осталось мало свидетельств. Как сообщил Гиппиус, результаты расшифровки надписей скоро представят широкой публике.

РИА - новости
 
Защищена докторская диссертация по эпиграфике Московской Руси

25 сентября 2020 года в диссертационном совете Российского Государственного гуманитарного университета успешно прошла защита диссертации доцента кафедры истории России исторического факультета ПСТГУ Александра Григорьевича Авдеева на соискание ученой степени доктора исторических наук.
Докторская диссертация на тему «Памятники лапидарной эпиграфики как источник по истории и культуре Московской Руси» представляет собой плод многолетних исследований Александра Григорьевича, являющегося автором более 10 монографий и более 100 научных статей по исследуемой теме.
Диссертация содержит два тома, первый из которых представляет само исследование, а второй – «Альбом иллюстраций», включающий фото надгробий последней трети XV - начала XVI в., типологические таблицы эволюции декора на крышках саркофагов и анэпиграфных надгробиях в XIII - начале XVI вв., каталог валунных надгробий, словарь мастеров XVI-XVII вв., работавших над изготовлением надписей на белокаменных плитах и изразцах, а также терминологический словарь.
Автореферат диссертации размещен на сайте dissovet.rggu.ru
Официальными оппонентами выступили член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор Школы филологии НИУ ВШЭ Алексей Алексеевич Гиппиус, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института Археологии РАН Альбина Александровна Медынцева и д.и.н., главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Столярова Любовь Викторовна.
Оппонентами была отмечена значимость диссертационного исследования Александра Григорьевича как фундаментального комплексного труда, который «следует назвать событием в отечественной историографии». Была отмечена обширность источниковой базы исследования, использование междисциплинарного подхода в изучении эпиграфических памятников, разработка специальной унифицированной терминологии для описания памятников, включение эпиграфического материала в изучение истории культуры, изменений индивидуального и общественного сознания и ряд прочих достижений работы.
Отдельного внимания оппонентов заслужил метод фотограмметрического моделирования, используемый документирования памятников старорусской эпиграфики в рамках проекта «Свод Русских надписей», руководителем которого является Александр Григорьевич.
Авторы отзывов к автореферату диссертации также отметили значимость исследования и не высказали существенных замечаний к работе.
С отзывами оппонентов можно ознакомиться по ссылке: dissovet.rggu.ru
В заключении диссертации Александр Григорьевич выстраивает перспективы развития данного исследовательского направления, связанного с реализацией проекта «Свод русских надписей».
В 2018 году командой проекта был получен грант Фонда развития ПСТГУ, успешно реализованный к настоящему времени. Благодаря усилиям Александра Григорьевича студенты исторического факультета ПСТГУ имеют возможность участвовать в развитии эпиграфики как вспомогательной исторической дисциплины в рамках проекта «Свод Русских надписей» (подробнее здесь).
Исследование Александра Григорьевича получило высокие оценки членов диссертационного совета, оппонентов и авторов отзывов на автореферат диссертации.
Поздравляем Александра Григорьевича с присвоением ученой степени доктора исторических наук и желаем дальнейших успехов в научной деятельности, преподавании и трудах на благо развития науки и университета!

Сайт ПСТГУ
 
Христианские мотивы в древнерусской литературе. Часть 1

Лектор: Скворцова Анна Владимировна, кандидат философских наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ), выпускница Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького.
Темы:
Лекция 1
В лекции рассказывается о развитии древнерусской литературы, ее жанрах и стилистическом своеобразии, прослеживается ее связь с христианством.
Вы сможете узнать:
- Как средневековый человек воспринимал время и пространство?
- Когда в древнерусской литературе писали больше о героях, а когда – о неудачниках?
- Почему жития святых часто похожи друг на друга?
- Верили ли наши предки в существование людей «с песьими головами»?
- Что общего между древнерусской литературой и современной?

Predanie
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 17 След.