ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 17 След.
Филология, Источники, мероприятия, новости.
 
Защищена диссертация по теме «Греческая письменность на северной периферии византийского мира и ее функционирование в иноязычной среде»

6 ноября ведущий научный сотрудник Лаборатории — Андрей Юрьевич Виноградов успешно защитил свою докторскую диссертацию в области филологии по теме «Греческая письменность на северной периферии византийского мира и ее функционирование в иноязычной среде».
Греческая письменность на северной периферии византийского мира и ее функционирование в иноязычной среде
Докторская диссертация. Ученая степень НИУ ВШЭ
  Соискатель:     Виноградов   Андрей Юрьевич  
  Члены комитета:     Иванов Сергей Аркадьевич (Национальный исследовательский   университет "Высшая школа экономики", д-р истор.наук, председатель   комитета), Афиногенов Дмитрий Евгеньевич (Институт всеобщей истории РАН, д-р   филол.наук, член комитета), Иванчик Аскольд Игоревич (Институт всеобщей   истории РАН, Национальный исследовательский университет "Высшая школа   экономики", д-р истор.наук, член комитета), Каррас Яннис (Институт   международного студенческого образования зарубежом (Фрайбург в Брейсгау),   PhD, член комитета), Кривко Роман Николаевич (Венский университет, д-р   филол.наук, член комитета)  
  Диссертация принята к предварительному рассмотрению:     25.06.2020  
  Диссертация принята к защите:     12.08.2020  
  Дисс. совет:     Совет по филологии  
  Дата защиты:     6.11.2020  
Диссертация посвящена использованию греческого письма на северной периферии византийского мира: на Кавказе, в Крыму и в домонгольской Руси, в т.ч. в иноязычной среде. Исследуются преимущественно лапидарные надписи и рукописи. Между отдельными памятниками греческого письма в этом регионе выявляются существенные типологические сходства, заставляющие поднять вопрос о месте греческого языка и письменности в новообращенных этнических и политических общностях на северной периферии империи. Особенно актуально это для тех областей, где греческий был единственным письменным языком: Лазики, Абхазии (до середины XI в.), Алании, позднесредневековой Кабарды. Одновременно с этим изучение грекоязычных памятников на северной периферии византийского мира позволяет получить новые данные по местным языкам (аланскому, адыгским, тюркским, крымско-готскому), включая их лексику и фонетику. Не менее важна и проблематика знакомства христианизированных северных «варваров» с памятниками греческой письменности, выявляющегося в текстах на местных языках.Основные выводы работы таковы. Греческий был единственным письменным языком для христианской Лазики V‒VII вв. (как эпохи Лазского царства, так и времени византийского владычества), Абхазии VI — середины XI в. и Кабарды XIV‒XVII вв. В Алании произошла настоящая адаптация греческого письма для местного языка. При этом греческий алфавит использовался для записи аланского как в эпиграфике, так и в рукописях. Подобным же образом греческий алфавит был приспособлен в позднее Средневековье для точнее не определяемого северокавказского тюркского языка. В Кабарде XIV‒XVII вв. записанные греческим алфавитом тексты на греческом и некоем тюркском языке несут на себе следы влияния вокализма адыгских языков. В Северном Причерноморье греческая письменность была доминирующей и демонстрирует в эпиграфике широкий набор типов и формул надписей, обладающий локальной спецификой, но четкие диалектные черты здесь не выделяются. В Горном Крыму греческая письменность не смогла окончательно вытеснить готскую, однако греческие формулы значительно повлияли на письменных крымских готов. В домонгольской Руси греческий имел широкое распространение как язык храмовых граффити, часть которых имеет литературный характер, причем греческий эпиграфический узус оказывал влияние и на славянскую надписи.
  Диссертация   [*.pdf, 7.68 Мб] (дата размещения 4.09.2020)
  Резюме   [*.pdf, 412.13 Кб] (дата размещения 4.09.2020)
  Summary   [*.pdf, 269.18 Кб] (дата размещения 4.09.2020)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
A new complex of Greek inscriptions from Machkhomeri fortress in Lazica (смотреть на сайте журнала)
Gothic graffiti from the Mangupbasilica (смотреть на сайте журнала)
Gotische Graffito-Inschriften ausder Bergkrim (смотреть на сайте журнала)
St. Parasceve of Iconium and her "lost" GreekActs (смотреть на сайте журнала)
The early Christian history of theBlack Sea Goths in the light of new Gothic inscriptions from Crimea (смотреть на сайте журнала)
Богородица-Заступница и заказчик: визуализация идеи небесного покровительства (Византия, Русь, Кавказ) (смотреть на сайте журнала)
Готские граффити из Мангупской базилики (смотреть на сайте журнала)
Два критических отклика на публикацию готских граффити с Мангупа (смотреть на сайте журнала)
День освящения храма в традиции Восточной Церкви (IV–XIII вв.): стратегии выбора (смотреть на сайте журнала)
Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа? (смотреть на сайте журнала)
Надпись на плинфе из Гродно (Пс 46: 5) в контексте византийско-русских эпиграфических связей (смотреть на сайте журнала)
О христианской эпиграфике Северного Причерноморья в новой книге В. П. Яйленко (смотреть на сайте журнала)
Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис Русской митрополии в 1156–1169 гг. (смотреть на сайте журнала)
«Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни (смотреть на сайте журнала)
“Эринии и вакханки”. Кто стоял у истоков новой болгарской общности в 1185–1186 гг.? (смотреть на сайте журнала)
Бравлин — бранлив или кроток? (смотреть на сайте журнала)
О хронологии русских митрополитов XIв. (по поводу новой гипотезы А. П. Толочко) (смотреть на сайте журнала)
 
  Отзывы  
  Отзыв члена Комитета     Иванов С.А.   (дата размещения 5.11.2020)   Кривко Р.Н.   (дата размещения 5.11.2020)   Каррас Я.   (дата размещения 5.11.2020)   Иванчик   А.И. (дата размещения 5.11.2020)   Афиногенов   Д.Е. (дата размещения 5.11.2020)  
  Сведения о результатах защиты:     Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую   степень доктора филологических наук (протокол № 2 от 06.11.2020)  
Сайт ВШЭ
 
В журнале «Проблемы исторической поэтики» вышла статья о изучении евангельского текста в произведениях Достоевского

Борисова В. В. Вангельский текст в творчестве Ф.М.Достоевского: проблемы и перспективы изучения. Проблемы исторической поэтики. №4, 2020 г.

Борисова В. В. доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, (Уфа, Российская Федерация), borisova@ufacom.ru

В статье осмысляются итоги и перспективы изучения евангельского текста в произведениях Ф. М. Достоевского на современном этапе, выявляются основные направления и методологические проблемы их анализа и интерпретации в рамках этнопоэтики как нового научного направления в литературоведении конца ХХ — начала ХХI века. Ее принципы сложились в лоне исторической поэтики, целью которой стало определение роли и границ христианского предания в русской словесности. В результате в научный дискурс вошли новые поэтологические категории соборности и пасхальности, утвердилось понимание христианского реализма как художественного метода, эстетическими принципами которого русская литература овладела в XIX веке. Явленный в Евангелии, христианский реализм предстал в творчестве Достоевского «реализмом в высшем смысле». Главный результат изучения русской словесности с точки зрения этнопоэтики — выявление в ней самого евангельского текста. Если в начале 1990-х гг. он еще не был выделен, то на сегодняшний день в основных своих контурах он уже хорошо описан, и прежде всего в произведениях Достоевского. Закономерности развития современного отечественного достоевсковедения в этом плане прослеживаются на примере терминологического тезауруса, сложившегося в процессе изучения евангельского текста в произведениях автора «великого пятикнижия». Налицо принципиально значимое сопряжение собственно литературоведческих, философских и богословских категорий. Тем не менее проблема разграничения филологического и религиозно-философского дискурсов в современном литературоведении в целом и в достоевсковедении в частности остается актуальной: с одной стороны, в ряде работ сохраняется уклон в «чистое богословствование»; с другой — усиливается внимание ученых к анализу функций и способов творческой трансформации христианского «предания» в русской литературе.

Текст статьи доступен на странице журнала
 
В журнале «Проблемы исторической поэтики» вышла статья о изменениях в представлении категорий жертвы и жертвенности в памятниках публицистики второй половины XVI в

Попович А. И. «Изображая жертву»: Пафос обличения и мученичества в сочинениях Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблемы исторической поэтики №4, 2020 г.
Попович А. И.  лаборант-исследователь Лаборатории эдиционной археографии, Уральский федеральный университет, (Екатеринбург, Российская Федерация), alexeypopowich@mail.ru
Аннотация:
В статье исследованы изменения в представлении категорий жертвы и жертвенности в памятниках публицистики второй половины XVI в.: в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским и в «Истории о великом князе Московском» Курбского. Выявлено, что обращение писателей этого времени к литературной топике жертвы имеет принципиально иной характер по сравнению с предшествующей книжностью Древней Руси. В данном аспекте определены основные средства поэтики и риторики сочинений Грозного и Курбского. Приемы актуализации темы жертвы для обоих авторов носят схожий характер: каждому из них свойственна определенная десакрализация высокой христианской идеи и использование ее и связанной с ней топики в субъективных, как правило, идеологических целях. Подобные изменения становятся возможными вследствие характерного для того времени смешения земной (мирской) и небесной (сакральной) логики в обращении с категорией жертвы. Если для Курбского убитые царем люди являются новомучениками, то для самого Грозного это в первую очередь справедливо наказанные изменники. Царь убежден, что подданные должны быть готовы пожертвовать жизнью ради него и по его воле, Курбский же, не отрицая необходимость и готовность к жертве, последовательно доказывает несоответствие личности царя христианским представлениям об идеальном самодержце, тем самым убеждая читателя в возможности противостояния монарху. Оба автора при этом, характеризуя себя как лицо, пострадавшее от действий другого, используют литературную топику жертвы.

Текст статьи доступен на сайте журнала
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 17 След.