ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 158 След.
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Лекция Юлии Ревзиной «Архитектура храмов эпохи итальянского Ренессанса и неоренессанс XIX века»

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=dV6h6DNA_ms

Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств представляет лекцию члена РАХ, кандидата искусствоведения, профессора Юлии Евгеньевны Ревзиной на тему: «Архитектура храмов эпохи итальянского Ренессанса и неоренессанс XIX века». Эпоха итальянского Ренессанса стала во многих отношениях отправной точкой для развития европейской классической традиции Нового и Новейшего времени, подарив этим эпохам новую интерпретацию наследия античности. Гуманистические идеалы, возрождение античного наследия, сотворение нового пространственного образа мира стало основанием архитектуры итальянского Ренессанса. Одной из важнейших сфер, в которой ренессансные гуманистические идеалы обретали свой зримый образ, был храм. Поэтому храм стал одним из ярчайших воплощений нового строя архитектуры итальянского Ренессанса. Именно храму посвящена настоящая лекция, которая отражает содержание главы «Дом Господа» в недавно вышедшей монографии Ю.Е. Ревзиной «История архитектуры Италии эпохи Возрождения»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ СМЕРТИ И ОБРЯДА ПОГРЕБЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-41-59

В. Ю. Даренский
Луганский государственный педагогический университет, Украина
darenskiy1972@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2042-5527

Аннотация
В статье на разнообразном культурном материале рассматривается важный визуальный аспект русской культуры, в котором ярко выразился русский религиозный характер, воспитанный Православием. В современную эпоху секуляризации он во многом сохраняется и продолжает определять мироощущение людей. Рассмотрены суждения митрополита Антония Сурожского об отличиях православного и западного восприятия смерти и умерших людей. Особое русское переживание смерти и обряда погребения показано на примерах рассказов И. Бунина «Преображение» и Г. Газданова «Панихида». Смерть здесь понимается как начало воскресения – как новое рождение человека в вечность, а не как всего лишь конец земной жизни, что более характерно для западного сознания. Преображение души героя, случившееся при чтении Псалтыри над умершей матерью, превращается в космогонический процесс преображения всей жизни и всего бытия – явленный прообраз того преображения, которое будет после конца мира сего. Оно может переживаться как реальный факт душевной и духовной жизни человека только в этой ситуации непосредственной близости с умершим человеком. Панихида как «кратковременное вторжение вечности» – это «формула» русского понимания смерти. Отторжение мёртвых, страх и отвращение перед ними, характерные для западной ментальности, привели к появлению в культуре образа вампира – олицетворения мёртвого человека как такового. Если предельным символом умершего человека в Православии являются нетленные мощи, то для западной культуры таким предельным символом стал вампир. Кроме того, приукрашивание умерших, чтобы они выглядели «как живые», очень характерно для западного человека, поскольку он не хочет видеть смерть, а хочет лишь сохранить память о человеке в этом мире. Однако на высоте поэтического вдохновения и глубочайшей душевной скорби в западном человеке пробуждается переживание смерти, очень близкое человеку православному, – смерти как пасхального таинства вступления в вечную жизнь и чаяния будущего телесного воскресения, исповедуемого в «Символе веры». Понимание смерти, заложенное в «коде» русской культуры, проявляется и тогда, когда автор далёк и от национального менталитета, и от православной веры, – поскольку этот «код» столь силён, что подчиняет себе автора через язык самой культурной традиции.

Ключевые слова: визуальное, русская культура, религиозная символика, смерть, погребение, преображение, панихида

Библиография

Адамович 2005 – Адамович Г. Полное собрание стихотворений. Санкт-Петербург, 2005.

Антоний 2002 – Антоний, митрополит Сурожский. Труды. Книга первая. Москва, 2002.

Антонов 2007 – Антонов С. А. Тонкая красная линия. Заметки о вампирической парадигме в западной литературе и культуре // «Гость Дракулы» и другие истории о вампирах. Санкт-Петербург, 2007. С. 5–86.

Баратынский 1989 – Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. Ленинград, 1989.

Бродский 2001 – Бродский И. Сочинения. Том I. Санкт-Петербург, 2001.

Булгаков 1996 – Булгаков С. Н. Софиология смерти // Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва, 1996. С. 273–306.

Бунин 2006 – Бунин И. А. Преображение // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4. Москва, 2006. С. 199–202.

Вересаев 1961 – Вересаев В. В. Из книги «Записи для себя» // Вересаев В. В. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 5. Москва, 1961. С. 472–527.

Вовенарг 1988 – Вовенарг Л. де Клопье. Размышления и Максимы. Ленинград, 1988.

Газданов 2009 – Газданов Г. Панихида // Газданов Г. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Москва, 2009. С. 528–538.

Державин 1851 – Державин Г. Р. Сочинения. Том первый. Санкт-Петербург, 1851.

Карсавин 1992 – Карсавин Л. П. Поэма о смерти // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Том 1. Москва, 1992. С. 235–305.

Карсавин 1994 – Карсавин Л. П. О началах // Символ. 1994. № 31. С. 177–350.

Коути, Харса 2012 – Коути Е., Харса Н. Суеверия викторианской Англии. Москва, 2012.

Победоносцев 2011 – Победоносцев К. П. Государство и Церковь. Том II. Москва, 2011.

Проскурина 2016 – Проскурина Е. Н. Художественная философия смерти в новеллистике Г. Газданова // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. С. 72–82.

Симеон 1994 – Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный. Псалтырь рифмотворная // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. Москва, 1994. С. 55–186.

Терешкина 2014 – Терешкина Д. Б. «Егда душа от тѣла нуждею разлучается, ужасна тайна всѣмъ и страшна» (Смерть в синодике Новоезерского монастыря) // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2014. № 1. С. 143–153.

Флобер 1989 – Флобер Г. Госпожа Бовари. Повести. Лексикон прописных истин / Пер. с фр. Москва, 1989.

Сведения об авторе

Виталий Юрьевич Даренский
доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Луганский государственный педагогический университет.
Ул. Оборонная 2, Луганск, Украина, 91011
E-mail: darenskiy1972@rambler.ru

Для цитирования:
Даренский В. Ю. Вероисповедальная символика переживания смерти и обряда погребения в русской православной культуре // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 41–59.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-41-59
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
ОБРАЗ БОЖЬЕГО МИЛОСЕРДИЯ: ВИЗУАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЧЕСТВЕ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-105-118

Т. А. Фолиева
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия
tatiana_folieva@yahoo.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6631-6022

Аннотация
Культ Божьего Милосердия появился в первой трети XX века в Польше и благодаря усилиям нескольких священников и при поддержке папы Римского Иоанна Павла II стал популярен во многих католических странах. Культ связан с фигурой визионерки, католической святой Фаустины Ковальской (1905–1938). Она происходила из бедной семьи, не получила никакого образования (в том числе теологического), приняла монашество в возрасте 21 года. С детства у Фаустины были видения, в которых ей являлся Иисус Христос. Он говорил о Божьем Милосердии, Венчике Милосердия и просил сестру, чтобы она способствовала созданию Образа Божьего Милосердия. После принятия вечных обетов Фаустина рассказывает о видениях своему духовнику о. Михаилу Сопоцько, который сначала отправляет её на психиатрическое освидетельствование, а убедившись, что сестра здорова, помогает ей в создании Образа. После смерти Фаустины, в течение пятидесяти лет формируется традиция теологии милосердия, которая станет основой понтификата Иоанна Павла II. В данной статье мы рассматриваем только одну сторону почитания Божьего Милосердия, а именно историю Образа Иисуса Милосердного от первого изображения, которое было создано при непосредственном участии св. Фаустины Ковальской художником Евгениушем Казимировским (1873–1939), до вариаций Образа, которые были написаны в 60–80-ее гг. ХХ столетия. Сестра Фаустина и её видения символизируют новый этап в католической теологии, причём это касается не только обращения к Милосердию, но и произошедшего визуального поворота в благочестии.

Ключевые слова: католицизм, теология милосердия, Фаустина Ковальская, Образ Божьего Милосердия, современная католическая теологическая мысль

Библиография

Ковальская 1993 – Божие милосердие в моей душе. Дневник блаженной Фаустины Ковальской / Перевод с польск. И. Баранова. Москва, 1993.

Фолиева 2020 – Фолиева Т. А. «Фаустина Ковальская — учитель Церкви?»: о некоторых тенденциях в современной католической теологии в Польше // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 47–58.

Cichońska 2021 – Cichońska B. Historia Obrazu // Sopocko.pl. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sopocko.pl/historia-obrazu/ (дата обращения: 20.04.2021).

Garnett, Harris 2013 – Garnett J., Harris A. Canvassing the Faithful: Image, Agency and the Lived Religiosity of Devotion to the Divine Mercy // Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 4: Prayer in Religion and Spirituality. Leiden, 2013. P. 77–102. https://doi.org/10.1163/9789004260498_006.

Gorczyca 2015 – Gorczyca A. J. Kult obrazu Jezusa Miłosiernego w Narodowym Sanktuarium Bożego Miłosierdzia w Stockbridge (USA). Opole, 2015.

Krawczyk 2017 – Krawczyk K. Malarz Bożego Miłosierdzia – Adolf Hyła // Ekai.pl. 2017. 23 kwietnia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekai.pl/adolf-hyla-malarz-bozego-milosierdzia-rozmowa-z-ks-dr-piotrem-szweda-ms/ (дата обращения: 20.04.2021).

Morgan 2008 – Morgan D. The Sacred Heart of Jesus: The Visual Evolution of a Devotion. Amsterdam, 2008.

Sopoćko 2005 – Sopoćko M. Jezus Król Miłosierdzia. Artykuły z lat 1936–1975. Warszawa, 2005.

Witko 2003 – Witko A. Boża tajemnica miłosierdzia: święta Faustyna i Nabożeństwo do Miłosierdzia Bożego. Kraków, 2003.

Сведения об авторе

Татьяна Александровна Фолиева
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Ул. Новокузнецкая 23 Б, Москва, Россия, 115184
E-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Для цитирования:
Фолиева Т. А. Образ Божьего Милосердия: визуальное богословие в современном католичестве // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 105–118.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-105-118

https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/54
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 158 След.