ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 158 След.
Филология, Источники, мероприятия, новости.
 
НОВГОРОДСКАЯ ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕКСТ И ОБРАЗ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-85-104

Д. Б. Терешкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новгородский филиал), Великий Новгород, Россия
terdb@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2079-1116

Аннотация
Новгородская житийная литература чрезвычайно богата. Большое количество монастырей, окружавших Новгород, святые, подвизавшиеся в самом Новгороде, прекрасная сохранность новгородских древностей (рукописей, памятников литературы, иконописи, зодчества), обусловленная историей Новгородской земли (Новгород избежал разорения монголо-татарами, всегда сохранял собственную уникальность, заключавшуюся, кроме вечевого республиканского уклада, в свободном определении форм эстетического выражения), – всё это обусловило богатство новгородской агиографии, насчитывающей более сотни произведений. Основу новгородской житийной литературы составляют наиболее древние и «авторитетные» жития «популярных» святых: Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Варлаама Хутынского, Михаила Клопского, Евфимия Вяжищского и др., сохранившиеся в большом количестве списков. Древненовгородская агиография развивалась, вероятно, начиная с XIII в. и заканчивая первой половиной XVIII в. Она, как наиболее представительный средневековый жанр, отразила специфические особенности древненовгородской литературы, до сих пор являющиеся предметом научной дискуссии. Тем не менее можно, как нам кажется, выделить особенности новгородской средневековой литературы. К ним относится большое количество летописных сводов (а также, что является пока исключительно новгородским установленным феноменом, постоянно ведущаяся летопись), богатство и разнообразие других литературных жанров (сказаний, житий, повестей, хождений), взаимопроникновение жанров (видение или чудо как иконный образ и как литературное произведение, визуальное отражение литературного сюжета – «Сказание о битве новгородцев с суздальцами» и др.), простота, лаконичность, безыскусность стиля, открытость к заимствованиям, внимание к местным темам и событиям. Специфика новгородской средневековой житийной литературы отражает и расширяет представления об особенностях древненовгородской литературы в целом. Агиография средневекового Новгорода характеризуется изображением исторических событий, связанных с вечевым укладом города, описанием противоречивости новгородцев в отношении к новгородским иерархам, повседневной жизни города, новгородских реалий – Судного моста, Волхова, двух «сторон» Новгорода, всегда находившихся в противостоянии друг другу. Одной из специфических особенностей новгородской житийной литературы является высокая достоверность текстов, подтверждающаяся сохранившимися до наших дней реалиями, отражёнными в житиях, и даже местными традициями поклонения святым. В Новгороде на самом деле существует феномен «живой истории», реализующейся, в том числе, в перекличке целой сети памятников – литературных, иконографических, архитектурных, а также в ряде источников деловой и художественной письменности, напрямую или косвенно подтверждающих изображённые в новгородской литературе события. Всё отмеченное позволяет утверждать о гораздо большей историчности житийной литературы (в данном случае – новгородской), чем было принято считать ранее.

Ключевые слова: Новгород, жития святых, историчность, достоверность, локальность тем и идей, простота, изобразительность, текст, образ

Библиография

Варлаам 1881 – Общество любителей древней письменности. Вып. 41: Житие Варлаама Хутынского. Санкт-Петербург, 1881.

Власов 1995 – Власов А. Н. Устюжская литература XVI–XVII веков. Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995.

Гачев 1988 – Гачев Г. Национальные образы мира. Москва, 1988.

Гордиенко 2001 – Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. Санкт-Петербург, 2001.

Дмитриев 1984 – Видение хутынского пономаря Тарасия / Подг. текста, пер., комм. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. Москва, 1984. С. 416–421.

Дмитриев, Лихачёв 1981 – Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. / Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. Москва, 1981.

Дмитриева 1994 – Дмитриева Р. П. Введение // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Санкт-Петербург, 1994. С. 3–11.

Колобанов 1982 – Колобанов В. А. Владимиро-суздальские литературные памятники XIV–XVI веков. Москва, 1982.

Крушельницкая 1996 – Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Санкт-Петербург, 1996.

Лихачёв 1945 – Лихачёв Д. С. Новгородская летопись XIII–XIV вв. // История русской литературы в 10 томах. Том 2. Часть 1: Литература 1220-х – 1580-х гг. Москва, Ленинград, 1945. С. 114–121.

Лихачёв 1964 – Лихачёв Д. С. Памятники искусства в литературе Новгорода // Новгород. К 1100-летию города / Под ред. М. Н. Тихомирова. Москва, 1964. С. 48–56.

Охотникова 1985 – Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исследование и тексты. Ленинград, 1985.

Охотникова 2003 – Охотникова В. И. Литература древнего Пскова // Псковский край в литературе. Псков, 2003. С. 7–76.

Пиккио 2002 – Пиккио Р. История древнерусской литературы / Пер. с итал. Москва, 2002.

Пятнов 1982 – Пятнов П. В. Жанры новгородской литературы XIII–XV вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Москва, 1982.

Руди 1996 – Руди Т. Р. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной). Санкт-Петербург, 1996.

Сажин 2000 – Русская провинция: миф – текст – реальность / Под ред. В. Н. Сажина. Москва, Санкт-Петербург, 2000.

Семячко 2005 – Семячко С.А. Проблемы изучения региональных агиографических традиций (на примере вологодской агиографии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. Санкт-Петербург, 2005. С. 122–142.

Смирнов, Смолицкий 1978 – Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция // Новгородские былины. Москва, 1978. C. 314–335.

Терешкина 2001 – Максимова (Терешкина) Д. Б. Житийные памятники, посвящённые Нифонту Новгородскому: литературная история текстов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Великий Новгород, 2001.

Терешкина 2002 – Максимова (Терешкина) Д. Б. Видение Нифонту и Нифонт в Видении Дорофею: связь времён и текстов // Время и текст. Историко-литературный сборник. Санкт-Петербург, 2002. С. 18–29.

Терешкина 2006 – Терешкина Д. Б. Новгородская житийная литература. Великий Новгород, 2006.

Терешкина 2015 – Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» и русская словесность Нового времени. Великий Новгород, 2015.

Чистов 1986 – Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.

Чмыхало 1983 – Чмыхало Б. А. Литература Сибири XVII–XVIII вв. Красноярск, 1983.

Сведения об авторе

Дарья Борисовна Терешкина
доктор филологических наук, профессор кафедры кадровой политики и управления персоналом.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новгородский филиал).
Ул. Германа 31, Великий Новгород, Россия, 173003
E-mail: terdb@mail.ru

Для цитирования:
Терешкина Д. Б. Новгородская житийная литература: текст и образ // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 85–104.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-85-104

https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/53
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Высоко-Петровский монастырь восстанавливает храм-усыпальницу

Уже отреставрированы церковь Петра Митрополита и храм-усыпальница в честь Боголюбской иконы Божией Матери

В столице продолжается реставрация зданий Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке. Его комплекс создавался преимущественно в XVI–XVIII веках, он является одним из лучших образцов нарышкинского барокко. Работы в обители, бывшей родовой усыпальницей Нарышкиных, надеются завершить к 350-летию со дня рождения Петра I, более 20 родичей которого по материнской линии погребены именно здесь.

Восстановление монастырского храма-усыпальницы в честь Боголюбской иконы Божией Матери началось в 2019 году. В ходе работ в интерьере церкви была обнаружена настенная живопись XVIII–XIX веков, а также открыто несколько склепов. В 2020 году найдены захоронения родителей царицы Натальи — Кирилла и Анны Нарышкиных, а также ее сестер и братьев, в том числе знаменитых соратников Петра — Льва и Кирилла Нарышкиных. Обнаружились и другие погребения, считавшиеся утраченными, причем уже достаточно давно — со времен наполеоновского нашествия, разорения которого были усугублены секуляризацией монастыря после 1917 года.

Как рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), фрагменты разбитых надгробий Нарышкиных были недавно обнаружены под временным полом в слое мусора. В монастыре планируют постепенно реконструировать надгробия, обозначающие местоположение подземных склепов, благодаря чему пространство церкви опять будет выглядеть как усыпальница, повторяя внутренний облик храма в XIX веке, когда нарышкинские надгробия были восстановлены в первый раз, вскоре после Отечественной войны 1812 года.

Также завершаются работы по воссозданию архитектурного облика усыпальницы, построенной в последней трети XVIII века подле Боголюбского храма, где захоронены еще три представителя рода Нарышкиных.

Боголюбская церковь оказалась единственным зданием, в котором сохранились старинные росписи. Среди сюжетов — «Омовение ног», «Воскресение Христово» и «Святая Троица в окружении небесных сил», а также верхняя часть живописного «Распятия» и изображение святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Это масляная живопись, тонкая, слабофактурная, на тонкой штукатурной основе. Предполагается, что автором росписей был художник Иван Сергеевич Сушкин, о котором подробных сведений не имеется. На основе сохранившихся под слоем штукатурки и краски фрагментов был разработан проект реставрации по состоянию на XIX век, так как именно рубежом XVIII–XIX столетий они датируются на основе стилистического анализа.

Игумен Петр на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой рассказал, что после восстановления Боголюбского храма настанет черед Сергиевской церкви с окружающим ее гульбищем. С 2016 года в Высоко-Петровском монастыре уже отреставрировали колокольню с надвратной Покровской церковью, церкви Святого Пахомия и Петра Митрополита, Толгскую церковь, Сергиевскую трапезную, Нарышкинские палаты, Келейный и Игуменский корпуса. По словам начальника отдела реставрации и ремонта финансово-хозяйственного управления Московского патриархата Екатерины Инасаридзе, все реставрационные работы на территории монастыря финансируются в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, помогают благотворители.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210817-ZGrh/
Научные мероприятия и образовательные возможности
 
Высоко-Петровский монастырь восстанавливает храм-усыпальницу


Уже отреставрированы церковь Петра Митрополита и храм-усыпальница в честь Боголюбской иконы Божией Матери
В столице продолжается реставрация зданий Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке. Его комплекс создавался преимущественно в XVI–XVIII веках, он является одним из лучших образцов нарышкинского барокко. Работы в обители, бывшей родовой усыпальницей Нарышкиных, надеются завершить к 350-летию со дня рождения Петра I, более 20 родичей которого по материнской линии погребены именно здесь.

Восстановление монастырского храма-усыпальницы в честь Боголюбской иконы Божией Матери началось в 2019 году. В ходе работ в интерьере церкви была обнаружена настенная живопись XVIII–XIX веков, а также открыто несколько склепов. В 2020 году найдены захоронения родителей царицы Натальи — Кирилла и Анны Нарышкиных, а также ее сестер и братьев, в том числе знаменитых соратников Петра — Льва и Кирилла Нарышкиных. Обнаружились и другие погребения, считавшиеся утраченными, причем уже достаточно давно — со времен наполеоновского нашествия, разорения которого были усугублены секуляризацией монастыря после 1917 года.

Как рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), фрагменты разбитых надгробий Нарышкиных были недавно обнаружены под временным полом в слое мусора. В монастыре планируют постепенно реконструировать надгробия, обозначающие местоположение подземных склепов, благодаря чему пространство церкви опять будет выглядеть как усыпальница, повторяя внутренний облик храма в XIX веке, когда нарышкинские надгробия были восстановлены в первый раз, вскоре после Отечественной войны 1812 года.

Также завершаются работы по воссозданию архитектурного облика усыпальницы, построенной в последней трети XVIII века подле Боголюбского храма, где захоронены еще три представителя рода Нарышкиных.

Боголюбская церковь оказалась единственным зданием, в котором сохранились старинные росписи. Среди сюжетов — «Омовение ног», «Воскресение Христово» и «Святая Троица в окружении небесных сил», а также верхняя часть живописного «Распятия» и изображение святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Это масляная живопись, тонкая, слабофактурная, на тонкой штукатурной основе. Предполагается, что автором росписей был художник Иван Сергеевич Сушкин, о котором подробных сведений не имеется. На основе сохранившихся под слоем штукатурки и краски фрагментов был разработан проект реставрации по состоянию на XIX век, так как именно рубежом XVIII–XIX столетий они датируются на основе стилистического анализа.

Игумен Петр на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой рассказал, что после восстановления Боголюбского храма настанет черед Сергиевской церкви с окружающим ее гульбищем. С 2016 года в Высоко-Петровском монастыре уже отреставрировали колокольню с надвратной Покровской церковью, церкви Святого Пахомия и Петра Митрополита, Толгскую церковь, Сергиевскую трапезную, Нарышкинские палаты, Келейный и Игуменский корпуса. По словам начальника отдела реставрации и ремонта финансово-хозяйственного управления Московского патриархата Екатерины Инасаридзе, все реставрационные работы на территории монастыря финансируются в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, помогают благотворители.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210817-ZGrh/
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 158 След.