В рамках фестиваля «Вера и слово» состоялась панельная дискуссия, посвященная вопросам биоэтики
В рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово», который по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходит в Подмосковье 18-22 октября 2021 года, состоялась панельная дискуссия «Бессмертие: клетка и цифра».
В мероприятии приняли участие 300 делегатов и гостей фестиваля, в том числе эксперты в области биоэтики, цифровых и информационных технологий.
Открывая дискуссию, модератор мероприятия Елена Жосул отметила, что процессы цифровизации сегодня оказывают значительное влияние на жизнь общества, в связи с чем возрастает важность выражения артикулированной позиции Церкви и всего сообщества верующих по происходящим переменам и тенденциям в области технологий и попыток их сочетания с природой человека.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист рассказал о деятельности возглавляемой им группы, занимающейся проблематикой, связанной с развитием искусственного интеллекта и новыми информационными технологиями. По его мнению, для Церкви особенно важно иметь прямой диалог с профессиональным сообществом, занимающимся разработками в технологической сфере.
Игорь Ашманов, президент компаний «Крибрум», «Ашманов и партнеры», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, высказался о принципиальной невозможности создания полноценного искусственного интеллекта, так как человечество до сих пор не разгадало тайны функционирования собственного сознания и природных механизмов. Он также выразил мнение, что по большей части популярные дискуссии о технологиях служат рекламой отдельных видов услуг с сомнительной эффективностью (многолетняя заморозка человеческих тканей, создание цифрового слепка сознания и т.д.).
Член Синодальной комиссии по биоэтике, кандидат биологических наук священник Владимир Духович выступил с презентацией и пояснил, что технологии неспособны преодолеть проблемы старения человеческого организма и смерти. Кроме того, он напомнил, что продолжительность человеческой жизни задана Самим Богом, а болезни и смерть служат последствием грехопадения.
Секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов напомнил, что в этот день отмечается Всемирный день биоэтики. Священник выступил с сообщением о приоритетных направлениях работы комиссии и отметил важность этической и философской оценки явлений современности. Значительную часть выступления он посвятил раскрытию тоталитарной сути идеологии трансгуманизма, вступающей в противоречие с правами человека и ставящей ложные задачи и утверждающей ложные посылы.
В ходе мероприятия гости и участники фестиваля задавали спикерам свои вопросы, посвященные актуальной дискуссии об этических принципах разработки искусственного интеллекта, влиянии технологий на современность и будущее общества.
Третья встреча семинара «Сирийские мистики VII-VIII вв.», состоявшаяся 14 октября 2021 года, во время которой Максим Глебович Калинин совместно с участниками семинара читал и комментировал 26 трактат из первого тома сочинений Исаака Сирина «Против тех, кто говорит: "Если Бог благ, то почему Он это [зло и смерть] создал?». Оглавление: 0:08 — О 26-ом трактате первого тома Исаака Сирина. Заглавие. 1-4 изречение. 04:34 — О сирийском термине «кнома» (qnoma, ܩܢܘܡܐ). 07:49 — Учение о тьме у восточносирийских авторов. Грех, геенна, смерть — действия, а не сущности. 14:55 — 5-6 стихи 26 трактата. Исаак Сирин о Сатане. 20:26 — 7 стих. О способности к различению. Как отличить ложный мистический опыт от подлинного? Созерцание творений. 43:29 — Параллельные места в текстах Иосифа Хаззайи и Феодора Мопсуестийского. Созерцание звезд, степени созерцания бестелесных и формы визионерского опыта. 53:53 — 8 стих. Делание размышления. 59:58 — Параллельные места из «Глав о ведении» Иосифа Хаззайи. 1:04:04 — Иосиф Хаззайя и Исаак Сирин о состоянии богооставленности. Место чистоты и место ясности и созерцание между ними. 1:13:43 — О псалмопении, молитве и чтении. Возвращение к чтению 26-го трактата первого тома Исаака Сирина (чтение, толкование, параллели). 01:27:05 — 9-10 стихи. Почему сладостен хлеб, добываемый потом. О связи между трудом и радостью. О духовной добродетели. О двух силах, подчиняющих волю и природу человека. Подчинение воли и преображение плоти. 01:39:40 — 11-12 стихи. Страх, подчинение воли, свобода и неравенство. Созерцания на духовной степени. _______ Запись и подробная информация о семинаре «Сирийские мистики VII-VIII вв.»: https://7seminarov.com/syrian_mysticism
21 октября в Пушкинском музее к выходу новых книг «Чертополох и терн» пройдет лекция российского художника, писателя и историка искусства Максима Кантора «Гентский алтарь как проект объединенной Европы».
Гентский алтарь работы братьев Губерта и Яна ван Эйков («Алтарь мистического агнца») предлагается рассмотреть в контексте исторических событий: Столетней войны, политики Великого герцогства Бургундского, эволюции теологических споров Вселенских соборов (от Констанцского до Базельского и Ферраро-Флорентийского), конфликта гвельфов и гибеллинов, дебатов папизма и конциляризма. Концепция (политическая и религиозная) Гентского алтаря встроена в эти споры. Таким образом, Гентский алтарь помимо сугубо эстетического значения приобретает также и политическое, и теологическое.
Ян ван Эйк, живописец и камердинер (valet de chambre) Филиппа Доброго, в свете такого толкования предстает не только иллюстратором Священного Писания, но государственным деятелем и политическим мыслителем, мыслящим в контексте идей своего времени.
Максим Кантор. Художник, писатель, философ. Почетный член Пемброк-колледжа в Оксфорде, удостоен звания в области философии Doctor Honoris Causa Туринского университета; произведения художника находятся в Британском музее, Штеделевском институте (Франкфурт-на-Майне), Академии изобразительных искусств (Вена), Третьяковской галерее и др.