Христианство живет и развивается, отзываясь на актуальные вопросы времени. Интенсивно развивается и христианское искусство — как в традиционных формах, так и в новых, порой радикально экспериментальных. Церковное искусство тесно взаимодействует со светским и учится у него. Можно ли сегодня уверенно провести границу между светским и церковным? Как сегодня понимается иконописный канон? Ирина Языкова — искусствовед, кандидат культурологии, директор Библейско-Богословского института им. ап. Андрея. 7 августа 2021 года
Доклад Нины Владимировны Брагинской о катарсисе, прочитанный на презентации коллективной монографии «Клио в зазеркалье. Исторический аргумент в гуманитарной и социальной теории» в ходе семинара Факультета гуманитарных наук «Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке».
Аристотель в «Поэтике» упоминает катарсис как цель трагедии всего один раз, а вот обсуждение того, что такое этот катарсис, составляет целую библиотеку. Более сорока теорий катарсиса получили свои названия в восьмисотстраничном исследовании учения Аристотеля об искусстве М.М. Позднева. Все они опираются прежде всего на это единственное упоминание катарсиса в «Поэтике». Образованные люди, как правило, слышали что-то о катарсисе (очищении) страстей или очищении от страстей, о возвышающем эффекте переживания страха и сострадания. Однако есть серьезные сомнения в том, что у самого Аристотеля идет речь именно о страстях или переживаниях, именно об очищении самих страстей или человека от них. В самой древней рукописи «Поэтики», с которой делались списки в 15-16 вв., и в некоторых средневековых переводах другой, тоже очень древней рукописи, речи о страстях нет вообще. Как же появилось такое слово, на чем основана теория понимания катарсиса страстей/от страстей? Какова мысль Аристотеля, выраженная в оригинальном тексте? Понимали ли древние под катарсисом всегда одно и то же или катарсисов было много разных? Чем отличается катарсис у Платона от катарсиса у Аристотеля, катарсис «Поэтики» от катарсиса «Политики», что такое катарсис пифагорейский, сократический, иератический, дидактический и т.д. — обо всем этом идёт речь в докладе. Оглавление: 0:07 — Вступление. 1:26 — Определение трагедии в «Поэтике» Аристотеля. 3:34 — О труде Михаила Позднева «Психология искусства. Учение Аристотеля» и о теориях катарсиса. 5:56 — История чтения, понимания и исправлений аристотелевского определения трагедии и выражения παθημάτων κάθαρσιν. 08:23 — Чтение старейшей рукописи Parisinus 1741 (А): μαθημάτων κάθαρσιν. 12:31 — Метафорический потенциал слова «катарсис». 16:41 — Классификации катарсиса (Ямвлих, Пифагор, Олимпиодор Младший) 22:33 — Противопоставление очищения и научения. 24:53 — Латинский перевод «Поэтики» 1278 года. Катарсис: психологический эффект или умственное умозаключение? 26:48 — παθήματα = μαθήματα. Представление о «трагедии» у Аристотеля. Страх и жалость — эмоции или события? 32:27 — Катартические искусства в «Софисте» Платона. 34:30 — Аргументы в пользу «παθηματα». 36:56 — Заключение.
Выставка «Александр Иванов. Библейские эскизы. Чудеса и проповеди Христа» Государственная Третьяковская галерея С 24 июня по 14 ноября 2021 В «Библейских эскизах»выразились сложные художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами — о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира. Выставка «Чудеса и проповеди Христа» посвящена периоду жизни Иисуса, который называют временем его общественного служения. Экспозиция включает работы на темы крещения, призвания учеников, чудес, в том числе знаменитый шедевр художника — эскиз «Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра)». Значительное место принадлежит акварельным листам со сценами бесед, пророчеств, проповедей, среди них «Христос и самарянка», «Христос и Никодим», «Проповедь Христа в храме». Им свойственны композиционная изобретательность, смелые пространственные и световые эффекты в изображении интерьеров с величественными колоннадами, лестницами. Особая эмоциональность отличает эскизы, на которых Христос предстает перед народом на портике храма, на улицах и площадях, заполненных толпой, выступающей постоянным свидетелем и участником происходящего. Завершенность акварелей, их количество говорят об особом интересе автора к этой теме. Она отвечала размышлениям Иванова о пророческой роли художника, его особом предназначении влиять своим искусством на нравственную природу человека.