lorem АПРЕЛЬ 2017 lorem
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Публикации

Прот. Владимир Хулап. Интеграция диаконического образования в учебный процесс духовных учебных заведений.

Доклад проректора по учебной работе СПбПДА, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерея Владимира Хулапа на конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения», г. Санкт-Петербург, 20 апреля 2012 года.
Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви последних лет направлена на то, чтобы сделать церковные высшие учебные заведения более открытыми по отношению к окружающему миру и современному человеку со всеми их чаяниями, проблемами и нуждами, в том числе и в социальной сфере. Уровень выпускников духовных семинарий и академий «должен в более полной мере соответствовать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества… Целью образовательного процесса становится приобретение комплексных результатов обучения, которые включают в себя, помимо знаний, специальные умения и компетенции, определяемые Церковью» [Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html Дата обращения – 20 марта 2012 года].
Задачи, которые ставит Русская Православная Церковь перед современным пастырем, значительно выходят за пределы понимания пастырского служения как исключительно литургического, включающего в себя совершение храмового богослужения, проповедь, исповедь и т.д. Обращаясь к участникам I конференции по церковному социальному служению в Санкт-Петербурге (октябрь 2010 г.), Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что «наилучшая миссионерская проповедь, которую мы можем обратить к нашим не церковным пока соотечественникам, — проповедь делом» и выразил пожелание, что «каждый член нашей Церкви научится воспринимать посильную помощь страждущим и обездоленным как одну из главных своих обязанностей, неразрывно сопряженную с пребыванием в Евхаристическом собрании» [Патриаршее приветствие организаторам и участникам I конференции по церковному социальному служению в г. Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1304142.html Дата обращения – 20 марта 2012 года]. Тесная взаимосвязь богослужения (служения Богу) и социального служения (служения ближнему), их неразрывное единство в жизни каждого верующего было отличительной характеристикой всей истории как вселенского, так и отечественного Православия.
Поэтому в числе компетенций, которыми должен овладеть будущий священнослужитель, надлежащее место должны занимать вопросы церковного социального служения. Если взглянуть на нынешние учебные планы семинарий, они отводят вопросам социального служения определенное место в рамках курсов «Пастырское богословие» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Однако этого явно недостаточно, и в настоящее время остро стоит вопрос о создании в рамках учебного плана бакалавриата особого курса «Христианское социальное служение» или «Диакония», включающего в себя широкий спектр релевантных тем: богословие христианской благотворительности, история христианского социального служения, общецерковные документы в области социального служения, современное государственное законодательство в социальной сфере, светский и церковный опыт решения социальных проблем, российские и западные модели социальной работы и т.д. Такой предмет может быть предложен в рамках специализации «Пастырская теология», которая в настоящее время разрабатывается в рамках ФГОС ВПО «Теология» третьего поколения.
Если отсутствие тематики социального служения в духовных семинариях в советские годы было печальным и естественным следствием того, что Русской Православной Церкви было запрещено заниматься социальным служением в данный период, то в изменившихся условиях эта лакуна ощущается особо остро. На необходимость активной работы в данном направлении указал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, принявший 4 февраля 2011 года документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в котором в числе прочего декларируется необходимость «разработки совместно с Учебным комитетом курсов для духовных и общеобразовательных заведений Русской Православной Церкви по организации и осуществлению социальной работы, а также по участию духовенства и мирян в оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях» [О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html Дата обращения – 20 марта 2012 года). Хочется надеяться, что одним из конкретных практических результатов в ближайшие годы станет общецерковный учебник по православному социальному служению для духовных семинарий РПЦ.
В магистратуре, предлагающей возможность специализации в области церковно-практических дисциплин, возможность интеграции социальной тематики является более перспективной. Так, в учебном плане магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии (СПБПДА) в последние годы появились такие новые предметы, как «Богословие и история христианского социального служения», «Церковь и проблемы ВИЧ/СПИД», «Церковная реабилитация зависимых», «Пастырское тюремное служение», «Пастырская забота о людях с ограниченными возможностями», спецкурсы по возрастной психологии, психологическому консультированию, христианской антропологии и др. Ряд этих предметов предлагается и священнослужителям, осуществляющим обучение по заочной форме; они имеют возможность начать использовать полученные знания в своем нынешнем приходском служении.
Целью включения тематики социального служения в учебные планы является диаконическая сенсибилизация церковных приходов, осознание ими самих себя как точек кристаллизации самых разных областей не только церковной, но и общественной жизни. Введение в штат прихода крупных городских храмов социального работника, катехизатора, миссионера потенциально должно сделать их социальными, миссионерскими, культурно-просветительского центрами. В связи с этим священники должны координировать социальную работу, причем не только на уровне прихода, но и благочиния, епархии, организовывать работу епархиальных Отделов по благотворительности и социальной работе, а также тесно сотрудничать с соответствующими синодальными структурами.
Принципиально важно, чтобы студенты воспринимали данные блоки курсов не просто в качестве неких абстрактных дисциплин, не имеющих отношения к их жизни, но имели практическую возможность оказать помощь в решении реальных проблем конкретных людей. Именно поэтому СПбПДА одной из первых духовных учебных заведений ввела социальную практику студентов, которая проходит на базе не только церковных, но и светских учреждений социального профиля Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Обязательность практики и возможность выбора конкретной сферы социальной работы дают студентам возможность начать самореализацию в данной сфере уже во время образовательного процесса.
Прекрасным примером связи теории и живой практики стала научно-практическая конференция «Люди с ограниченными возможностями в Церкви: свои или чужие?», прошедшая в СПбПДА 2 декабря 2010 г. На конференцию были приглашены не только специалисты в данной области социальной работы, но и инвалиды, которые имели возможность пообщаться с преподавателями и студентами. Завязавшиеся связи стали отправной точкой для совместных программ с рядом православных движений и общественных организаций, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями: студенты активно принимают участие в их работе, помогая организовать паломнические поездки, посещение храмов, проводя катехизические беседы и т.д.
Живой отклик у студентов вызвала и система факультативов, в рамках которых они могут ознакомиться с различными областями социальной работы вне рамок обязательного учебного плана. Одной из самых популярных дисциплин стал курс «Основы сурдоперевода», в рамках которого около 20 студентов раз в неделю изучают язык жестов и основы перевода на него православного богослужения. Несколько раз в году в храме Духовной академии совершается богослужение с сурдопереводом, осуществляемым силами студентов, на которое приходят десятки глухих и слабослыщащих, которые после службы имеют возможность пообщаться с участниками курсов за чаем.
Особый интерес представляет и западный опыт диаконического образования. Его обсуждению была посвящена прошедшая на базе СПбПДА в сентябре 2011 г. международная конференция «Модели диаконического образования в Западной и Восточной Европы», на которой были представлены православные, католические и протестантские стратегии конфессионального образования в области социальной работы, реализуемые в высших церковных и светских учебных заведениях Западной Европы (Германия, Испания, Норвегия, Румыния, Чехия, Россия).
Информационное общество и новые технологии открывают новые возможности развития дистанционного обучения, которое позволяет восполнить нехватку учебных пособий и квалифицированных кадров в региональных семинариях. Речь идет о разработке полноценных курсов, в рамках которых можно успешно сочетать опыт церковной и светской социальной работы, использовать лучшие методики образования в области социального служения, оперативно получать консультации специалистов по широкому кругу вопросов. В качестве платформы для развития системы дистанционного образования Учебный комитет в 2011 г. выбрал систему Moodle, на ее базе в ближайшее время планируется создать ряд образовательных программ для студентов бакалавриата и магистратуры, в том числе курсы повышения квалификации для священнослужителей из различных епархий.
Получение в последние годы рядом духовных семинарий государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлению «Теология» и подготовка к получению государственной аккредитации открывает широкие перспективы интеграции духовного образования в систему высшего образования Российской Федерации и сотрудничества со светскими вузами, осуществляющими подготовку специалистов в области социальной работы.
Совместный образовательный модуль «Социальная работа в Русской Православной Церкви» был реализован в 2011 г. Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы (СПбГИПСР) и СПбПДА (он включал в себя дисциплины «Доктрина социального служения РПЦ», «Правовые основы социального служения РПЦ», «Социальная работа с семьей и детьми», «Социальная работа с лицами с аддиктивным поведением»). После прохождения курса студенты получили свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Пока вопрос о государственном признании духовного образования в нашей стране до конца не решен, получение подобных документов могло бы стать еще одним фактором создания атмосферы доверия между государственной системой социальной работы и православными священнослужителями. Кредитно-модульная система открывает большие возможности для создания подобных курсов в будущем. Желание продолжать сотрудничество в данной области выразилось в Договоре о сотрудничестве между СПбГИПСР и СПбПДА, который был подписан в марте 2012 г. и предполагает широкий спектр взаимодействия в образовательной и научной сфере.
Сотрудничество между церковными и светскими вузами по реализации образовательных программ в области социальной работы, безусловно, будет служить взаимообогащению обеих сторон. Будущим священникам необходимы базовые знания в различных областях социального служения, а православная мотивация благотворительности и ее богатая российская история приобретают особую важность в современном обществе потребления, которое нередко стремится решать социальные проблемы путем их простого вытеснения из общественной сферы. Здесь открывается широкое поле для деятельного диалога между Православной Церковью и обществом в области обсуждения духовно-антропологических основ социального служения, базовых вопросов его целеполагания и мотивации. Конечно, в духовных учебных заведениях не может идти речи о дублировании системы светского образования в области социальной работы, поскольку перед ними стоят собственные образовательные задачи, однако от того, какое диаконическое образование получат будущие священнослужители, зависит их восприятие своего будущего служения и, как следствие, будущий облик Церкви и нашего общества.

Подробнее...Доклад проректора по учебной работе СПбПДА, заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин протоиерея Владимира Хулапа на конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения», г. Санкт-Петербург, 20 апреля 2012 года.

Подробнее...
 

Пасхальное поздравление Председателя Учебного комитета Святейшему Патриарху Кириллу

Подробнее...ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ,

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

КИРИЛЛУ

 

Ваше Святейшество!

Христос Воскресе!

От имени профессорско-преподавательской корпорации, наставников и учащихся Московской духовной академии, а также сотрудников Учебного комитета Русской Православной Церкви, сердечно поздравляю Вас с Праздником праздников – Светлым Христовым Воскресением!

Подробнее...
 

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Подробнее...Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

С радостью приветствую вас древним и во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Подробнее...
 

Митрополит Иларион: «Возродить духовную академию в Казани реально»

Подробнее...В конце минувшей недели Казань посетил один из самых уважаемых и авторитетных иерархов РПЦ — митрополит Иларион. За два с небольшим дня он побывал на концерте, где ГСО РТ была исполнена его оратория «Страсти по Матфею», принял участие в богословской конференции, встретился с семинаристами и совершил богослужения. Его Высокопреосвященство дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Реального времени», в котором рассказал о духовном возрождении Церкви, потенциале Казанской семинарии, особой роли Татарстана в вопросах межрелигиозного взаимодействия и многом другом.

Подробнее...
 

Протоиерей Владимир Воробьев: Полумера. Что в действительности происходит с теологией?

Подробнее...23 января 2015 года на закрытии Международных Рождественских чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки объявила о включении теологии в номенклатуру научных специальностей. При этом запрет на ученые степени по этой дисциплине сохранился. Такой формальный подход может на деле лишь закрепить дискриминацию богословия по сравнению с другими научными дисциплинами.

Подробнее...
 

Наталья Валерьяновна Леонтьева. О мероприятиях по введению Единого учебного плана в духовных учебных заведениях в 2015/2016 учебном году (+ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Подробнее...19 марта 2015 года в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре состоялся семинар по введению единого учебного плана. Работу возглавил Председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений. Методист Учебного комитета Н.В. Леонтьева представила сообщение «О мероприятиях по введению Единого учебного плана в духовных учебных заведениях в 2015/2016 учебном году».
Подробнее...
 

Иерей Михаил Вахрушев. Единый учебный план и вопросы лицензирования и аккредитации (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Подробнее...19 марта 2015 года в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре состоялся семинар по введению единого учебного плана. Работу возглавил Председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений. Заместитель Председателя Учебного комитета по лицензированию и аккредитации иерей Михаил Вахрушев представил сообщение «Единый учебный план и вопросы лицензирования и аккредитации».

Подробнее...
 

В социальных сетях невозможен рациональный дискурс, — считает Владимир Легойда

Подробнее...

Во вторник, 17 марта, в магистратуре Московской Духовной Академии прошла встреча слушателей курса «Современные вызовы христианской вере» с председателем Синодального информационного отдела Владимиром Легойдой.

Подробнее...
 

Патриарх Кирилл: Российская академия образования вносит весомый вклад в приумножение лучших традиций отечественного образования

Об этом говорится в Приветствии Предстоятеля Русской Православной Церкви, адресованном участникам общего собрания Российской академии образования, состоявшейся в Москве 26 февраля 2015 года.
Подвести итоги деятельности Академии за прошедший год и определить приоритетные направления развития — такой стала основная цель, состоявшегося в Москве общего собрания этой авторитетной научной организации.
Российская академия образования ─ государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 году, в 1966 году она была преобразована в Академию педагогических наук СССР, преемницей которой в 1992 году стала Российская академия образования. Президентом РАО с осени 2013 года является Людмила Алексеевна Вербицкая.
РАО и Русская Православная Церковь активно сотрудничают по целому спектру вопросов. По решению общего собрания почетным членом Российской академии образования 9 декабря 2009 года был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В Приветствии Предстоятеля Русской Православной Церкви, которое огласил на заседании общего собрания Российской академии образования руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), говорится:
Участникам общего собрания
Российской академии образования
(Москва, 26 февраля 2015 г.)
Уважаемая Людмила Алексеевна,
дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех участников Академического собрания.
Отрадно, что Российская академия образования, объединяющая педагогическое сообщество нашей страны, а также всех неравнодушных к вопросам воспитания юношества, вносит свой весомый вклад в сохранение и приумножение лучших традиций отечественного образования.
Неся свое просветительское служение, Русская Православная Церковь неизменно свидетельствовала, что залогом созидания по-настоящему благополучного общества является построение и развитие такой системы образования, которая бы формировала у наших молодых сограждан чувство ответственности за свое Отечество, воспитывала бы их на основе вечных, богозаповеданных идеалов, в любви к истории, культуре и духовным традициям народа.
Знаю, что среди присутствующих есть и православные люди, и представители иных конфессий, а есть и те, кто не принадлежит ни к одной из религий. Вне зависимости от убеждений всех нас объединяет ясное понимание первостепенной важности нравственной составляющей педагогического процесса.
Выражая надежду на продолжение конструктивного взаимодействия Русской Православной Церкви и Российской академии образования, желаю всем вам крепкого здоровья и помощи Божией в ваших трудах.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Людмила Вербицкая высказала слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу за внимание к трудам Российской академии образования и плодотворное сотрудничество, поблагодарив также Синодальный отдел религиозного образования и его главу — митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия — за высокий уровень взаимодействия.

Подробнее...Приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви, адресованном участникам общего собрания Российской академии образования, состоявшейся в Москве 26 февраля 2015 года.

Подробнее...
 

Что думают индивидуальные наставники духовных школ о "тьюторской" деятельности

Подробнее...17 февраля 2015 года в Московской духовной академии состоялся второй общецерковный семинар индивидуальных наставников. В семинаре приняли участие представители большинства духовных учебных заведений русской Православной Церкви. Портал Учебного комитета провел среди участников мероприятия опрос мнения самих «тьюторов» о пользе, недостатках, целесообразнлости их работы.

Подробнее...
 

17 февраля в МДА состоялся второй семинар индивидуальных наставников

Подробнее...17 февраля 2015 года в Московской духовной академии состоялся второй семинар индивидуальных наставников. В семинаре приняли участие представители духовных образовательных учебных заведений русской Православной Церкви. Провел семинар старший индивидуальный наставник студентов Московских Духовных Школ Олег Анатольевич Суханов.

Подробнее...
 

Патриарх Кирилл: Завершение процесса реформирования духовных школ является по-прежнему одной из приоритетных задач

Подробнее...2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул основные темы внутрицерковной жизни. Предлагаем вам фрагмент доклада из раздела «Исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года»., посвященный вопросам богословского (теологического) образованияю
Подробнее...
 

Патриарх Кирилл: Предметом нашего особого внимания должна быть всесторонняя пастырская забота о молодом поколении

Подробнее...2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул основные темы внутрицерковной жизни. Предлагаем вам фрагмент доклада из раздела «Исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года», посвященный вопросам подготовки профильных специалистов

 

Подробнее...
 

Патриарх Кирилл: Образовательная концепция — это основополагающий документ

Подробнее...

Об «Образовательной концепции Русской Православной Церкви» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал в интервью, которое опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год. Предлагаем вам фрагмент интервью, который посвящен этому документу.

Подробнее...
 

Протоиерей Кирилл Копейкин. Служение у престола Истины.

С самого детства я рос в ощущении, что жить надо для того, чтобы познать Истину, а поскольку я рос в советское, материалистическое время, то тогда казалось, что познать Истину – это значит познать, как все устроено, поэтому я стал заниматься физикой, поступил на физический факультет Санкт-Петербургского университета. Но тогда же пришло и понимание того, что познание только материального мира не дает познания Истины, потому что самое главное – человеческая душа, а познание внешней реальности часто совершенно никак не влияет на душу человека, то есть можно быть превосходным ученым, будучи, скажем, негодяем, и от этого страдать. Возник вопрос: «Как же тогда эту Истину познать?» И в конечном итоге этот духовный поиск привел меня в Церковь.
Тогда я еще не думал становиться священником. Окончательное решение принять священный сан возникло у меня в связи с близким соприкосновением со смертью. Обычно мы не задумываемся над смертью, особенно в молодости, понимая при этом, что когда-то умрем, но нам кажется, что все это так далеко впереди. Мир устроен так, что мы познаем что-либо только на фоне отсутствия этого. Например, дышать для нас легко и естественно, и мы не замечаем нашего дыхания, но вот стоит пережать горло, и мы сразу начинаем чувствовать сладость каждого вздоха. Так и с жизнью –пока у нас нет опыта соприкосновения со смертью, переживание жизни, будучи естественным, не является для нас по-настоящему ярким, глубоко воспринимаемым. Для меня подобным опытом стала смерть очень близкого мне человека – моего отца. Он умер достаточно рано, тогда ему было столько же лет, сколько сейчас мне. И я помню, что буквально на следующий день после его смерти мне пришла в голову мысль, да, именно пришла, это было настолько очевидное ощущение, что я тогда понял смысл этой фразы. И мысль эта заключалась в том, что единственное, ради чего стоит жить, – это то, что не уходит со смертью. А следом тоже пришла (было именно такое ощущение, что снаружи пришла) мысль, которая меня поразила: «Значит, нужно быть священником».
Мною самим, может быть, не до конца было осознано, как вторая мысль вытекает из первой, но это было настолько глубоко пережито мною, что не возникло совершенно никаких сомнений в том, что это правда. В тот же год я подал прошение в семинарию, поступил и в конечном итоге стал священником. Таким образом, я бы сказал, что мой отец дважды подарил мне жизнь. Потому что своей смертью он показал мне цену и смысл физической жизни, которую он мне подарил, благодаря чему произошло самое главное событие в моей жизни – священство.
Определенную роль на моем пути к Богу и Церкви сыграла наука. На самом деле современная наука возникла как богословие природы, потому что считалось, что Бог дает откровение в двух видах: первое – это Библия, а второе – это сам мир. Мир является книгой Творца, и между этими двумя книгами – между Библией и природой, на самом деле нет противоречий, а если мы такое противоречие видим, то это, скорее всего, наше неправильное понимание ­– либо Библии, либо природы. Мне кажется, что современный образ мира, который имеет сегодняшняя наука, как ни странно, гораздо ближе к библейскому откровению, чем тот образ мира, который формировался в XIX веке и начале XX века (а именно он преподается в школе). Современная физика, не школьная, а именно современная наука, как раз помогает избавиться от наивных материалистических убеждений. И действительно через занятие наукой, физикой многие приходят к Богу. Некоторое время назад университетский храм, где я служу настоятелем, отмечал свое 170-летие, и я попробовал собрать всех выпускников университета – священнослужителей. Всех, конечно, собрать не удалось, но любопытно, что подавляющее большинство из них оказались выпускниками физического факультета. А посмотреть на профессоров и преподавателей нашей Духовной академии: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит Августин (Никитин), протоиерей Борис Безменов – все они выпускники физического факультета. Правильное изучение науки действительно помогает нам прийти к Богу.
Выдающиеся немецкие философы, например Кант, ставили перед собой задачу философски осмыслить то, что было открыто наукой в XVIII — начале XIX века. Основываясь на данных науки того времени, Кант пришел к выводу, что мир состоит из материи и, собственно, материя – это на самом деле философская категория, существование которой должно предполагаться для того, чтобы мы могли использовать математику для описания этого мира. Материалистический взгляд на природу преобладал вплоть до начала XX века. Отчасти он и сейчас укоренен, в первую очередь благодаря тому, что мы внутренне остаемся в рамках физики XIX столетия. Но в XX веке произошли радикальные изменения: стало понятно, что в процессе наблюдения сознание наблюдателя в каком-то смысле слова воздействует на мир, а это означает, что та реальность, которую мы называем мертвой, в чем-то похожа на сознание, раз оно на нее воздействует, в чем-то она похожа на психику, то есть это не та мертвая материя, которая нами представляется на основании наших школьных знаний. К сожалению, это революционное, радикальное изменение до конца еще не осознано, но я думаю, что и наука, и философия продвинутся в этом направлении, потому что один из основных вопросов, который стоит сегодня перед наукой, –вопрос о сознании: где оно? Если мир исключительно материален, то сознания просто нет, но ведь мы чувствуем присутствие этой реальности в нас самих.
Таков был мой путь поиска Истины – через науку, образование, жизненный опыт, в итоге приведший меня к священническому служению, служению у престола этой единственной Животворящей Истины. Я не могу забыть тех перемен, которые произошли в моей жизни сразу же после принятия священного сана. Они были настолько разительными, что я сам этого не ожидал. Учась в семинарии, ты постоянно видишь, как рукополагают. Вот, например, Васю, твоего приятеля, с которым ты вместе сидел за партой, обвели вокруг престола, архиерей возложил руки ему на голову, прочитал молитву – он уже отец Василий. Но это не переживается как радикальная перемена в человеке. Поэтому для меня самого то, что произошло во время рукоположения, было полной неожиданностью. Я не настраивал себя на это, потому что не знал, что должно произойти. И, когда меня самого также обвели вокруг престола, потом владыка возложил руки и стал читать молитву, было совершенно удивительное ощущение – я почувствовал, что в буквальном смысле этого слова Небо прикоснулось к моей голове, было ощущение, что меня подключили к какому-то совершенно бесконечному резервуару неведомой небесной энергии. После этого я понял, почему священник преподает благословение, я понял, почувствовал, что действительно дается сила, ты оказываешься в каком-то смысле слова проводником этой Божественной, совершенно неизмеримой, неописуемой благодати в этот мир. И я помню, как после рукоположения я ходил по улице, и у меня было такое чувство, что жизнь только началась. То, что было до этого, нельзя в полной мере назвать жизнью, а жизнь может быть только такая… Глядя на окружающих меня людей, я с ужасом думал: «Как они могут жить без этого?»
Помню, как еще во время моего сорокоуста в Троицком соборе Александро-Невской лавры (40 Литургий, которые подряд должен отслужить каждый новорукоположенный священнослужитель) я однажды утром сел в троллейбус, чтобы ехать на службу, и вдруг обратил внимание на то, что я как-то совершенно по-новому ощущаю себя и окружающую реальность, я понял, что вот то самое, что произошло при рукоположении, изменило во мне само переживание жизни, ощущение ее. Если попытаться выразить словами, то это ощущение того, что все тело изнутри пронизано светом. Я с удивлением смотрю на свою руку, которая держится за поручень в троллейбусе, и вдруг понимаю, что все мое существо изнутри этим светом пропитано. Меня до сих пор не перестает поражать, что это ощущение света не только не пропало со временем, но за эти 20 лет в священном сане стало только сильнее. И это самое неожиданное и самое драгоценное, потому что когда к чему-то стремишься и этого достигаешь, то со временем сопутствовавшие успеху чувства и эмоции проходят. Здесь же совсем наоборот…
Удивительное действие Божественной благодати я ощущал и наблюдал и в окружающем меня мире. После рукоположения более 10 лет я служил в часовне при роддоме в клинике Д. О. Отта. Так получилось, что в этом роддоме родился мой сын, и он выжил во многом благодаря помощи врачей. Как раз в это время при роддоме открывалась часовня, и, так как там не было священника, меня попросили окормлять прихожан часовни. Раз в неделю я туда приходил, исповедовал, причащал, крестил мамочек, младенцев. И хочу сказать, что там я наблюдал огромное количество чудес. Чудеса, если так можно выразиться, были поставлены на поток. Неоднократно случались ситуации, когда у женщины возникали какие-то серьезные проблемы, например, перед самыми родами неправильно лежит ребенок. Ей говорят, что нужно будет делать кесарево сечение, она, конечно, боится этого, но ей просто не родить естественным способом. И вот она приходит, мы с ней служим молебен. Через несколько дней вижу ее – она вся сияющая, радостная! Выясняется, что за ночь ребенок перевернулся, и она родила совершенно нормально. Было несколько историй, просто на моих глазах, когда женщины, которые никак не могли забеременеть, усердно молились, и Господь давал им ребенка, причем, еще раз повторю, это было не единожды. И все оказывалось настолько странным, что даже сами врачи удивлялись, потому что с точки зрения медицины не было никаких надежд. Сфера рождения новой жизни – она такая тонкая, там наиболее очевидны подобные случаи. Хотя Божественные вмешательства нередко происходят и в нашей обыденной жизни, просто мы так говорим: «А, это случайность». На самом же деле, если мы обратимся к богословской традиции, то увидим, что в контексте средневековой теологии случайность – это просто другое наименование для Божественной Воли. Раз Бог все сотворил законосообразно, значит, все подчиняется законам, а если же закон в какой-то момент нарушается, то происходит нечто, что мы называем «случайность». Но это происходит потому, что Бог вмешивается в это событие. То есть в контексте богословской традиции чудо – другое наименование для Божественного вмешательства.
Удивительные вещи происходили и во взаимоотношениях с окружающими людьми. Интересно вспомнить, как я, еще будучи семинаристом, нес послушание в паломнической службе Валаамского монастыря, сопровождая паломнические группы. И вот во время первой поездки (повторяю, я еще не был в священном сане, лишь только семинаристом) я был поражен тем, как эти люди, паломники, относились ко мне, сколько в них было любви и внимания. Я понимал, что не заслуживаю этого, но я для них был частью этого Валаамского монастыря, и их отношение к Богу, монастырю проецировалось в том числе и на меня. Это говорит о многом, в плане отношений между священником и вверенными ему людьми.
Однако случается так, что возникают разногласия и непонимание. Отчасти оттого, что прихожане часто неосознанно проецируют на священника свои желания – то, каким бы они хотели его видеть, а именно – идеальным, безукоризненно праведным. Но священник – это тоже человек, как и все. И, когда прихожане сталкиваются с обычными проявлениями немощей, в том числе и у священника, они приходят в соблазн. Мне кажется, что священник должен всегда помнить о том, что есть тот образ, который хотели бы видеть прихожане, и стараться этому образу соответствовать, с одной стороны. А с другой, – и это честно по отношению к прихожанам, – чтобы и они понимали, что мы все люди. Все мы, в том числе и священнослужители, ищем в Церкви спасения. И все мы пришли бороться со своими грехами, преодолевать свои немощи. И это наше общее дело, мы должны друг другу в этом помогать. Очень важно, чтобы такое понимание было.
Для самого же священника, как и для всех, кто намеревается встать на путь этого высочайшего служения, главное – стараться быть честным перед Богом и перед людьми. Если это будет, то все будет замечательно. Лично для меня образцом такой честности и прямоты является митрополит Антоний Сурожский. Когда я смотрю видеозаписи с его участием или читаю его книги, то как бы всем естеством чувствую, что это человек, который не пытается перед прихожанами играть и надуманно строить из себя какого-то духовного пастыря, наставника, который вещает. Нет, это человек, который просто пытается быть честным перед Богом, и этим замечательным опытом он делится с прихожанами. Когда мы молимся о том, чтобы Бог простил нам грехи, о чем мы молимся? Порой мы вкладываем в такую молитву просьбу не наказывать. Как ребенок, который разбил чашку, приходит к родителям, говорит: «Простите меня, пожалуйста», – в том смысле, что, мол, не наказывайте. Но мы, когда просим у Бога прощения, просим совершенно о другом. По-славянски «просто» – это прямо, «простить» – значит выпрямить. Вот и наша душа искажена грехом, и мы просим, чтобы Бог простил, чтобы Он выпрямил. Но это не происходит без нашей воли. Если я не буду прикладывать усилия к тому, чтобы выпрямиться, само по себе это не произойдет. Именно такая искренность принципиально важна и в наших отношениях с Богом, и в отношениях священника со своей паствой. Потому что люди очень тонко чувствуют любую фальшь, и если я буду говорить с амвона самые праведные слова, а моя жизнь не будет этому соответствовать, быть может, даже никто об этом и не узнает, но все равно, это не сможет не проявиться в моих отношениях с прихожанами. Поэтому еще раз повторю: стремление к искренности, к прямоте, к правде, собственно говоря, и есть самое главное для священника. Мы призваны к тому, чтобы искать Правду Божию и ее в этом мире реализовывать.

Подробнее...С самого детства я рос в ощущении, что жить надо для того, чтобы познать Истину, а поскольку я рос в советское, материалистическое время, то тогда казалось, что познать Истину – это значит познать, как все устроено, поэтому я стал заниматься физикой, поступил на физический факультет Санкт-Петербургского университета...

Подробнее...
 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 10 из 35