В Подмосковье прошли VI Меневские чтения

VI Меневские чтения в поселке Семхоз (Сергиево-Посадский район) открыл после заупокойных богослужений митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день памяти протоиерея Александра Меня, убитого 9 сентября 1990 г.

В этом году конференция, собравшая многих клириков и мирян из разных епархий Русской Православной Церкви, посвящена теме «Помощь ближним во имя Христово». Меневские чтения ежегодно проходят в поселке, где жил и где принял мученическую смерть о. Александр, по благословению митрополита Ювеналия. Как отметил архиерей, «поскольку интерес к Чтениям большой, мы и дальше будем их продолжать».

«Помощь ближним во имя Христово» – это именно то, что «всю свою жизнь делал о. Александр», сказал во вступительном слове митрополит Ювеналий. Вспоминая годы гонений на Церковь, он особо подчеркнул, что о. Александр относился к числу тех немногих пастырей, которые в самых трудных условиях «не упускали любой возможности для приобщения людей к духовной жизни, Священному Писанию и Преданию, основам благочестия».

«Его проповеднические труды, статьи в «Журнале Московской Патриархии», многочисленные книги… оказывали существенное влияние на формирование православного мировоззрения, в первую очередь, представителей интеллигенции», – сказал митрополит Ювеналий.

Наследие о. Александра и сейчас «работает». Известно множество случаев, когда люди, не знавшие о. Александра лично, приходят к христианской вере через его книги. Об этом говорил сын священника, губернатор Ивановской области Михаил Мень. Он сообщил участникам Чтений «позитивную» новость: Издательский совет РПЦ дал официальное разрешение (гриф) на распространение в сети церковной книжной торговли книг о. Александра Меня «Сын Человеческий», «Первые апостолы», «Практическое руководство к молитве». Михаил Мень выразил надежду, что со временем и другие книги о. Александра найдут дорогу к церковному читателю.

В своем вступительном слове митрополит Ювеналий в общих чертах охарактеризовал многогранное социальное служение Церкви в Московской епархии. Подробный анализ этой работы прозвучал в сообщении о. Игоря Завадского, секретаря епархиального Отдела по благотворительности и социальному служению. В докладе были приведены не только цифры и факты, но и размышления о принципах новой организации социальной работы, которые утвердил Архиерейский собор РПЦ в 2011 г.

О том, как применяется эта новая концепция в социальном служении в Иваново-Вознесенской епархии, рассказал секретарь епархиального управления игумен Виталий (Уткин). Он представил масштабную картину четко структурированной, скрупулезно продуманной социальной работы в епархии. Система динамично развивается: осознаются новые задачи, возникают новые проекты, идет поиск оптимальных форм социального служения. Так, в епархии решили систематически оказывать материальную помощь священникам, несущим служение в отдаленных сельских приходах, и членам их семей, сформировав для этого специальный попечительский совет.

«Это титаническая работа, которая ведется в каждом приходе!» – отреагировал на выступления младших собратьев протоиерей Владимир Архипов, клирик Сретенского храма в Новой Деревне. Он посвятил свое сообщение евангельскому содержанию социального служения, в основе которого должно быть «умение становиться ближним для каждого человека».

Друг о. Александра Меня протоиерей Александр Борисов, размышляя над темой Чтений, коснулся вопроса социального служения, подчеркнув, что необходимо восстанавливать не только разрушенную за годы советской власти «инфраструктуру благотворительности», но и «психологию благотворительности», что гораздо труднее (половина россиян считает, что благотворительностью должны заниматься лишь государство и богатые люди). Однако, полагает докладчик, «самая первая «помощь ближнему во имя Христово» состоит не просто в благотворительности, а в первую очередь в том, чтобы явить каждому человеку евангельскую любовь, которая «перевесит обещания и соблазны мира сего». Анализируя причины недостатка этой любви в Церкви, о. Александр выделяет «сознательную или подсознательную установку верующих и, прежде всего, самих священнослужителей на создание правящей Церкви большинства». Это «порождает нередко встречающуюся у наших пастырей неоправданную строгость, авторитарность, самоуверенность и наигранную важность; … не позволяет пастырю разглядеть подлинное состояние души пришедшего к нему человека и проявить к нему внимание, сочувствие и любовь».

Напоминая о том, что в Новом Завете «и речи нет о триумфальном успехе Церкви» в мире, о. Александр, вслед за С.С. Аверинцевым, предлагает иное самоопределение: согласиться на «судьбу меньшинства, которое должно, отнюдь не выходя из истории, трезво осознать свой статус меньшинства и сохранять способность к мирному сопротивлению всему, что несовместимо с христианской совестью». Такая позиция, адекватная времени, способна в лучшую сторону «изменить отношение пастырей к самим себе и к людям, приходящим в наши храмы», считает соратник о. Александра Меня.

Тему самоопределения, адекватного осознания Церковью самое себя продолжил на второй день Чтений, 10 сентября, ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин. В своем докладе он отметил две «взаимоисключающие тенденции» последних 15 лет: с одной стороны, «то, что мы привычно называем возрождением церковной жизни», а с другой – «то, что можно назвать маргинализацией православия в современной общественной жизни». Докладчик с сожалением отметил, что «разговоры про нашу идентичность, патриотизм и восточно-православную цивилизацию... никаких реальных плодов за последние два десятилетия не принесли», нарастает волна так называемого «народного православия», обремененного пережитками язычества. Во многом это связано с непреодоленным «постимперским» сознанием. Эти постимперские комплексы развиваются и доминируют как в миру, так и за церковной оградой, считает С. Чапнин. В этой ситуации «культурные и образованные члены Церкви находятся под подозрением, им не доверяют. Вера в соединении с разумом является самой серьезной угрозой для тех, кто православной вере предпочитает обряды, мифы и православную идеологию. А таких сегодня, увы, большинство». Поэтому память об о. Александре Мене и судьба его наследия, а также наследия митрополита Сурожского Антония, прот. Александра Шмемана, других  замечательных пастырей и богословов ХХ века «во многом оказались жертвами новой волны «народного православия», констатировал докладчик.

В докладах, прозвучавших на VI Меневских чтениях на следующий день, 10 сентября, затрагивались практические аспекты социального церковного служения (В. Леонтьева «Социальная адаптация детей-инвалидов, воспитанников детских социальных учреждений: из опыта работы Благотворительного фонда имени прп. Сергия Радонежского»; о. Алексий Головченко «Сестричество милосердия – глас вопиющего в пустыне?»; А. Киракосов «Десять минут доброты меняют мир» (об опыте служения волонтером в группе помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения)»). Некоторые доклады были посвящены изучению опыта церковной благотворительности в прошлом (о. Вячеслав Перевезенцев « «Лаборатория для России». «Православное дело» преподобномученицы Марии (Скобцовой)»; К. Филимонов «К истории благотворительной деятельности Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»). Был также зачитан доклад одного из духовных чад о. Александра Меня, ныне – священника Новгородской епархии Григория Михнова-Вайтенко «Опыт служения протоиерея Александра Меня. Православный кинематограф».

По сложившейся традиции доклады, прозвучавшие на Меневских чтениях, будут опубликованы организаторами.