В Австрии состоялась студенческая богословская конференция по проблемам библейской антропологии с участием студентов ПСТГУ

6-13 августа 2011 года в Австрии состоялась студенческая богословская конференция по проблемам библейской антропологии (IFES Theological Students Conference). От Богословского факультета на конференцию были направлены студенты Дмитрий Диденко и Алексей Андреев. Они рассказали, как проходила конференция и о своей частной беседе с известным богословом проф. Стефаном Уильямсом (Union Theological College, Belfast).

IFES (International Fellowship of Evangelical Students) – это евангелическое движение, объединяющее более трети миллиона людей: студентов, сотрудников и меценатов, имеющих целью прославлять Бога, неся свидетельство Евангелия студентам из разных стран. Сейчас организация имеет представительства в 150 странах. Одним из важнейших направлений деятельности IFES является проведение различных студенческих встреч и конференций, одна из которых вот уже более пятидесяти лет ежегодно проходит в Австрии, в маленьком альпийском городке Миттерзилле. Программа этой конференции отличается от привычной нам и более напоминает студенческий лагерь. Ежедневно проходят лекционные занятия, а также обсуждения, культурные мероприятия и многое другое.

В международной студенческой конференции, проходившей с 6 по 12 августа 2011 года, принимали участие около 30 студентов богословских вузов из Ирландии, Британии, Испании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Словении, Хорватии и Румынии. Большинство участников представляло различные протестантские исповедания, среди которых более всего было лютеран, была также одна представительница католической церкви и мы как единственные представители Православия и России. С лекциями на конференции выступали два преподавателя: профессор Стефан Н. Уильямс (Union Theological College, Belfast) и доктор Яп Деккер (Jaap Dekker). Профессор Уильямс является специалистом по систематическому богословию, в то время как профессор Деккер – исследователь Ветхого Завета, в частности – книги Исаии. Подавляющее большинство участников конференции специализируются в библеистике. Конференция собирает представителей консервативного протестантизма, большинство из участников видят свое будущее в служении, в том числе и пастырском. По этой причине в процессе общения не чувствовался барьер, разделяющий либеральное христианство от традиционного, а с их стороны наблюдался постоянный и неподдельный интерес к нашей традиции и к тому, как одни и те же проблемы решаются в нашей Церкви.

Лекторы предложили нам два цикла докладов. Проф. Яп Деккер озаглавил свой курс “Expositional lectures”. Он был посвящен анализу различных библейских нарративов. В первых двух лекциях докладчик рассматривал первые главы книги Бытия. В следующей лекции он остановился на некоторых пророческих текстах, говорящих о падшей природе человека. Профессор подробно рассказывал об этимологии различных древнееврейских слов, о ближневосточном понимании человеческой природы и о различных новозаветных коннотациях ветхозаветного текста. Курс лекций проф. Стивена Уильямса назывался “Systematic lectures”. Первый доклад профессора был посвящен интеллектуальной истории европейской мысли. Проф. Уильямс рассказывал о различных антропологических концепциях, разработанных величайшими философами Европы: от Сократа до Фрейда и постмодернистских философов. На следующих занятиях профессор говорил о соотношении эволюционистской концепции развития жизни и христианского вероучения, этических проблемах библейской антропологии, о вопросах сотериологии в Восточной и Западной христианской традиции.

Нам удалось в частном порядке побеседовать с профессором Уильямсом на животрепещущую тему возможности существования научного богословия и его места в рамках современного научного знания. Проблема научного богословия, как известно, не стоит на Западе в таком же измерении и стой же остротой, как в нашей стране. Описав контекст и содержание российских споров, мы задали профессору Уильямсу вопрос о возможности самостоятельного существования богословия в системе научного знания и о богословском методе.

Ответ профессора вкратце можно свести к следующему:

•    Богословие не должно подчиняться тем же критериям научности, что и другие науки, самостоятельность богословскому исследованию придает его конфессиональность.

•    Богословом может быть только верующий человек, ведь предметом научного богословия является откровение.

•    Метод также определяется конфессиональностью.

Мы рассказали профессору о концепции богословского метода, изложенной в известной статье о. Константина Польского «К вопросу о богословском методе», которую он одобрил. Кроме того, профессор отметил, что на Западе к богословию не предъявляются столь строгие требования, а проблема состоит в чрезмерной секуляризации богословия.

Можно с уверенностью сказать, что в ходе поездки мы узнали много - того, что можно впоследствии с успехом использовать в своей научной работе.