Закончился первый день работы семинара по вопросу вхождения духовных школ в Болонский процесс

13 декабря в Санкт-Петербургской православной духовной академии прошел первый день работы методического семинара на тему «Разработка программ двух циклов для духовных учебных заведений на основе компетентностного подхода».

Перед началом семинара его участников приветствовал ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, который затем передал слово председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректору Московских духовных школ архиепископу Верейскому Евгению.

В своем выступлении владыка Евгений отметил, что подобный семинар уже был проведен в Киевской духовной академии, а в ближайшее время планируется проведение таких мероприятий в провинциальных духовных семинариях. По словам Его Высокопреосвященства, в настоящее время Русская Церковь переходит из стадии ознакомления в более глубокое погружение в саму Болонскую систему. После принятия Святейшим Патриархом окончательного решения о присоединении к Болонскому процессу вопрос стоит уже не о возможности перехода на новую систему образования, а о том, как он должен осуществляться.

Далее с докладом на тему «Проблемы применения Болонских норм в православном богословском образовании» выступил заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун). Отец Кирилл отметил, что поводом для проведения нынешнего семинара стала поездка представителей духовных школ Русской Православной Церкви в крупнейшие православные учебные заведения Европы. Главным выводом из этой поездки стала констатация того факта, что все эти учебные заведения на сегодняшний день уже вошли в Болонский процесс; Русская Церковь вступает в него последней из всех Поместных Церквей Европы.

Что касается других Поместных Православных Церквей, то также с запозданием в Болонский процесс вступает Грузинская Православная Церковь, в то время как другие Поместные Церкви, как например, Антиохийская, уже интегрировали в него свои системы богословского образования.

Докладчик особо подчеркнул, что Болонский процесс является именно процессом, а не системой, поскольку он лишь задает рамки движения, а каждая Церковь создает свою модель его имплементации. При этом архимандрит Кирилл выделил ряд факторов, влияющих, способствующих формированию специфики каждой модели. К ним относятся:

- собственные традиции православного учебного заведения, органично включенные в новую систему образования;

- требования, предъявляемые к богословскому образованию государством и связанные с особенностями национальных систем образования;

- собственное осмысление Болонского процесса каждым богословским факультетом высшего учебного заведения.

При этом в разных странах сохраняются общие принципы образовательной системы, однако при этом существуют и отличия. Так, например, в Румынской Православной Церкви имеет место тенденция к унификации богословского образования, в то время как в Греции можно отметить стремление к сохранению различий между разными высшими богословскими учебными заведениями.

Также отец Кирилл сделал акцент на том, что в настоящее время благодаря Болонскому процессу впервые в истории формируется единая система православного образования, что открывает широкие возможности для сотрудничества между богословскими вузами разных стран. При этом в Европе духовные школы Русской Православной Церкви рассматриваются как потенциальные лидеры в образовательном процессе. В рамках сотрудничества между православными высшими учебными заведениями станет возможным более эффективный обмен студентами, который должен осуществляться на уровне магистратуры, а не бакалавриата.

Архимандрит Кирилл рассказал о существующей в странах Европейского Союза программе «Эразмус», обеспечивающей мобильность студентов: учащиеся могут осуществлять образовательные программы в разных университетах. Что касается России, то на нее распространяется другая программа – «Эразмус Мундус», которая позволит отправлять наших студентов в европейские высшие учебные заведения.

Вместе с тем в некоторых Православных Церквях можно наблюдать и определенное сопротивление Болонскому процессу (как правило, в старых учебных заведениях), связанные с устойчивостью традиций богословских учебных заведениий, внедривших современные методики обучения еще до его начала.

Взаимоотношения богословских факультетов Европы с государством также складываются различно. Так, в связи с особенностями греческого законодательства Церковь не имеет никакого влияния на образовательный процесс факультетов, состав профессорско-преподавательской корпорации и т.п. Противоположная ситуация наблюдается в Румынской Православной Церкви, оказывающей абсолютное влияние на богословское образование.

После выступления отца Кирилла состоялось обсуждения доклада. Были подняты такие важные вопросы, как сохранение Церковью собственных критериев отбора абитуриентов и прием в духовные школы Русской Церкви студентов из стран, где семинарское образование является средним, а не базовым высшим.

После перерыва состоялось второе заседание семинара, на котором выступили:

- помощник ректора МПДА по инновациям иеродиакон Родион (Ларионов) с докладом о применении функционального анализа для формирования учебных планов в рамках Болонской методологии,
- проректор по научно-богословской работе МПДА доцент протоиерей Павел Великанов с докладом об опыте Московской духовной академии при разработке программ двух циклов для духовных учебных заведений на основе компетентностного подхода,
- секретарь Ученого совета СПбПДА доцент протоиерей Кирилл Копейкин с докладом о включении в Болонский процесс православных духовных учебных заведений Восточной Европы.