«Свободными науками целость Академии составляется быти»: 325 лет служения Богу, Церкви, России, науке и просвещению

Актовая речь ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, посвященная 325-летию Московской духовной академии.
«Свободными науками целость Академии составляется быти» – эти слова из Привилегии Симеона Полоцкого, описывающие цели Академии, сейчас звучат для нас как завещание. Тогда это выглядело некоторым новаторством, сейчас все понимают, что фундаментальная наука – это основа образования, а полноценное образование – гарантия воспроизведения традиции и дальнейшего развития самой науки. Но для того, чтобы это доказать и сделать национальным достоянием плоды настоящего просвещения, Московской академии пришлось пройти непростой исторический путь. 

Основателями школы стали ученые греки Софроний и Иоанникий Лихуды, получившие прекрасное европейское образование. Уже 1 июля 1685 года началось преподавание в Богоявленском монастыре. Именно эта дата и является датой основания Московской академии. Благодаря патриарху Иоакиму школа развивалась семимильными шагами – через два года в 1687 году она переводится в соседний Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, где для нужд будущей Академии был выстроен корпус – первое в Москве каменное здание общественного назначения.

Число учеников быстро росло, однако, к сожалению, через несколько лет из-за интриг от преподавания Лихудов отстраняют. Тем не менее, сделано уже было немало. Стоит упомянуть лишь несколько учеников Лихудовской школы. Это и первый русский доктор богословия Палладий Роговский (будущий первый ректор Академии), и первый русский доктор медицины Петр Васильевич Постников, и великий математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Ключевые понятия университетской идеи – наличие права собственного корпоративного суда, осуществляемого ректором, и преподавание всего круга «свободных наук» в рамках, прежде всего, философского и богословского факультетов – воспринимали далеко не все. Вскоре после смерти патриарха Петр I подписывает указ от 7 июля 1701 года «завесть в Академии Латинския учения» и вводит академические свободы, подтверждавшееся специальным указом и «памятью» от 20 ноября 1706 года. Так было положено начало университетской идеи в России, так забилось сердце русской науки.

В России именно Московская академия стала первым высшим учебным заведением. Учрежденная государством и Церковью, она явилась всесословным светским учебным заведением, в котором с учетом наших отечественных особенностей преподавался европейский университетский круг наук, а профессорско-преподавательская корпорация состояла преимущественно из ученых монахов. Сейчас подобное сочетание обывателю покажется нонсенсом, однако именно та Академия воспитала плеяду ученых, ставших основателями во многих областях отечественной науки.

Среди знаменитых выпускников Академии тех лет особняком стоят Василий Кириллович Тредиаковский и Антиох Дмитриевич Кантемир. Оба – поэты, философы и ценители литературы, первый становится академиком Петербургской Академии наук, второй идет по дипломатической стезе, после 1732  года становится послом в Лондоне и Париже. Значительный вклад в географию внес Степан Петрович Крашенинников – географ, ботаник и этнограф. С 1724 он учился в Академии, в 1732 переведен в гимназию при Академии наук, а впоследствии зачислен в состав Второй Камчатской экспедиции 1733-43 годов. После возвращения из экспедиции он стал академиком и ректором академического университета в Петербурге.

В середине XVIII века в образовательной политике России наметился поворот, связанный с общим господством идей Просвещения и заключавшийся в переносе внимания на протестантские университеты, которые теперь воспринимались как образцы для создания собственных российских высших школ. Таков был и проект создания Московского университета, который рассматривался в отрыве от Академии. Больше того, в планируемом университете не был предусмотрен богословский факультет, что еще больше отделяло одну, уже существующую традицию развития высшего образования от другой, еще только намечавшейся. Но в результате, это разделение не создало непреодолимой стены между двумя высшими школами в Москве – в условиях XVIII века они просто не могли жить друг без друга. Об этом, прежде всего, ярко свидетельствует жизненный путь самого основателя Московского университета – Михаила Васильевича Ломоносова. Значение Ломоносова, конечно, трудно переоценить, здесь о нем мы скажем лишь кратко, но в следующем году у нас будет повод говорить о великом ученом гораздо подробнее, ведь в 2011 году исполняется 300 лет со дня его рождения.

С января 1731 по ноябрь 1735 года Ломоносов учился в Московской академии. Именно она стала для него тем бесценным источником знаний, ради которого он пришел пешком из Архангельска в Москву, и именно отсюда он отправится дальше обогащать свой научный и университетский опыт вначале в Петербурге, в гимназии при Академии наук, а затем в Марбургском университете. Опыт организации Марбургского университета Ломоносов положил в основу проекта Московского университета, утвержденного 12 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной. Но одновременно, он думал и о наполнении своего университета русскими профессорами и русскими студентами, а источниками и тех, и других должна была стать Московская академия. Одними из первых были два ученика Ломоносова – Антон Алексеевич Барсов и Николай Никитич Поповский. Оба они с 1738 по 1748 г. учились в Московской академии, откуда в числе лучших учеников, как ранее их учитель, были переведены в Петербургскую Академию наук. Ломоносов лично курировал их обучение и организовал в 1753 году получение обоими степеней магистров философии и свободных искусств – первое в истории России производство в ученые степени. Уже тогда Ломоносов видел в них первых русских университетских профессоров и поэтому с радостью порекомендовал их для зачисления в штат Московского университета.

Старшим современником Ломоносова был другой, несправедливо забытый выпускник Академии Николай Николаевич Бантыш-Каменский. Выдающийся историк, архивист, археограф, он стал директором Московского главного архива Коллегии иностранных дел. Знаменитыми стали питомцы Академии Василий Петрович Петров и Ермил Иванович Костров. В.П. Петров был выдающимся поэтом, а в бытность его преподавателем Академии стал переводчиком при кабинете Ее Императорского Величества и библиотекарем эрмитажной библиотеки. Е.И. Костров также был поэтом и переводчиком, после Академии учился в Московском университете и вошел в историю как «официальный стихотворец университета» и автор первого стихотворного перевода Илиады.

Академия вскормила и воспитала целую плеяду иерархов, которым суждено было стать у церковного кормила и оставить след в церковной истории. Среди них мы видим имена архиепископа Новгородского Димитрия (Сеченова), митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), а также несколько первенствующих членов Святейшего Синода в сане Петербургских митрополитов: Михаил (Десницкий), Амвросий (Подобедов), Серафим (Глаголевский) и Гавриил (Петров).

В конце XVIII века стал вопрос о реформировании высшего образования в целом и о преобразованиях в Московской академии и университете, в частности. Духовная школа должна была самостоятельно искать пути дальнейшего развития, и этот путь был найден выдающимся иерархом XVIII столетия митрополитом Платоном (Левшиным). В то же время кроме внутренних преобразований Московская академия нуждалась и в расширении своих площадей – скромные помещения Заиконоспасского монастыря давно перестали удовлетворять все ее нужды. Разговоры о переводе Академии в другое, более  свободное место велись всю вторую половину XVIII века, однако вопрос был окончательно решен лишь в ходе знаменитой «Александровской» реформы в начале XIX века. В 1802-04 годах было учреждено Министерство народного просвещения, а в 1808-14 годах была выстроена реформа духовных учебных заведений. Флагманом этой реформы стала Московская академия, которая после фактически полного уничтожения зданий Заиконоспасского монастыря в наполеоновском пожаре была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Так произошло окончательное размежевание богословской и светской науки, однако весь XIX век продемонстрировал, насколько плодотворным может быть сотрудничество этих двух течений.

Но что явилось залогом становления богословской науки? Как писал один из биографов митрополита Платона и святителя Филарета в начале XX века: «Попробуйте разобрать по составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, … и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета… Дело Платона-Филарета лежит всюду краеугольным камнем». Митрополит Платон созидал фундамент систематического образования, создавал механизмы научного подхода в богословии, святитель Филарет же строил на этом фундаменте и с помощью этих механизмов само здание богословия. Если митрополит Платон создал орудия духовной учености, то святитель Филарет блестяще их применил. Более того, святитель Филарет задал тон дальнейшему процессу развития духовной школы, выявил главный ориентир ее созидания – подлинная церковность. Это – еще одно завещание наших великих предшественников.

После того, как в реформах митрополита Платона была заложена основа для дальнейшего развития духовного образования, в течение XIX века окончательно сформировалась и принесла замечательные плоды самобытная научная богословская школа. Конечно, она уже выходила далеко за рамки Almem Matrem, но свои истоки имела именно в ней. В самой же Академии было основано несколько научных направлений, и среди них, вероятно, самым значимым стало направление церковной истории и патристики, основоположником которого стал ректор архиепископ Филарет (Гумилевский).

Примеров плодотворного сотрудничества богословской и светской науки в XIX веке действительно немало, а имена протоиереев Александра Горского и Федора Голубинского, профессоров А.П. Лебедева, Н.Н. Глубоковского, Н.Ф. Каптерева, академика Е.Е. Голубинского и, конечно, профессора Академии и университета В.О. Ключевского навсегда войдут в историю как пример самоотверженного служения и научного подвига. Особо следует упомянуть святого мученика профессора Ивана Васильевича Попова и свидетеля закрытия Академии после трагических революционных событий священномученика Илариона (Троицкого). Однако самым успешным совместным научным проектом духовных академий, светских университетов и Академии наук в XIX – начале XX века стало открытие Русского археологического института в Константинополе.

Революция разорвала органическое единство светской и богословской науки, надолго положила средостение между духовным и светским образованием, поставила под угрозу само существование наследия, созидавшегося кропотливым трудом многих поколений. После войны Московская академия была открыта, но оставалась в изоляции. И если XIX век открыл все преимущества сотрудничества богословской и светской науки, то век XX дал противоположный опыт – насколько контрпродуктивной и по сути гибельной может быть подобная взаимная изоляция. Человеком, пытавшимся переломить ситуацию, стал выпускник Академии и Московского университета  Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). Аристократ и интеллигент, он сам был носителем духовной и светской традиции, достойнейшим наследником святителя Филарета, которого он так почитал. Он не был в полном смысле слова ученым, однако чувствовал традицию, знал, что действительно необходимо Академии и, самое главное, беззаветно любил ее. Исследуя историю Московской академии в послевоенное время можно, подобно упоминавшемуся биографу святителя Филарета, сказать, что все лучшее в современной Академии идет от Святейшего Алексия I. Он заложил краеугольный камень настоящей Академии, сделал возможными преемственность и ее дальнейшее развитие. И в этом юбилейном для Академии году мы с благодарной памятью также отмечаем 40 лет со дня блаженной кончины Святейшего.

Все мы помним, как в год 1000-летия Крещения Руси произошел судьбоносный поворот в жизни Церкви. Положение, которая Церковь заняла в обществе в новейшее время, поставило ряд новых задач, определивших развитие духовного образования. В ситуации острой нехватки кадров и ресурсов Московская академия стала площадкой, с помощью которой Учебный  комитет сумел организовать непрерывную поддержку прочим духовным школам. Стены между богословской и светской наукой начали рушиться. Усилились контакты между духовными учебными заведениями и высшей школой. Был дан старт реформированию системы духовного образования. В течение нескольких лет была поставлена и решена задача по переходу на пятилетнее обучение в семинарии, была реформирована и сама Академия. За этими внешними изменениями стояла важная идея – было показано, что семинарское образование эквивалентно высшему, а Академия может выпускать состоявшихся ученых и специалистов высшей квалификации.

Сейчас мы тоже празднуем юбилей, сейчас мы тоже ждем возрождения и стремимся к созиданию. Духовное образование сейчас переживает судьбоносные реформы, их суть – интеграция. Мы вновь встречаемся со светским образованием и наукой, мы соприкасаемся с европейским и мировым образовательным и, шире, культурным пространством. В рамках соглашения о сотрудничестве между Академией и Московским университетом действует несколько проектов, был заключен договор с философским факультетом, регулярно проводятся совместные студенческие форумы и конференции, в настоящее время обсуждается возможность взаимодействия с психологическим факультетом. В условиях вхождения духовного образования в Болонский процесс огромную помощь нам оказали методические материалы, разработанные университетскими специалистами. Динамично развиваются отношения с историческим факультетом – две кафедры приняли участие в проекте по написанию и изданию полной истории Академии, несколько наших выпускников получили возможность защитить диссертации на историческом факультете.

Наряду с развитием научной и учебно-методической базы в Академии стало налаживаться материально-техническое оснащение, большое внимание уделяется инновационному развитию. При участии Академии Учебный комитет разработал и успешно внедряет в большинстве духовных учебных заведений Единую автоматизированную информационную систему – важный инструмент сбора информации и управления. В Академии был создан Центр информационных технологий, на базе которого успешно развивается аналитический портал bogoslov.ru. А на днях делающая только первые шаги киностудия Московской духовной академии «Богослов» заняла III призовое место на 8-м Международном кинофестивале православных фильмов «Покров». В настоящее время активно ведется согласование проектной документации по строительству студенческого общежития – застарелая проблема нехватки площадей, идущая еще с XVIII века, наконец готова разрешиться.

Этот юбилейный год наполнен многими памятными для Академии датами. Сегодня мы отмечаем 1100 лет праздника Покрова, того самого события явления Божией Матери во Влахернском храме святому Андрею Юродивому. Как известно, на Руси праздник Покрова стал особенно почитаемым, и произошло это 845 лет назад, когда святой князь Андрей Боголюбский устроил знаменитый храм Покрова на Нерли. Покровский академический храм, в котором мы все сегодня молились, был благоустроен и освящен 140 лет назад благодаря стараниям ректора протоиерея Александра Горского и святителя Московского Иннокентия (Вениаминова), а 55 лет назад был вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) после нескольких десятилетий революционного опустошения. В этом же году свое 20-летие празднует Иконописная школа. В рамках подготовки к юбилейным торжествам мы осуществили несколько проектов, освещающих упомянутые даты.

Был подготовлен к изданию обширный двухтомный труд, посвященный истории Академии. В работе принимали участие более 30 авторов, среди которых историки Московской духовной академии, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Киевской духовной академии и других учебных заведений и научных центров. Первый том, который выходит в двух книгах, открывается приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том состоит из 5 разделов: «История МДА. 1685–1995», «Научная деятельность», «Новомученики и исповедники Российские в стенах Московской духовной академии», «Церковно-археологический кабинет», «Архив Московской духовной академии». Том снабжен развернутой библиографией по истории Московской духовной академии, а также именным алфавитным указателем. Во втором томе рассказывается о современном периоде существования Академии, проходящем под знаком реформы духовного образования, о различных сторонах жизни Академии: постановке учебно-воспитательного процесса, развитии церковной науки, о кафедрах и подразделениях. Публикуются летопись академии за 1995–2010 годы, а также сведения биобиблиографического характера о членах профессорско-преподавательской корпорации. Этот проект был поддержан Российским гуманитарным научным фондом, а также благотворительным фондом «Петропавловск».

Также были выпущены иллюстрированные сборники «Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии» и «Московская духовная академия: к 325-летию со дня основания». По сути они являются живописной историей Московской академии после ее переезда в Троице-Сергиеву Лавру в 1814 году. Большое количество материалов в этих сборниках-буклетах публикуется впервые.

Уникальный альбом был создан Иконописной школой, главная задача которого – показать продолжение традиции древнего православного искусства на высоком профессиональном уровне. Он получил название, которое можно с уверенностью считать девизом самой школы, – «Традициям верны». Издание рассказывает о школе, существовавшей с 1746 по 1918 год при Троицкой семинарии, а затем при Лавре, о возрождении монахиней Иулианией иконописания в Лавре и об открытии Иконописной школы в 1990-м году. Основная часть альбома состоит из фотографий работ учащихся, выпускников и преподавателей за годы существования школы. Также в рамках подготовки к юбилею была написана икона собора святых, учивших и учившихся в Московской академии. Вы видите, на этой иконе 65 святых изображаются на фоне Лавры и Академии.

Также к 325-летию Академии был осуществлен проект, основной идеей которого было совместить все упомянутые даты, к которым также добавилась одновременно скорбная и радостная память 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в едином благодарственном, хвалебном и молебном пении хоров Московских духовных школ. Вся эта палитра чувств и звуков создает живую звучащую икону истории Академии и всего нашего Отечества.

В этом году начал работу Редакционно-издательский совет Академии. За прошедший месяц он рекомендовал к изданию ряд трудов, на которые был получен гриф Издательского Совета. В рамках издательства Академии осуществляет свою деятельность недавно созданная редакция учебных пособий, которая уже успела выпустить в свет «Хрестоматию по древней латинской литературе» и готовит в самое ближайшее время к выходу учебные пособия по русской патрологии и истории религий, учебный комплекс по английскому языку. К празднику Покрова были приурочены выпуски очередного номера студенческого журнала «Встреча» и дайджеста информационно-аналитического портала Богослов.ру.

И в заключение позвольте сказать нескольку слов, фигурально выражаясь, «на злобу дня». С восшествием на престол Святейшего Патриарха Кирилла было принято окончательно решение об интеграции системы духовного образования в Болонский процесс. При принятии этого решения был учтен тот факт, что Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. История показывает, что духовное образование не может находиться в изоляции, оно должно взаимодействовать со светской академической наукой. Но для такого взаимодействия необходимы правила, декларация общего и различного в светском и церковном подходе к широкому кругу вопросов – от частных научных проблем до регулирования учебного процесса. И Болонские принципы здесь оказываются тем универсальным инструментом, с помощью которого это взаимодействие выстраивается. Именно с этой позиции Болонский процесс представляет для нас интерес. В настоящее время мы получили лицензию на ведение образовательной деятельности согласно государственному стандарту. Параллельно Научно-методический совет Академии занимается отработкой и апробацией Болонской методологии в соответствии со стратегией и рекомендациями Учебного комитета.

Сейчас стало известно, что президент РФ Д.А. Медведев поручил министерству образования провести общественные слушания проекта закона «Об образовании». Мы надеемся, что этот интегрированный законопроект зафиксирует все наши совместные достижения последних лет и обеспечит права Церкви в области образования. И не будем забывать, что Церковь эти права использует исключительно для служения обществу, так что это в наших общих интересах.

Мы не знаем, что нас ждет дальше, но, по крайней мере, один существенный положительный результат интеграции в Болонский процесс для духовной школы уже есть – за год с небольшим мы уже достигли небывалого уровня интеграции в рамках самих духовных учебных заведений. Мы сохраняем вековые традиции духовного образования, в основе которых, прежде всего, лежат академичность и церковность. Духовное образование и богословская наука готовы выполнить задачу свидетельства Церкви перед современным обществом.