Болонский процесс и система богословского образования Элладской Православной Церкви

Кирилл (Говорун), архимандрит, Бурега Владимир Викторович, Родион (Ларионов), иеродиакон, Копейкин Кирилл, протоиерей.
Статья посвящена особенностям системы высшего богословского образования Греции. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов.

Система богословского образования Элладской Православной Церкви является частью системы государственного образования. Она состоит из церковных лицеев, высших богословских академий (Афинская, Фессалоникийская, Критская, Яннинская) и богословских факультетов университетов (Афинского и Фессалоникийского).

Церковные лицеи предполагают обучение в течение 3 или 4 лет. В них поступают после получения 9-летнего неполного среднего образования. Они аналогичны духовным семинариям в системе образования Сербской Православной Церкви. Основное обучение в церковных лицеях длится 3 года и предполагает освоение курса общеобразовательных и некоторых элементарных церковных дисциплин (основы православного богословия и церковного устава). Окончившие 3-летний курс имеют возможность поступить на четвертый год обучения, где преподаются преимущественно богословские дисциплины. После четвертого, либо сразу после третьего года обучения в лицее, выпускники могут поступить на богословский факультет или в Высшую богословскую академию.

Традиционно высшим богословским учебным заведением Греции является богословский факультет университета. В годы предстоятельства архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (1998-2008) были учреждены богословские школы нового типа – Высшие богословские академии. Сегодня и богословские факультеты, и академии находятся на полном государственном обеспечении. Их деятельность регулируется государственным законодательством. Они выдают дипломы государственного образца. Тем не менее, выпускники академий, в отличие от выпускников факультетов, не могут преподавать в средней школе.

Университеты обладают полной автономией, и Церковь не имеет никаких законодательно закрепленных механизмов влияния на осуществление богословскими факультетами своей деятельности. Академии были учреждены с целью создать систему высшего богословского образования, которая находилась бы под контролем Церкви. Однако достичь этой цели пока не удалось, поскольку это противоречит действующему греческому законодательству. В результате, как на факультетах, так и в академиях поступающие не сдают специальных экзаменов по богословию, для поступления им не требуется благословение епископа или священника, Церковь не имеет никакого формального влияния на избрание членов профессорско-преподавательской корпорации и осуществления ими своей деятельности.

Система богословского образования в Греции регулируется законом о высшем образовании 1982 года. Сейчас готовятся новые законодательные рамки, в которых предположительно будут отражены нормы Болонского процесса. Греция вступила в Болонский процесс в 2003 году. Однако принципы этого процесса внедряются в университетах со значительным запозданием. Кроме того, нет единой государственной политики по внедрению Болонского процесса. Сами университеты, факультеты или даже отделения факультетов решают, в какой мере применять у себя болонские нормы и участвовать в европейских образовательных программах. Так, например, богословский факультет Фессалоникийского университета уже перевел свою учебную программу в европейскую кредитную систему (ECTS), при том что богословский факультет Афинского университета такой переход еще не осуществил. Переход на кредитную систему на богословском факультете Фессалоникийского университета был осуществлен на основании методологических рекомендаций греческой Организации государственных стипендий. Из всех отделений Фессалоникийского университета в европейской программе Tuning участвуют только три: архитектуры,  истории искусств и богословское отделение богословского факультета. Богословский факультет стал одним из первых православных высших богословских учебных заведений, применивших компетентностный подход для разработки своих учебных программ.

Запоздание с внедрением болонских норм в системе высшего образования Греции обусловлено влиянием на университеты со стороны политических сил марксистской ориентации. Так называемое марксистское лобби активно противится внедрению этих норм. Сторонники Болонского процесса, которые находят поддержку со стороны греческого правительства, пытаются преодолеть влияние левых политических сил и ускорить интеграцию греческих университетов в европейское образовательное пространство. Практически речь идет о конфликте между старой, коммунистического образца, и новой парадигмами образования.

В рамках обсуждения нового закона об образовании высказывается мнение о возможности объединения основных гуманитарных дисциплин в один факультет, куда вошло бы и богословие. Существуют также опасения, что для богословия может не оказаться места в новой системе университетского образования. Перспективы дальнейшего развития богословского образования в Греции остаются неясными.

По мнению многих представителей университетской науки, умаление статуса богословских факультетов в греческих университетах противоречит фундаментальным принципам, изначально заложенным в систему высшего образования Греции. С самого основания этой системы богословский факультет был ее неотъемлемой и важнейшей частью. Первый университет в независимом греческом государстве был основан в 1837 году в Афинах. Этот университет, получивший статус национального, имел 4 факультета: богословский, юридический, медицинский и философский. В 1911 году на частные пожертвования был учрежден университет им. Иоанна Капподистрии в Афинах. Богословский факультет перешел в подчинение этого университета. В 1932 году оба университета были объединены в единый, получивший название Национальный университет им. Иоанна Капподистрии, при котором богословский факультет продолжил свое существование. Первоначально факультет располагался в центральных корпусах университета, а в 1976 году для него было построено отдельное здание.

Создание университета в городе Фессалоники было инициировано премьер-министром Греции Е. Венизелосом. Университет был основан в 1925 году при премьер-министре А. Папанастасиу. Богословский факультет при университете был основан в 1942 году.

Оба богословских факультета имеют по два отделения (τμῆμα). Богословский факультет Афинского университета состоит из отделений богословского и социального богословия. Богословский факультет Фессалоникийского университета включает в себя отделения богословское и пастырско-социального богословия. Каждое отделение имеет своего председателя (πρόεδρος) и профессорско-преподавательский состав. Общее собрание отделения является его высшим органом управления. Члены Общих собраний отделений составляют Общее собрание факультета, которое является главным органом управления факультета. Во главе факультета стоит декан (κοσμήτωρ).

Каждое из отделений состоит из нескольких департаментов. Богословское отделение Афинского университета состоит из департаментов: герменевтики, истории, систематического богословия, а также департамента святоотеческих исследований, истории догматов и символических текстов. Отделение социального богословия того же факультета состоит из департамента канонического права, византийского богословия после IX века, библейских исследований и культурной жизни средиземноморья; департамента христианского богослужения, педагогики и пастырства; департамента религиоведения, философии и социологии. Богословское отделение Фессалоникийского университета состоит из департаментов: департамента библейской письменности и религиоведения, департамента церковной истории, христианской письменности, археологии и искусства, департамента догматического богословия, департамента богослужения, христианской педагогики и церковного управления, департамента этики и социологии. Пастырско-социальное отделение Фессалоникийского университета состоит из департамента Священного Писания и святоотеческой письменности, департамента истории, догматики, межправославных и межхристианских связей, департамента богослужения, археологии и искусства, департамента права, организации, жизни и служения Церкви. Создание отделений было обусловлено требованием закона о высшем образовании 1982 года. В соответствии с этим законом факультет может состоять минимум из двух отделений. Это привело к тому, что единый курс богословских дисциплин был разделен между отделениями, в некоторых случаях искусственно. В рамках нового закона предполагается слияние отделений богословских факультетов.

Система богословского образования в Греции в нынешнем состоянии имеет три уровня, которые не вполне совпадают с Болонской системой. Нормативный срок обучения на первом уровне (пред-дипломный уровень) составляет 4 года, при этом студент может закончить первый уровень раньше или позже. Нормативный срок обучения на втором, последипломном уровне – 2 года. Но в большинстве случаев студенты заканчивают его за 3 года. На этом уровне предполагается посещение занятий и написание последипломной работы, аналогичной магистерской диссертации. В рамках данной программы выпускник получает т.н. последипломную специализацию.

Все предметы делятся на три категории: обязательные, обязательные по выбору и факультативные. За освоение каждого курса студент получает количество учебных единиц, соответствующее количеству часов преподавания предмета в неделю. На богословском факультете Афинского университета за весь курс дипломного обучения студент должен получить как минимум 204 (на богословском отделении) или 207 (на отделении социального богословия) единиц. На богословском отделении Фессалоникийского университета надо получить 176 единиц, на пастырско-социальном – минимум 165 единиц.

Третий уровень предполагает написание докторской диссертации. Традиционно в греческой системе образования, несмотря на то, что она создавалась под немецким влиянием, не существует докторской хабилитации.

Преподавательские должности на факультете – выборные. Раньше в выборах принимали участие только члены корпорации факультета. В настоящее время к выборам могут привлекаться также представители других факультетов или учебных заведений. Существует четыре вида преподавательских должностей: одна доцентская (λέκτωρ) и три профессорских (ἐπίκουρος καθηγητής, ἀναπληρωτής καθηγητής, καθηγητής).

В Греции отсутствует единые государственные образовательные стандарты. В рамках своей университетской автономии каждый факультет сам разрабатывает свои учебные программы. Поэтому учебные программы богословских факультетов в Афинах и Фессалониках заметно отличаются. Такое разнообразие учебных программ не только не расценивается как недостаток, но воспринимается как норма.

Контроль за качеством образования осуществляется Институтом педагогики, действующим в структуре Министерства образования и религии Греции. Богословские факультеты ежегодно предоставляют в министерство отчеты о своей деятельности. Министерство полностью контролирует преподавание вероучительных и богословских дисциплин в средней и высшей школе. При этом Церковь не имеет возможности осуществлять какой-либо контроль со своей стороны.