Игумен Петр (Еремеев). Задачи современного высшего православного образования

Выступление игумена Петра (Еремеева), ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова, на Пленарном заседании VIII Межрегиональных Пименовских чтений посвящено задачам и перспективам современного духовного образования в России, его взаимодействию со светским образованием, развитию научно-исследовательской деятельности. О. Петр рассказывает о планах решения этих задач силами вверенного ему Российского Православного института.

Как известно, Славяно-греко-латинская академия — это первое высшее учебное заведение в России. Одним из инициаторов создания Академии был монах, поэт и просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), который незадолго до своей смерти составил так называемый «Академический привилей» (учредительную грамоту). В этом документе были определены задачи, содержание, формы обучения и права академии, которые по сути формировали политику того времени в сфере высшего образования для всей Руси.


Как известно, Славяно-греко-латинская академия — это первое высшее учебное заведение в России. Одним из инициаторов создания Академии был монах, поэт и просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), который незадолго до своей смерти составил так называемый «Академический привилей» (учредительную грамоту). В этом документе были определены задачи, содержание, формы обучения и права академии, которые по сути формировали политику того времени в сфере высшего образования для всей Руси.

Согласно замыслу Симеона Полоцкого, Славяно-греко-латинская академия должна была быть организована по типу Киево-Могилянской, но со значительно расширенной программой преподавания отдельных наук, причем и светских, и духовных, начиная с грамматики и пиитики и заканчивая философией и богословием. В программе обучения был и правовой блок: «учение правосудия духовного и мирского». Существенное значение в Академии придавалось языковой подготовке, систематически преподавались 4 языка: славянский, греческий, латинский и польский.

Таким образом, Академия давала как теоретические, так и практические знания, закладывала основы учебно-научно-практического комплекса, готовила образованных людей как для церковной, так и для государственной службы. Иными словами, Славяно-греко-латинская академия объединяла в своем образовательном процессе все лучшее из, скажем условно, церковной и светской науки, давала всестороннее образование православной молодежи. Именно поэтому она и явилась первым университетом в России. Подобный подход в деле развития высшей школы следует признать стратегически верным и перспективным не только для конца 17 века, но и для начала века 21-го.

Модернизация отечественного образования

Сегодня наследие и опыт академии очень важен для вуза, который я здесь представляю. Принятое весной этого года Святейшим Патриархом Кириллом решение о создании на базе Российского православного института св. Иоанна Богослова современного передового университета, мы рассматриваем как развитие именно такого понимания православного высшего образования, заложенного во время создания Славяно-греко-латинской академии.

Вместе с тем у Российского православного института стоит новая стратегическая задача — содействовать выходу образовательной системы Русской Православной Церкви из изоляции. В этом смысле, учитывая положительный опыт МДА и ПСТГУ, а других отечественных духовных школ, мы создаем особый православный университет. Мы ставим перед собой задачу создания условий для достижения синтеза научных знаний и духовного опыта и решать эту задачу мы намерены посредством актуализации духовного, нравственного послания Церкви.

Актуальность создания открытого современного православного университета во многом определяется и острым дефицитом на уровне государства, общества, бизнеса и самой Церкви высоконравственных, православно-ориентированных, квалифицированных и конкурентоспособных в современных условиях кадров. В подготовке таких кадров по наиболее востребованным современным и классическим специальностям сегодня заключается основная наша цель.

Стратегическая цель православного светского образования на современном этапе нам видится в формировании устойчивого и социально активного слоя людей, обладающих высоким уровнем духовной, светской, деловой культуры и этики, лидерскими качествами, умением работать в команде, развитыми коммуникационными навыками и опытом проектного менеджмента.

В данном контексте уместно вспомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные 15 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений: «Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий». Думается, Российский православный институт может и должен стать действенным инструментом Русской Православной Церкви в деле такой координации.

Опираясь на «двукрылую» концепцию образования Славяно-греко-латинской академии, на положительный опыт современной высшей школы, мы должны донести не только россиян важную мысль: основой модернизации России является Православие. Настоящая успешность, значимость как отдельной личности, определенной институции, или государства в целом возможна лишь при сочетании новейших знаний, достижений цивилизации, и духовного опыта Православия. Только такое сочетание может обеспечить умелое управление инновационной деятельностью и ее результатами.

К сожалению, такое понимание модернизации страны пока остается чуждым для многих наших соотечественников. Как правило, инновационный путь развития страны через систему образования ассоциируется исключительно с проектом «Сколково». Однако, создается впечатление, что этот проект ориентирован на новые технологии, продукты инновационной деятельности и бизнес-практики как на самодостаточные ценности. Духовно-нравственная основа в системе подготовки новых кадров, способных обеспечить умелое и ответственное с нравственной точки зрения управление инновационной деятельностью, ее результатами, крупными бизнес-структурами, в проекте «Сколково» пока ярко не просматриваются. Между тем, риски человеческого фактора (безнравственного управления) при автономном развитии технологий чрезвычайно возрастают.

Указанная ситуация диктует необходимость скорейшего развития православного образования как базового элемента всей системы инновационного образования и инновационного «прорыва» России. Именно это побуждает сегодня Священноначалие ставить перед нашим вузом задачу преобразования в современный университет, который соединит лучшие традиции отечественного образования, ориентированного на православное мировоззрение, и современные успешные формы, стандарты и технологии обучения, основанные на опыте лучших вузов мира.

«Университетский привилей» наших дней

Миссия и социальный эффект проекта создания нового университета заключается, на наш взгляд, в следующем:
развитие высшего образования с позиции православного мировоззрения,
содействие изменению социальной среды,
создание площадки для взаимодействия представителей светских и церковных кругов, площадки для развития связей с зарубежными коллегами и партнерами,
формирование кадрового резерва для Русской Православной Церкви, Президента РФ, органов государственной власти всех уровней, для управленческого звена государственных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур.

Для реализации миссии ректорат нашего института, можно сказать, подобно Симеону Полоцкому, разрабатывает сегодня современный «Академический привилей» - концепцию развития Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Прежде всего в вузе необходимо создавать здоровую, доброжелательную, комфортную во всех отношениях атмосферу для студентов и преподавателей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла центром духовной жизни вуза стал один из знаковых храмов Москвы – храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади.

Решающая роль в становлении нового университета и подготовке высококвалифицированных специалистов для Церкви и государства должно отводиться науке. Без науки нет университета. Статус университета требует от нас создания качественно новой основы для взаимодействия научного и учебного процессов, их интенсивного взаимообогащения. Такой основой в современных условиях может стать исследовательский университет – комплексное высшее учебное заведение, сочетающее в себе функции научно-исследовательского и образовательного заведения. Основными задачами исследовательского университета являются – производство и накопление знаний, их экспертная оценка, распространение и практическое применение.

Мы планируем строить исследовательский университет через:
вовлечение студентов, начиная с 1-го курса, преподавателей, сотрудников деканатов, ректората в научно-исследовательскую деятельность;
участие в российских и международных конкурсах научных проектов, в работе по грантам, по спонсорским программам;
участие наших ученых в серьезных, практически значимых конференциях, круглых столах, семинарах;
привлечение к работе у нас представителей ведущих научных школ и создание собственных научных школ;
развитие кафедральной науки, привлечение на кафедры для научной и преподавательской работы видных ученых, активно участвующих в научной деятельности и имеющих опыт работы по грантам;
развитие студенческой науки через привлечение для научной деятельности молодых исследователей;
создание системы поддержки молодых ученых, внутренних грантов вуза;
регулярное приглашение мировых научных «звезд» для проведения открытых лекций;
организацию зарубежных научных командировок, стажировок;
создание партнерской сети из лучших отечественных и зарубежных вузов, научных институтов, академий и ассоциаций, вовлечение всех факультетов и кафедр в международные научные проекты, в программы академической мобильности;
создание аспирантуры, собственного диссертационного совета, научно-исследовательских лабораторий, центров;
создание собственного научного журнала (а со временем, может быть, и нескольких журналов), развитие журнала до такого уровня, чтобы он вошел в список ВАК;
создание сети периодических научных электронных СМИ, научно-аналитических порталов;
подготовку сотрудниками и преподавателями РПИ докторских и кандидатских диссертаций, проведение научных конференций, публикацию научных монографий;
создание рейтинговой системы оценки научных исследований, осуществляемых в РПИ (рейтинговая система предусматривает следующие позиции: актуальность и новизна НИР, степень приращения знаний, востребованность НИР, ее экономический эффект).

Через научно-исследовательскую деятельность студентов будет выстраиваться система по внедрению результатов научной деятельности на практике; система по трудоустройству выпускников. Для этого будет создана партнерская сеть из лучших работодателей, будут вводиться стажировки и практик и студентов на территории работодателей, начиная с 1-го курса.

Мы будем стремиться к уровню стопроцентного владения студентами как минимум двумя иностранными языками на уровне Upper Intermediate или Advanced, создадим курсы для преподавателей, сотрудников деканатов и ректората по повышению уровня владения иностранными языками до ступени Upper Intermediate или Advanced, по изучению второго иностранного языка. Особый акцент будет сделан на постоянной языковой практике как для студентов, так и для преподавателей, сотрудников вуза.

Высокий уровень владения иностранными языками станет основой для развития международного сотрудничества. Мы планируем создание партнерской сети из ведущих зарубежных вузов, научных институтов, академий и ассоциаций, вовлечение всех факультетов и кафедр в международные научные проекты, в программы академической мобильности, обменные программы, программы зарубежных стажировок, будем внедрять международные стандарты обучения и научной деятельности.

К сожалению, немногие православные образовательные структуры активно работают по такому направлению, как фандрайзинг. Немало встречается опытных преподавателей, которые даже не знают смысл этого слова. Нам необходимо в корне переломить данную ситуацию. Поэтому наш вуз уже сейчас начал реализацию программы по вовлечению студентов, преподавателей, сотрудников деканатов, ректората в проектную работу по грантам, спонсорским программам. В будущем будет организована система внутренних грантов, выделяемых ректоратом.

Изменения коснутся и материально-технического обеспечения жизни вуза. Мы ставим перед собой задачи создания Спортивного и Медицинского центров, общежития, проведения капитального ремонта и переоснащения имеющихся зданий у вуза.

Не менее важной для нас является задача формирования осознания студентом того, что он хочет учиться (а не обязан) всю жизнь, то есть помочь сделать ключевой переход от понимания «образование на всю жизнь» к пониманию «образование в течение всей жизни».

«У Церкви и светской педагогики одна задача»

Обозначенные задачи касаются не только образования, но и различных сторон жизни государства, Церкви и общества. Решать их можно только в соработничестве со специалистами всех областей образования, науки и практики.

Наш вуз готов выступить как посредник, как площадка для конструктивного взаимодействия светского и религиозного (точнее, церковного) образования, как стратегический партнер в развитии образовательных программ и научных исследований, имеющих религиозную компоненту. Благодаря открытости Церкви взаимодействие светских и религиозных образовательных учреждений уже второе десятилетие активно развивается. Целью такого сотрудничества для нас должно являться благо человека и общества, содействие развитию государства. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».