Архимандрит Кирилл (Говорун): Запрос на знания о православной традиции еще не удовлетворен

Больше трети россиян (37%) признаются, что они хотели бы больше узнать о Православии. Среди них больше обеспеченных людей и респондентов с высшим образованием, информирует Служба социально-религиозных данных «Среда» по итогам репрезентативного опроса.

Респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: "Я хотел (-а) бы знать о Православии больше, чем знаю сейчас"».

Результаты ответов зависят от уровня образования. Так, россияне с высшим образованием не против узнать больше о Православии. Те, кто получили лишь аттестат об окончании школы, ― не стремятся расширять круг познаний, в том числе и о Православии. Те, кто желает узнать о Православии больше, чаще живут в городах с населением свыше миллиона жителей (но не в Москве). Жители сел реже стремятся к этим знаниям. Процент желающих узнать о Православии среди проживающих в Центральной России выше, чем на Дальнем Востоке и в Сибири.

Несмотря на то, что узнать больше о православной религии хотят 37% россиян, лишь 19 % опрошенных заявляют, что не прочь получить дополнительное духовное образование, если бы у них появилась такая возможность.

Дополнительное духовное образование чаще хотят получить респонденты, работающие в области медицины и здравоохранения (33%), граждане, чья деятельность связана с наукой и образованием (30%), суеверные россияне (28%) и те из ответивших, в семьях которых трое и более детей (23%).

73% россиян не желают получать дополнительное духовное образование. Чаще так отвечают рабочие и те из опрошенных, кто считает себя несчастными и больными.

Образованные респонденты чаще не против повысить уровень своих знаний, получив дополнительное духовное образование.

Результаты опроса прокомментировал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун):

«Я считаю, что данные опроса ― очень оптимистические. Они свидетельствуют о заметном запросе на знания о христианской православной традиции. Интересно, что такой запрос превалирует именно среди жителей городов. У людей существует в той или иной степени самоидентификация с православной традицией, поскольку они желают знать об этом больше. По сути, они желают знать больше о себе, о той культуре, в которой они живут, о своей истории.

Также данные говорят и о том, что запрос этот пока еще не удовлетворен. Это уже вопрос к Церкви, к тем, кто занимается церковным просвещением и образованием. На этот запрос в обществе необходимо дать адекватный ответ. Что ставит перед нами задачу оптимизировать инструменты, механизмы передачи знаний о церковной традиции в более широкие круги общества. Этим сейчас занимается активно и Святейший Патриарх, с этой целью улучшается и система религиозного просвещения и образования.

То, что образованные люди чаще хотят получить дополнительное образование, что-то узнать о Православии, а малообразованные ― нет, вполне объяснимо. Там, где получение знаний не является жизненным приоритетом ― существуют другие формы проявления интереса к собственной церковной традиции. Скажем, ассоциирование себя с церковной традицией может проявляться через какие-то обрядовые формы Условно говоря ― прийти в храм, поставить свечку… На самом деле, это не так плохо.

"Получение дополнительного образования" ассоциируется часто с привычными формами обучения, когда нужно засесть за тетради, учебники, проводить массу времени в библиотеке… Не все готовы это делать, учитывая, как много сил и времени отнимает работа, учитывая стрессы и ритмы современной жизни. Опрос показывает, что помимо традиционных форм предоставления православного образования, необходимо развивать и новые формы, которые учитывают загруженность людей, Это могут быть лектории, семинары, что уже практикуется и сегодня. Я сам участвовал в этих лекториях ― они собирают огромное количество людей. Что эмпирически подтверждает данные, приведенные в опросе.

Молодежь реже хочет знать о Православии, чем представители более старшего поколения. Это, на мой взгляд, вообще связано с проблемой поколения, с утрачиванием культуры получения знаний.

То, что многодетные хотят получить дополнительное духовное образование, на мой взгляд, связано с тем, что матерям, погруженным в семейную жизнь, нужна какая-то отдушина, занятия, напрямую не связанные с семьей. С другой стороны то, что они получают, узнавая церковные традиции, я думаю, помогает им в процессе воспитания детей.

Могу предполагать, что медицинские работники, желающие получить дополнительное духовное образование ― это те профессионалы, которые, занимаясь излечением тела, думают и о целостном, комплексном излечении болезней. Оно предполагает человека как целостное существо ― с душой и телом. Ведь духовная компонента важна в процессе излечения».