Приветственное слово председателя Учебного комитета РПЦ архиепископа Верейского Евгения участникам XI ежегодной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Анастасий, всечестные отцы, дорогие братия и сестры, поздравляю вас с праздником Казанской иконы Божией Матери и открытием XI научной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

Православная христианская наука и культура предлагают нам величайшие открытия и образцы, созданные в соработничестве творческого гения человека и Бога. Этот огромный пласт высокой духовной культуры остается невостребованным и недоступным для многих наших соотечественников по причине незнания ими реалий духовной жизни и элементарной богословской безграмотности. Причем, в равной степени это относится как к представителям простого народа, так и к людям, высокообразованным. Такое положение становится не просто ненормальным, но унизительным для граждан страны, где Православие является государствообразующим фактором. В последнее время Православная Церковь предпринимает решительные действия по выходу из тех тесных рамок, ограничивающих ее общественное служение, в которые ее загнала безбожная, атеистическая власть в советское время. В первую очередь это касается образования. Ведь образование - это сфера совместной ответственности общества и Церкви. Отделение Церкви от государства не отделяет ее от общества. Религиозное образование является составной частью общенациональной системы образования. Отодвинутое на периферию общественной жизни оно не может в полной мере оказывать того благотворного влияния на нравственное состояние общества, которое исходит из самой принадлежности религиозного образования к сфере высочайших духовных ценностей.

Российское общество изголодалось по духовной пище. В погоне за материальным благополучием страдает душа и изнемогает тело. Русский народ всегда отличало непонятное для иностранцев стремление к возвышенным идеалам, неумение утраивать свой быт, какой-то постоянное недовольство собой. Наша непрактичность была поставлена нам в вину теми, кто привык видеть пред собой только земное. Душевно-плотское мышление современного человека, воспитанного на западной гуманистической культуре, неспособно подняться па новый онтологический уровень духа. Для этого нужно «новое рождение», которое происходит в таинстве крещения. В Древней Церкви этому великому событию в жизни каждого христианина предшествовало оглашение - обучение основам веры. В настоящее время мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда человек оказывается крещен в Православной Церкви, но не научен правилам веры. Дух его оказывается угасшим. Возродить его к духовной жизни может яркая проповедь, или встреча с духовным человеком, или интересная духовная книга. Но систематические знания о Боге, о человеке, о Церкви и ее таинствах он может получить только в специальных Духовных учебных заведениях, на катехизаторских курсах, в воскресной школе.

Особое внимание следует уделить присутствию духовного образования в государственной средней и высшей школе. Можно долго рассуждать и спорить о том, что подразумевает под собой термин «светский характер государства», есть или нет в Конституции запрет на преподавание религиозных предметов в государственной школе, а в это время сама жизнь будет нам беспощадно мстить, оставляя наших детей погибать от наркотиков, постыдных болезней, насилия и отчаяния. Если демократическое государство в условиях декларированной свободы не может защитить детей и молодежь от наркотиков, разврата и насилия, не поступившись своими демократическими принципами, то Православная Церковь не устанет призывать своих несчастных, заблудших чад к покаянию. Печальный опыт показывает, что начинать спасать наших детей нужно уже в начальной школе.

Духовное просвещение учащихся высших учебных заведений требует высокой профессиональной подготовки не только в области духовных, но и светских паук. В настоящее время накоплен опыт такой работы, который дает положительные результаты, Яркие, запоминающиеся выступления наших известных апологетов производят сильное впечатление на аудиторию. Однако просто талантливого слова недостаточно для того, чтобы привести в Церковь слушателей. Слово это должно быть со властью, то есть просолено личным опытом духовной жизни. Тогда оно будет действовать не только на рассудок, но и на сердце, приводя людей к глубокому покаянию и исправлению своей жизни. Святитель Григорий Богослов учил: «Обучение есть образование делом и словом».

В одном из своих выступлений приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II сказал следующее:

«В наше время пастырь более чем когда-либо должен являть свет Христов подвигом своей благочестивой жизни, самоотверженного, бескорыстного труда. XX век страшен своим немилосердием». И сейчас мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие, В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви. Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере..." Этот призыв напрямую относится к тем, кто подвизается на ниве духовного образования -не только словами, но и делами свидетельствовать миру истину евангельского учения.

Хочется пожелать, чтобы открывшийся форум способствовал решению важных задач, стоящих как пред светским, так и пред духовным образованием, а всем участникам творческих успехов, научных открытий и самое главное духовного возрастания.

С любовью о Господе,

Евгений,

АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РЕКТОР МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИЙ