«Труды Киевской духовной академии»: история и современность

Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX — начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги.

Хотя начало издания научного журнала в Киевской духовной академии (далее — КДА) берет свое начало с 1860 года, все же реализации этого проекта предшествовал довольно продолжительный период дискуссий, в рамках которых обсуждались как сама возможность и целесообразность появления такого издания, так и возможный его формат.

Предыстория журнала

Первое периодическое издание КДА было основано еще в 1837 году. Это был журнал «Воскресное чтение». Инициатива его создания принадлежала тогдашнему ректору Академии епископу Иннокентию (Борисову). Именно он вместе с профессорами КДА протоиреем Иоанном Скворцовым и Яковом Космичом Амфитеатровым, а также молодым бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу издания первого в Киеве духовно-просветительского журнала. Проект был поддержан Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), благодаря которому было получено и одобрение Святейшего Синода. В результате с 1837 года в свет стал выходить журнал, большая часть статей которого принадлежала перу профессоров КДА.

Хотя «Воскресное чтение» было ориентировано, прежде всего, на публикацию общедоступных статей духовного содержания, все же здесь появлялись и важные учебные и научные материалы по богословию, библеистике, патрологии, литургике[1].

Однако 18 марта 1844 года Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде направило во все духовные академии письмо, в котором высказывалась явная неудовлетворенность делом издания научно-богословских трудов. Здесь указывалось, что, несмотря на то, что со времени введения в действие Устава духовных академий 1809 года было подготовлено немало образованный пастырей, все же и по прошествии четверти века с момента появления этого Устава в России ощущается дефицит учебных пособий для духовных школ. Кроме того, в свет вышло совсем немного научных сочинений богословского характера. Хотя академии и издают журналы, но они «предназначены преимущественно для народного чтения» и потому неудобны для публикации сугубо научных и учебных материалов. Поэтому Духовно-учебное управление предлагало академиям «издавать в свет по две, или по три книжки в год ученых записок из трудов наставников духовно-учебных заведений, подведомственных каждой академии»[2].

Это предложение, присланное в Киев из Петербурга, было рассмотрено в заседании конференции КДА 5 апреля 1844 года. Уже тогда конференции постановила, что КДА «согласна со своей стороны издавать в свет ученые записки по две или по три книжки в год». Однако, профессора КДА предлагали не ограничивать такое издание конкретными сроками и не считать его периодическим. Авторам публикаций предлагалось выдавать по 100 экземпляров отдельных оттисков их сочинений[3]. Тем не менее, тогда идея создания при КДА сугубо научного журнала так и не была реализована.

К обсуждению этой идеи в Киеве вернулись лишь в середине 1850-х годов, когда ректором КДА стал архимандрит (впоследствии — архиепископ) Антоний (Амфитеатров, занимал должность ректора в 1851-1858 гг.). Именно по инициативе архимандрита Антония академическая конференция выработала проект издания особого научно-богословского приложения к «Воскресному чтению», которое должно было выходить один раз в три месяца. Предлагалось чтобы новое издание состояло из двух разделов: «Наука» (здесь должны были размещаться публикации учебного характера, касающиеся дисциплин, преподаваемых в Академии) и «Материалы» (в него должны были войти документы, относящиеся, прежде всего, к истории Церкви, особенно в «Юго-Западном крае»). Издание предлагалось назвать «Прибавления к журналу “Воскресное чтение”»[4].

В сентябре 1857 года этот проект был принят конференцией КДА и представлен Киевскому митрополиту Филарету (Амфитеатрову). 21 октября 1857 года митрополит одобрил проект и представил его в Синод. Предполагалось, что издание начнет выходить в свет уже в 1858 году. Однако неожиданно для киевлян выработанный ими проект был отклонен в Петербурге. Позиция Синода была изложена в письме обер-прокурора графа А. П. Толстого от 28 ноября 1858 года. Обер-прокурор сообщал, что Петербургский митрополит Григорий (Постников) предложил реализовать в Киеве совершенно иную концепцию журнала. Митрополит Григорий ставил в пример киевлянам журнал, издававшийся с 1843 года при Московской духовной академии («Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями»). В этом журнале публиковались, прежде всего, переводы отцов Церкви, а в «Прибавлениях» давались оригинальные статьи профессоров МДА. Киевлянам предлагалось сделать нечто подобное.

В письме особо отмечалось, что другие академии к тому времени уже приступили к переводу на русский язык творений «св. отцев Греческой Церкви с греческого языка, между тем творения св. отцев Православной Западной Церкви, писавших на латинском языке, доныне остаются почти неприкосновенными». Поэтому Киевской академии предлагалось заняться переводом именно латинских отцов. Для этого митрополит Григорий предлагал создать в КДА (по московскому образцу) журнал «Творения святых отцов Западной Церкви» с «Прибавлениями». Перевод предлагалось начать с Киприана Карфагенского, а в «Прибавлениях» помещать «прочие статьи, как предполагает конференция». Митрополит Григорий предлагал взять за образец даже формат московского издания (восьмую долю листа)[5].

Профессор КДА протоиерей Иван Корольков, анализируя эту ситуацию, прямо говорит, что издание журнала «по примеру и подражанию  издаваемого Московской академией далеко не согласовывалось со взглядами и намерениями Киевской корпорации: ей не хотелось быть отголоском академии Московской, она намеревалась идти на журнальном поприще своею самостоятельною дорогою, во многом отличною от московского пути»[6]. Поэтому конференция КДА имела смелость не согласиться с предложением, полученным из Петербурга.

Конференция предлагала отказаться от идеи перевода всех подряд латинских отцов, ограничившись выбором из них лишь тех, чьи сочинения имеют особое значение для Церкви. Также предлагалось в центр издания поставить не переводы, а именно научные труды Киевской академической корпорации, направленные на распространение духовного просвещения. Поэтому и журнал предлагалось назвать «Соревнователь христианского просвещения». Более того, профессора КДА сообщали, что материалы для первых номеров журнала уже собраны. Для переводной части уже был готов перевод писем святого Киприана Карфагенского с его жизнеописанием, а из трудов профессоров Академии указывалось семь готовых к печати статей. Новый проект журнала был направлен в Петербург 27 декабря 1858 года[7].

Ответ из столицы был получен почти через год — лишь 9 ноября 1859 года. Синод не отказался от идеи, предложенной митрополитом Григорием (Постниковым), но в то же время пошел отчасти и навстречу пожеланиям киевлян. Киевскому митрополиту Исидору (Никольскому) предписывалось немедленно приступить к изданию журнала под названием «Труды Киевской духовной академии», в который со временем должны были войти «полезнейшие из творений блаженного Иеронима и Августина». В остальном представленная академией программа издания была одобрена. Так было определено название для нового журнала. Кроме того, именно это Синодальное распоряжение предопределило основное направление переводческой деятельности КДА. Здесь был создан внушительный корпус русских переводов западных церковных писателей.

Уже к январю 1860 года Академия, выполняя распоряжение Синода, подготовила к выходу в свет первый номер журнала. Всего в 1860 году в свет вышло четыре номера «Трудов КДА». Однако они не имели четкой даты выхода и скорее напоминали научные альманахи. Лишь с 1861 года журнал стал выходить ежемесячно. В соответствии с предписанием Синода в «Трудах» было два основных отдела: переводы церковных писателей Западной Церкви и оригинальные статьи. Впоследствии в «Трудах» публиковались также переводы Библейских книг, появился отдел критики и библиографии. После введения в действие Устава духовных академий 1869 года в журнале появилось приложение, содержавшее протоколы заседаний Совета академии, ежегодные отчеты о жизни КДА и о деятельности состоявших при академии учреждений, братств и обществ. В результате сложилась структура издания, сохранявшаяся вплоть до 1917 года.

Традиционно в год выпускалось в свет три тома «Трудов». Каждый том объединял книги за четыре календарных месяца (первый том — с января по апрель, второй — с мая по август, третий — с сентября по декабрь)[8]. Нумерация страниц была сплошной в рамках каждого тома. Кроме основного содержания журнала в нем давались материалы с отдельной пагинацией. В начале месячных книг, как правило, давались русские переводы Книг Священного Писания или святоотеческих творений. А в конце каждой книги «Трудов» имелись приложения, включавшие официальные документы Академии. Нумерация страниц в изданиях переводов и в приложениях продолжалась от книги к книге безотносительно к номерам томов. Кроме того, порой в начале книги могли публиковаться материалы, либо имевшие отдельную латинскую пагинацию, либо вообще не имевшие пагинации. Это были высочайшие указы, касавшиеся Академии, сообщения о пребывании в Киеве членов императорской фамилии, речи, сказанные по особо торжественным поводам и т.д. Таким образом, в рамках одной книги «Трудов» можно встретить три, а то и четыре отдельные пагинации.

21 февраля 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых всем четырем духовным академиям Российской империи было даровано звание «Императорских»[9]. В связи с этим было скорректировано и название академического журнала. С марта 1913 года он именовался: «Труды Императорской Киевской духовной академии». Последний номер журнала с таким названием вышел в свет в феврале 1917 года. После отречения от престола императора Николая II и прихода к власти Временного правительства прилагательное «Императорская» исчезло с титульного листа журнала. Последние две книги трудов в 1917 году вышли с прежним названием: «Труды Киевской духовной академии».

Военные и революционные потрясения 1914-17 годов отразились не только на жизни академии, но и на внутренней структуре ее издания. Все чаще редакция была вынуждена выпускать в свет сдвоенные номера «Трудов». Так, в 1915 году сдвоенными были: книга VII-VIII (июль-август) и книга X-XI (октябрь-ноябрь). В 1916 году: книга II-III (февраль-март), книга V-VІ (май-июнь), книга VII-VIII (июль-август), книга IX-X (сентябрь-октябрь) и книга XI-ХII (ноябрь-декабрь). А в 1917 году Академии удалось издать лишь три книжки журнала, структура которых была уж и совсем необычной. На первой из них указано: «Книга I-II (январь-февраль)»; на второй: «Книга III-VIII (март-август)» и на третьей: «Книга IX-XII (сентябрь-декабрь)». При этом нумерация основного содержания журнала была сплошной в рамках всех этих книг. Таким образом, книги «Трудов КДА», вышедшие в свет в 1917 году, фактически представляют собой один том. Приложения в них, как и в прежние годы, имеют отдельную пагинацию. Кроме того в книге IX-XII имеется публикация перевода сочинения Блаженного Августина «Две книги евангельских вопросов», которая дана в начале книги с отдельной (арабской) пагинацией.

Редакторами «Трудов КДА» с момента создания журнала официально являлись ректоры Академии. Так, в 1860 году первым редактором «Трудов» стал архимандрит (впоследствии — митрополит) Иоанникий (Руднев). Однако, уже в 1861 году редактором стал новоназначенный ректор КДА архимандрит (впоследствии — епископ) Филарет (Филаретов). Он существенно реформировал концепцию издания «Трудов». Именно по инициативе отца Филарета журнал превратился из ежеквартального в ежемесячный. Кроме того, он решил уделять на страницах «Трудов» особое внимание современным проблемам жизни Церкви в России, на Православном Востоке и на инославном Западе. Кроме того, на страницах «Трудов» появлялись публикации популярного характера[10]. После реформы духовных академий 1869 года облик «Трудов» вновь изменился. С этого времени в журнале публикуются магистерские и докторские диссертации, предназначенные к защите в КДА, лучшие кандидатские сочинения, а также работы профессоров и студентов, удостоенные различных премий. В приложении к «Трудам», как сказано, издаются официальные документы о жизни Академии. Это существенно увеличило объем журнала и привело к тому, что с 1870 года в «Трудах» была приостановлена публикация переводов блаженного Августина, а в 1872 году прекратилось печатание и переводов блаженного Иеронима. В результате, хотя журнал и стал более научным и академичным, но при этом утратил значительную часть подписчиков, для которых «Труды» стали слишком «тяжеловесными». К 1878 году число подписчиков сократились до 250 человек. Чтобы преодолеть появившиеся в связи с этим финансовые трудности ректор архимандрит Филарет испросил разрешения Киевского митрополита Арсения (Москвина) на использование для нужд журнала процентов с капитала, пожертвованного академии митрополитом[11]. С 1870 года изданием "Трудов" руководил редакционный комитет, в который входили пять человек: ректор (в должности редактора), его помощники по трем отделениям (богословскому, историческому и практическому) и делопроизводитель редакции (он же и корректор).

В 1878 году епископа Филарета на посту ректора сменил епископ Михаил (Лузин), ставший, соответственно, и новым редактором «Трудов». Это привело к новой корректировке концепции академического журнала. Поскольку епископ Михаил до этого последовательно занимал должности инспектора и ректора Московской духовной академии, он попытался приблизить «Труды КДА» к «Прибавлениям к Творениям святых отцов», издававшимся при МДА. В частности, по настоянию епископа Михаила в «Трудах» главное внимание должно было быть вновь обращено на публикацию переводов святоотеческих сочинений, а научные статьи было решено сделать максимально общедоступными. По инициативе епископа Михаила уже в 1878 году Совет КДА принял решение возобновить публикацию в «Трудах» переводов сочинений блаженного Иеронима и Августина. С 1879 года журнал должен был выходить ежемесячно объемом не менее 12 типографских листов, из которых не менее 5 листов должны были занимать переводы западных церковных писателей и не менее 7 листов — оригинальные статьи.

Кроме того, с 1879 года была реформирована и работа редакции «Трудов». Отныне ректор Академии именовался ответственным (или главным) редактором и одновременно цензором журнала, при этом из числа профессоров назначался еще один редактор, которому поручались реальное руководство работой редакции и подготовка номеров к печати. Такими редакторами, подчиненными ректору, были профессора Д. В. Поспехов (в 1879-1881 гг), А. А. Олесницкий (в 1881-1889 гг.), В. Ф. Певницкий (в 1890-1905 гг.), В. П. Рыбинский (в 1906-1910 гг.), В. И. Богдашевский (в 1910-1914 гг., впоследствии — архиепископ Василий), протоиерей Николай Гроссу (в 1914-1917 гг.)[12].

Судя по указаниям, помещавшимся на титульных листах «Трудов», журнал в разные годы печатался в разных типографиях Киева: Университета Святого Владимира (в 1860 и 1897-99 гг.),Киево-Печерской Лавры (в 1861-69),губернского управления (в 1870-1873 гг.), С. Т. Еремеева (1874-1876 гг.), В. Давиденко (в 1877-1879 гг.), Г. Т. Корчак-Новицкого (в 1880-1896 гг.), И. И. Горбунова (1899-1912 гг.), Акционерного общества «Петр Барский, в Киеве» (1913-1917 гг.)[13]

В дореволюционный периоджурнал «Труды Киевской духовной академии» (далее — «Труды КДА») просуществовал пятьдесят восемь лет (с 1860 по 1917 год). За это время несколько раз издавались систематические указатели статей, опубликованных в «Трудах».Первая попытка создания такого указателя была предпринята профессором И. Н. Корольковым в 1881-82 годах. В своем исследовании об истории «Трудов КДА» за первые двадцать лет существования журнала он опубликовал систематический список статей, помещенных в журнале за этот период[14]. Следующий систематический указатель вышел в свет в 1905 году. Он охватывал статьи, опубликованные в журнале в течение первых сорока пяти лет его существования (с 1860 по 1904 годы)[15]. Как отмечали составители указателя, они включили в него исправленный и дополненный список И. Н. Королькова, продолжив его до 1904 года[16]. Указатель был разделен на двадцать четыре тематических отдела. При чем в некоторых из них имелись также подотделы (например, отдел «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» состоял из четырех подотделов: «Книги Священного Писания в русском переводе с еврейского языка», «Книги Священного Писания в русском переводе с греческого языка», «Статьи и исследования по библиологии: Ветхий Завет», «Статьи и исследования по библиологии: Новый Завет»)[17]. Внутри отделов списки публикаций были приведены в хронологическом порядке, что сегодня заметно затрудняет поиск публикаций какого-либо конкретного автора. Издание также было снабжено алфавитным перечнем авторов, переводчиков и рецензентов, упомянутых в указателе. Сквозная нумерация статей в указателе отсутствовала. В алфавитном перечне имен давались ссылки не на порядковый номер статьи в указателе, а на страницу указателя, что также заметно затрудняет поиск описания нужной публикации. Кроме того, в указателе не учтены материалы, печатавшиеся в «Трудах КДА» в качестве приложений.

Еще один указатель был подготовлен к печати в 1915 году. В нем охвачены следующие десять лет издания «Трудов» (1905-1914 годы)[18]. Здесь в целом была сохранена структура, принятая в 1905 году. Тем не менее, в этом указателе были и некоторые отличия от издания 1905 года. В частности, в новом указателе были учтены все материалы, печатавшиеся не только в основной части «Трудов КДА», но и в приложениях (извлечения из журналов Совета Академии, отчеты о состоянии Академии и существовавших при Академии обществ и т.п.). В рамках отделов статьи размещались не в хронологическом порядке, а в алфавитном порядке фамилий авторов и рецензентов. В отделе «История Русской Церкви» был выделен подотдел «Материалы и исследования по истории Киевской духовной академии». Был также несколько изменен порядок других отделов[19]. Кроме того, в указателе была произведена сквозная нумерация всех статей. И, соответственно, в алфавитном перечне авторов, рецензентов и переводчиков давались ссылки не на страницы указателя, а на порядковые номера статей.

Таким образом, в дореволюционный период редакция «Трудов КДА» сумела осуществить систематическое описание публикаций журнала за 1860-1914 годы. И лишь выпуски журнала, выходившие в свет в последние три года его существования (1915-1917), остались за пределами созданных редакцией указателей. В 1951 году уже в новых исторических условиях этот пробел попыталась восполнить Ленинградская духовная академия (ЛДА). Тогда сотрудники библиотеки ЛДА составили машинописный указатель статей, охвативший книги «Трудов КДА», вышедшие в свет с 1915 по 1917 год[20]. Однако «ленинградский» указатель имел ряд недостатков. Во-первых, в нем не были учтены материалы, публиковавшиеся в журнале в качестве приложений. В результате в указателе не упомянуты столь важные для исследователей документы, как извлечения из журналов Совета Академии, ежегодные отчеты о состоянии Академии, отчеты о деятельности Богоявленского братства и Церковно-исторического и археологического общества. Во-вторых, в «ленинградском» указателе не учтены публикации, связанные с пребыванием в Киеве членов императорской семьи. В частности, здесь нет упоминаний о публиковавшихся в «Трудах КДА» речах ректора Академии епископа Василия (Богдашевского), сказанных в присутствии высочайших особ[21]. В-третьих, в «ленинградском» указателе имеется ряд технических недочетов, затрудняющих работу с ним. Например, здесь указывается лишь первая страница каждой учтенной публикации, в то время, как в дореволюционных указателях всегда указывались первая и последняя страницы каждой публикации. Сплошная нумерация статей в указателе отсутствует. В алфавитном списке авторов ссылки даются на страницы указателя.

Все это побудило Киевскую духовную академию и семинарию в 2010 году в рамках празднования 150-летия «Трудов КДА» составить новый уточненный систематический указатель статей, опубликованных в журнале в 1915-1917 гг[22], тем самым было завершено библиографическое описание публикаций, помещенных на страницах «Трудов КДА» в дореволюционный период. В соответствие с перечисленными указателями, в «Трудах КДА» с 1860 по 1904 год содержится около 2 300 публикаций, с 1905 по 1914 гг — 645 публикаций и с 1915 по 1917 гг — 135 публикаций.

В 1917 году из-за тяжелого финансового положения издание «Трудов» было приостановлено. И хотя Академии удалось просуществовать еще несколько лет, восстановить издание журнала так и не удалось…

Возрождение «Трудов»

Возрождение академического журнала состоялось ровно через восемьдесят лет — в 1997 году. Именно тогда вышел первый номер возрожденных «Трудов». Он был подписан в печать 25 июня 1997 года и напечатан тиражом 1 000 экземпляров. Формат издания — 60х90 1/16. На четвертой странице обложки указывалось, что издание возрождено к 2000-летию Рождества Христова.

Первый номер журнала содержал лишь восемь материалов, среди которых предисловие ректора КДА протоиерея Николая Забуги, одна статья Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, одна — митрополита Полтавского и Кременецкого Феодосия (Дикуна-Ваколюка), три статьи преподавателей КДА и одна статья монахини Софии (Сеник). Кроме того, в первом номере возрожденных «Трудов» было издано сочинение преподобного Паисия Величковского «Предисловие о чине и уставех», подготовленное к печати монахиней Софией (Сеник). Общий объем номера — 176 страниц, т.е. 11 условных печатных листов.

Таким был первый номер новых «Трудов». Уже в этом выпуске были заложены основные принципы издания, которые в значительной мере сохраняются и сегодня. Во-первых, в «Трудах» печатаются не только статьи профессоров, доцентов и преподавателей Киевской духовной академии и семинарии, но и исследования, подготовленные Предстоятелем и иерархами Украинской Православной Церкви, а также известными исследователями, как из Украины, так и из заграницы. Начиная с третьего номера «Трудов» (вышел в 2001 году) в журнале также публикуются статьи студентов КДА. Во-вторых, если в дореволюционный период академический журнал издавался на русском языке, то с 1997 года «Труды КДА» — это двуязычное издание. Часть статей в нем печатается на украинском языке, часть — на русском. Кроме того (как и в ХІХ — начале ХХ вв.), на страницах «Трудов» могут осуществляться публикации на древних языках (например, произведение преподобного Паисия дано на церковнославянском языке). Название журнала на первой странице обложки 1997 года было дано на украинском языке.

Первые десять лет своего существования (с 1997 по 2007 год) журнал выходил как непериодический альманах. За это время было издано семь номеров «Трудов» (№ 1 в 1997 г., № 2 в 1999 г., № 3 в 2001 г., № 4 в 2002 г., № 5 в 2004 г., № 6 в 2005 г. и № 7 в 2007 г.). Издание оставалось двуязычным. При этом на обложках второго и третьего номеров название журнала дано на русском языке, в то время как во всех других номерах — на украинском. Номера четвертый и седьмой обозначены как «юбилейные сборники». Четвертый номер был посвящен 300-летию издания Петром І грамоты о даровании Киево-Могилянской коллегии статуса академии, а седьмой номер — 15-й годовщине Харьковского Собора Епископов Украинской Православной Церкви и 15-летию Предстоятельского служение Блаженнейшого Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Всего на страницах журнала за период с 1997 по 2007 гг. было напечатано 85 материалов из разных областей богословской науки, из которых 18 — на украинском языке.

Редколлегия «Трудов» всегда состояла из профессоров, доцентов и преподавателей Киевских духовных школ. В состав редколлегии входили преподаватели академии и семинарии. Ответственными секретарями редколлегии в разные года были: протоиерей Николай Макар (ныне — архимандрит Амвросий), протоиерей Александр Гук, игумен Тихон (Софийчук) и архимандрит (ныне — епископ) Иларий (Шишковский). Разные номера журнала имели разный тираж. Первый номер вышел тиражом 1 000 экземпляров, второй и третий номера — 3 000 экземпляров. В номерах с третьего по седьмой тираж не указан. Мог существенно колебаться и общий объем журнала (от 11 до 23 условных печатных листов).

29 сентября 2007 года Ученый совет КДА утвердил новый состав редакционной комиссии «Трудов» во главе с вновь назначенным ректором епископом (ныне — архиепископом) Антонием (Паканичем). Ответственным секретарем издания был назначен протоиерей Георгий Соменок (ныне — архимандрит Нестор). Тогда же была утверждена новая концепция издания, согласно которой «Труды» вновь (как и в дореволюционный период) стали периодическим изданием, которое выходит два раза в год. Но, несмотря на это, был сохранен сквозной принцип нумерации выпусков. Печатный формат издания с 2008 года — 70х100 1/16. Обновлен дизайн обложки. Первый выпуск «Трудов» в новом формате вышел в конце второго семестра 2007/2008 учебного года (№ 8 с момента возрождения журнала). Его объем заметно превысил объем предыдущих выпусков — около 32 условных печатных листов.

Что касается содержания «Трудов», то, начиная с 2008 года, в журнале появились тематические рубрики, которые в целом соответствуют традиционному делению церковной науки на отдельные дисциплины. Однако как количество, так и наименование рубрик непостоянны и могут варьироваться от номера к номеру.

Решением Ученого совета от 28 сентября 2009 года была создана Издательская группа КДА во главе с ректором, которой поручена работа по рецензированию, редактированию и подготовке к печати учебных пособий, методической и научной литературы, а также статей для «Трудов Киевской духовной академии». Ответственным редактором группы предназначен доцент протоиерей Владимир Савельев, а ответственным секретарем — автор настоящей статьи. Редакционная коллегия «Трудов», действовавшая прежде, была расформирована, а ее обязанности перешли к новообразованной Издательской группе. Таким образом, номера «Трудов», начиная с одиннадцатого, готовятся к печати Издательской группой КДА.

По благословению Блаженнейшого Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины 21-22 октября 2009 года в КДА была проведена Первая Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». По материалам конференции был сформирован одиннадцатый номер восстановленных «Трудов», в котором появилось несколько новых рубрик («История Киево-Могилянской академии», «История Киевской духовной академии», «Философское наследие Киевской духовной академии»), которые отразили тематику соответствующих секций конференции. Вторая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы» работала в КДА 18-19 октября 2010 года. По ее материалам был подготовлен тринадцатый номер «Трудов». В двенадцатом номере журнала были напечатаны материалы конференции «Студенческая наука в духовной школе», состоявшейся в КДА весной 2010 года. Таким образом, сегодня журнал «Труды КДА» отражает основные события научной жизни Академии, а также является площадкой для апробации научных достижений как профессоров, доцентов и преподавателей КДА, так и представителей других церковных и светских учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в научных форумах в КДА.

В период с 2008 по 2011 год увидели свет восемь номеров «Трудов» в обновленном формате (№№ 8-15). Тираж восьмого номеру составлял 2 000 экземпляров. Начиная с девятого, номера выходили тиражом 1 000 экземпляров. За этот период в «Трудах» было напечатано 220 материалов, из них 78 — на украинском языке. Таким образом, общее количество материалов, напечатанных в журнале с момента его возрождения в 1997 году, составляет 305.

В 2011 году был подготовлен и опубликован систематический указатель статей, опубликованных в «Трудах КДА» с 1997 по 2010 год включительно[23]. Этот указатель продолжил традицию библиографического описания публикаций, увидевших свет на страницах «Трудов». Кроме того, в 2010-2011 году Киевская духовная академия реализовала масштабный проект электронного переиздания «Трудов». В результате в свет вышло три диска, на которых размещены в формате PDF все номера журнала, увидевшие свет как в дореволюционный период (с 1860 по 1917 гг.), так и после его возрождения (с 1997 по 2010 гг.). Электронное переиздание позволило актуализировать богатейшее научное наследие КДА и существенно облегчило доступ исследователям к номерам журнала, которые уже давно превратились в библиографическую редкость. Кроме того, электронный вариант номеров журнала, увидевших свет после 1997 года, доступен на официальном сайте КДА.

Сегодня особое внимание на страницах «Трудов КДА» в последние годы уделяется исследованию исторического прошлого Киевской академии. Также в журнале было опубликовано немало исследований из различных отраслей богословского знания, представляющих несомненный научный интерес. Регулярно на страницах «Трудов» появляются статьи, посвященные актуальным вопросам жизни Церкви и проблемам реформирования духовного образования на современном этапе. Киевская духовная академия стремится сохранять, продолжать и приумножать свои древние научные традиции в сочетании с новыми тенденциями в богословской и педагогической науке.



[1] Подробнее см.: Крайний К. К. «Воскресное чтение» // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 456.

[2] Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение III (1796-1869) / Под ред. Ф. И. Титова. Т. 5 (1819-1869). Киев, 1915. С. 435-436.

[3] Там же. С. 436.

[4] Корольков И. Н. Двадцатилетие журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1879 гг). К., 1883. С. 4; Хроненко И. В. Из истории издания журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1917) // Труды КДА. № 13. К., 2010. С. 40.

[5] Корольков И. Н. Указ. соч. С. 9-10.

[6] Там же. С. 11.

[7] Там же. С. 11-13.

[8] Иногда могли случаться незначительные отступления от этого правила. См.: Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Императорской Киевской духовной академии» за 1905-1914 гг. С. I.

[9] См.: Труды КДА. 1913. Март (без указания страницы); Богословский вестник. 1913. Март. С. I-III.

[10] Корольков И. Н.Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной Академии. К., 1882. С. 89-92.

[11] Там же. С. 93.

[12] Хроненко И. В. Указ. соч. С. 44-45.

[13] Хроненко И. В. Указ. соч. С. 45.

[14] Корольков И. Н. Двадцатилетие журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1879 гг). С. 254-309.

[15] Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1860-1904 гг. К., 1905.

[16] Там же. С. I.

[17] Там же. С. 158.

[18] Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Императорской Киевской духовной академии» за 1905-1914 гг. К., 1915.

[19] Там же. С. I.

[20] Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1915-1917 гг. Ленинград, 1951. Машинопись.

[21] См., например: Труды Императорской Киевской духовной академии. 1915. Т. 1. Кн. II (февраль). С. I-II; Т. 3. Кн. X-XI (октябрь-ноябрь). С. I-II; 1916. Т. 2. Кн. VII-VIII (июль-август). С. I-II; 1916. Т. 3. Кн. IX-X (сентябрь-октябрь). С. I-II; Кн. XI-XII (ноябрь-декабрь). С. XV-XVI; 1917. Кн. I-II (январь-февраль). С. I-V.

[22] См.: Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1915—1917 гг. // Труды КДА. № 13. К., 2010. С. 55-70.

[23] См.: Систематичний покажчик статей, надрукованих в «Трудах Київської духовної академії» в 1997-2010 рр. // Труды КДА. № 14. К., 2011. С. 317-334.