Уровень богословских знаний студентов семинарий: опыт системного подхода

Предлагаем вашему вниманию статью кандидата богословия, проректора по учебной работе Курской духовной семинарии, священника Павла Лизгунова. В статье описывается опыт учебного заведения по применению системного подхода для решения проблемы повышения уровня знаний семинаристов. Материал носит дискуссионный характер. Мы надеемся, что он послужит началом серии публикаций на заявленную тему.

Одна из основных проблем современной духовной семинарии – низкий уровень богословских знаний выпускников. Как показывает рейтинг духовных семинарий, составленный в декабре 2017  г., результаты обучения по важнейшим дисциплинам в среднем по семинариям очень низки.

В настоящий момент развитие семинарий сосредотачивается по преимуществу на подготовке к государственному лицензированию и аккредитации и соблюдении соответствующих законодательных норм. При этом подразумевается, что выполнение этих норм повышает и качество образования. Несомненно, предпринимаемые усилия имеют долгосрочный эффект и с течением времени картина успеваемости должна  улучшаться.

Однако в настоящий момент результаты обучения по важнейшим дисциплинам находятся далеко не в прямой зависимости от прочих параметров рейтинга. Семинарии из первой десятки с суммарным баллом от 65 до 82 могут иметь оценку ниже 3 баллов по этому параметру. Да и в целом представляется, что ситуация с уровнем знаний выпускников носит сейчас настолько острый характер, что требует осознания как самостоятельной проблемы – и поиска самостоятельного, отдельного решения, вне контекста лицензирования и аккредитации.

В Курской духовной семинарии проблема низкого уровня знаний выпускников также стоит весьма остро. Ярко проявившись при проверках Учебного комитета, она и прежде вполне осознавалась преподавательским составом семинарии. Исходя из этого, администрация семинарии предприняла попытку комплексного решения проблемы в соответствии с методологией системного управления организацией. По словам немецкого ученого 18 века Георга Кристофа Лихтенберга: «Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но и в том, что о них вообще мыслят» [Лихтенберг, 1994, 69].

В статье предлагается описание проведенного анализа и разработанного комплекса мер по повышению уровня знаний. Данная попытка ни в коем случае не претендует на какую бы то ни было окончательность. Комплекс мер в процессе внедрения, он постепенно совершенствуется, а о его хотя бы промежуточных результатах можно будет говорить не ранее, чем через 1-3 года, после оценки динамики уровня знаний тех студентов, на которых этот комплекс отрабатывается.

Тем не менее, эти данные публикуются, во-первых, исходя из предположения, что отдельные из предложенных мер или же в целом подход к данной проблеме может представлять определенный интерес для других семинарий. Во-вторых, публикация направлена на начало дискуссии, постановку вопроса, на который впоследствии иными авторами могут быть даны более квалифицированные и практически полезные ответы.

  1. 1. Системный подход к уровню знаний: проблемы, цели, методы

Для анализа проблемы низкого уровня знаний семинаристов был применен метод «дерево проблем» [Мескон, 1997]. Дерево проблем было составлено администрацией семинарии экспертным путем, оно представлено на рис. 1.

Из этого дерева проблем вытекает соответствующее дерево целей [Мескон, 1997], представленное на рис. 2.

Исходя из данного дерева целей разработан комплекс мер, направленных на повышение уровня знаний семинаристов, который представлен в табл. 1.

Цель

Меры

Повышать осознание значения образования

Преподавателям на занятиях следует чаще разъяснять студентам важность богословских знаний, снабжая их соответствующими примерами из собственной практики по принципу "вода камень точит".

Организовывать систематические педагогические и/или миссионерские выезды студентов, в которых каждый из них будет обязан что-то рассказывать, отвечать на вопросы интересующихся. Как вариант: перенести миссионерскую практику на младшие курсы.

Устраивать диспуты с представителями иных конфессий.

Повышать уровень духовной ревности (или хотя бы препятствовать его естественному снижению)

Организовывать святоотеческие чтения.

Побуждать студентов иметь личного духовника в семинарии или вне ее.

Привлекать разных преподавателей семинарии и других священников к периодическому участию в богослужениях/акафистах с произнесением проповедей, обращенных преимущественно к студентам, о важности духовной жизни и обучения.

Встречи с опытными пастырями.

Паломнические и паломническо-трудовые поездки.

Уменьшать дурное влияние среды (отстающих)

Расселение студентов по интересам, с учетом их пожеланий. Желательно преуспевающих – вместе (дискуссионно).

Увеличить внешние побуждения к обучению

Систематически поощрять преуспевающих: стипендии и иные стимулы (выход в город, освобождение от послушаний, удлинение каникул и т.п.)

Санкции к отстающим (урезать каникулы для имеющих академические задолженности и т.п.).

Системно поощрять участие в конференциях, особенно – внешних.

Проводить анонимные опросы студентов с помощью анкет об их желаниях, предпочтениях, мнении о преподавателях.

Увеличить контроль

Устраивать периодические срезы общего уровня знаний на всех либо старших курсах.

Тщательно контролировать и наказывать несоблюдение сроков сдачи письменных работ.

Контролировать и, при необходимости, устрожать систему оценок.

Повышать квалификацию преподавателей

Отбор хороших преподавателей (посредством конкурса и адресно).

Отправлять преподавателей на курсы повышения квалификации.

Устраивать в семинарии курсы повышения квалификации / тематические семинары.

Повышать мотивацию преподавателей

Увеличить зарплату.

Повышать корпоративную культуру (периодические неформальные встречи за столом, выезды на природу и т. п.).

Усиливать работу кафедр.

Побуждать использовать подручные средства

Побуждать использовать интерактивное оборудование.

Обучать готовить презентации.

Дать больше времени на обучение

Оптимизировать систему послушаний, практик, мероприятий посредством расчета необходимого для студента свободного времени.

Учить студентов учиться, организовать свое время

Активизировать работу индивидуальных наставников в контакте с преподавателем методики учебной деятельности.

Внедрить обязательную самоподготовку для младших курсов и должников.

Устраивать беседы учащихся с заинтересованными преподавателями об организации времени, методиках обучения и т. п.

Увеличить средние способности к обучению

Устрожить отбор на уровне поступления.

  1. 2. Корректировка выводов: оценка преподавателей и студентов

Комплекс предложенных мер, как представляется, достаточно разносторонне покрывает поднятую тему и может в целом способствовать повышению уровня знаний студентов. Однако его существенным недостатком может оказаться претензия на чрезмерную универсальность, риск стать документом обо всем и ни о чем конкретно, когда усилия семинарии будут распаляться между разнообразными действиями, а действительно важные, узловые моменты этого списка или вне его будут пропущены или недостаточно проработаны. Это связано, в числе прочего, с индивидуальной спецификой каждой семинарии.

Чтобы этого избежать, была произведена экспертная оценка проблем, целей и мер повышения уровня знаний из данного анализа посредством анкетирования всех преподавателей и студентов семинарии, в ходе которого им было предложено оценить значение той или иной проблемы, той или иной меры конкретно для Курской духовной семинарии.

Анализ анкет преподавателей дал такие результаты.

По мнению большинства преподавателей, уровень знаний студентов в среднем соответствует светским вузам (48% опрошенных), немного меньше (38%) выбрали ответ о моральной высоте семинаристов и их низкой мотивации/способностям к обучению. При этом занятно, что некоторые анкетируемые выбирали оба этих ответа одновременно. Также замечено, что первый вариант выбрали многие преподаватели светских вузов, второй более характерен для священнослужителей. По-видимому, можно сделать вывод, что относительно низкая мотивация и/или способности семинаристов к обучению соответствует ситуации в других вузах, при этом моральное состояние выгодно отличает семинаристов.

Сходным образом, уровень преподавания в семинарии в среднем соответствует светским вузам (50% опрошенных), при этом он разнороден: прекрасные специалисты соседствуют с низкоквалифицированными преподавателями (31% опрошенных) – вероятно, как и в вузах.

Наиболее важной причиной низких знаний студентов большинство преподавателей достаточно неожиданно назвали неумение студентов организовать время, не владение методиками обучения, запоминания и т.п. (73%).

Другие причины – низкая мотивация студентов к обучению (37%) и завышенная оценка их уровня знаний со стороны преподавателей (27%).

При этом основная причина низкой мотивации студентов к обучению – плохое осознание значения духовного образования в служении священника (69%). В меньшей степени это дурное влияние среды (отстающих студентов) – 31%. Отрадно, что низкий уровень духовной ревности, по мнению большинства преподавателей, не является проблемой семинаристов (только 3 человека выбрали этот вариант).

Проблемы в уровне преподавания оценить достаточно сложно: анкетируемые распределились между вариантами практически поровну. Большинство (29%) указывают на низкую внутреннюю мотивацию преподавателей, по 23% – на малое использование интерактивного оборудования и низкую зарплату, 19% – на недостаток квалификации. На перегруженность учебно-методической работой указали всего 12% преподавателей.

Меры повышения уровня знаний более или менее соответствуют проблемам. Наиболее полезные направления – учить студентов методикам обучения, запоминания, тайм-менеджмента и т. п. (50%), повышать мотивацию студентов (42%), строже относиться к неуспевающим студентам на этапе вступительных (27%) и промежуточных (27%) зачетов и экзаменов, а также повышать уровень преподавания (31%).

Большинство преподавателей считают, что принимать в семинарию нужно только способных, подготовленных (35%) и духовно ревностных (31%) абитуриентов, чуть меньше – за прием всех, кроме совершенно неспособных к обучению (27%).

Из предложенных мер повышения уровня мотивации студентов популярными оказались практически все, кроме расселения студентов по интересам (всего 15%). Наиболее популярная мера – систематически поощрять преуспевающих студентов посредством стипендий, удлинения каникул, освобождения от послушаний и т. п. (65%). Другие меры распределились так: систематические миссионерские и педагогические выезды, диспуты и т. п. – 50%, поощрение студенческого участия в конференциях – 46%, стремление повышать уровень духовной ревности путем организации святоотеческих чтений, встреч с пастырями, паломнических поездок и т. п. – 42%, а также систематическое анкетирование студентов об их нуждах – 42%. За санкции по отношению к отстающим студентам – 35% респондентов, за периодические срезы уровня знаний – 27%.

Введение обязательной самоподготовки для неуспевающих (31%) и для младших курсов (31%) большинство преподавателей оценивают положительно. 23% высказались за обязательную самоподготовку для большинства студентов. Негативно оценили эту меру лишь 8% опрошенных.

Главным средством повышения уровня преподавания назвали систематическое отправление преподавателей на курсы повышения квалификации (54%). Также положительно оценивается организация курсов или тематических семинаров на базе семинарии (38%), увеличение зарплаты (35%), активизация использования интерактивного оборудования (33%), отбор лучших преподавателей посредством конкурса (27%).

Само собой разумеется, что анкеты студентов требуют более критического отношения, чем анкеты преподавателей. Их задача – определенная коррекция выводов из преподавательских анкет.

По мнению большинства студентов, уровень образования в семинарии довольно высокий (52% опрошенных). 24% считают его очень высоким, 14% - средним, 12% - разным по разным дисциплинам.

Основными факторами, препятствующими получению образования, студенты называют перегруженность послушаниями и неучебными мероприятиями (48%) и неумение организовать свое время, не владение методиками обучения и запоминания (40%). 8% (2 человека) в качестве такого фактора назвали обязательную самоподготовку. Первый ответ можно назвать лозунгом любого семинариста, даже самого свободного от послушаний. Однако совпадение второго ответа с мнением преподавателей очень примечательно.

Около половины студентов считают, что принимать в семинарию стоит только наиболее ревностных (40%) и подготовленных (16%), чуть меньше – что принимать нужно всех (24%) или всех, кроме совершенно неспособных к обучению (28%).

Из мероприятий, организуемых в семинарии, студентам больше всего нравятся мероприятия духовного характера: святоотеческие чтения, встречи с пастырями, паломнические поездки (64%), миссионерские поездки, диспуты и т. п. (56%), меньше – участие в конференциях (12%). 48% студентов положительно оценивают расселение в кельях по интересам, с учетом их пожеланий.

Введение самоподготовки большинство студентов считают мерой, полезной только для неуспевающих (64%). 24% считают ее исключительно вредной, 16% - оценивают положительно без условий, 4% (1 человек) – полезной для младших курсов.

Проделанный анализ позволяет сделать следующие обобщающие выводы о целесообразных мерах повышения уровня знаний студентов семинарии на примере Курской духовной семинарии.Анкетирование показывает, что, по мнению большинства преподавателей и студентов, ситуация со знаниями студентов семинарии в целом соответствует общероссийскому состоянию образования.

1. Анкетирование показывает, что, по мнению большинства преподавателей и студентов, ситуация со знаниями студентов семинарии в целом соответствует общероссийскому состоянию образования.

2. Одна из наиболее эффективных мер повышения знаний – обучение студентов методикам обучения, запоминания, организации времени. Представляется, что это достижимо посредством повышенного внимания к предмету «методика учебной работы» и активизации работы индивидуальных наставников в контакте с преподавателем этой дисциплины. Очень желательно, чтобы наставники знакомились с содержанием лекций по «методике» и систематически устраивали тренинги со студентами по применению соответствующих методов. Необходимо, чтобы наставник находил время на регулярные занятия со своими студентами. Особенно это важно для младших курсов.

3. Следует вводить практику систематического комплексного тестирования по базовым дисциплинам с соответствующими выводами.

4. В целях повышения мотивации студентов нужно продолжать и усиливать практику миссионерских выездов, приглашать опытных пастырей, устраивать внутренние и внешние диспуты по проблемным вопросам, поощрять участие в конференциях.

5. Вероятно, имеет смысл перенести миссионерскую практику на один из ранних курсов для большего практического опыта студентов и осознания необходимости приобретаемых знаний.

6. Можно попробовать обязывать студентов готовить и говорить проповеди на догматические и исторические темы (Память Отцов I Вселенского Собора и т.п.), что потребует осмысления и простого переложения соответствующих истин.

7. Стоит усилить меры поощрения преуспевающих студентов. Можно разработать градацию поощрений: денежная премия, увеличение каникул, освобождение от определенной доли послушаний. Главное, чтобы эти меры были прозрачны и известны студентам.

8. Стоит проводить периодическое анкетирование студентов об их проблемах, нуждах, желаниях. Как вариант – можно совмещать такое анкетирование с контрольными срезами знаний.

9. К особо неуспевающим студентам можно применять дисциплинарные санкции.

10. Необходимо расширить практику самоподготовки, как минимум, на два младших курса, а также неуспевающих студентов старших курсов, и тщательно контролировать ее проведение.

11. Следует выявить и постепенно заменять наименее успешных преподавателей.

12. Надо организовать отправление преподавателей на курсы повышения квалификации.

13. Необходимо периодически проводить тематические семинары для преподавателей.

14. Следует поощрять преподавателей использовать интерактивное оборудование, готовить презентации для аудиторных занятий.

15. Повышение зарплаты преподавателей способно повысить их мотивацию и улучшить преподавание, хотя этот фактор, как представляется, не является критическим.

Следует повториться, что данный анализ и его выводы призваны только послужить к началу диалога. Эти выводы можно было бы существенно дополнить и уточнить путём его проведения на базе нескольких духовных семинарий и последующего обобщения полученных результатов.

  1. Лихтенберг Г. К. Афоризмы. М.: Наука, Ладомир, 1994, 344 с.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997, 704 с.
  3. Рейтинг духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (2017 г.).
Автор священник Павел Лизгунов
Учебный комитет Русской православной церкви