Протоиерей Владимир Воробьев: Православное богословие — это великое сокровище, которое необходимо сохранить и приумножить

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 года образована межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах. О работе группы рассказал ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

— Координационная группа должна помочь организации взаимодействия и сотрудничества духовных школ и университетских кафедр теологии на благо Церкви и Отечества.

Поле деятельности задано в названии — это область теологического (богословского) образования в высшей школе. Как указал Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Патриаршем совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, общества и государства» 28 ноября 2012 года, термины «теология» и «богословие» далее используются как полные синонимы.

Сфера теологического образования обширна. К ней относится деятельность духовных академий и семинарий, богословских факультетов церковных университетов и институтов, богословских подразделений государственных и негосударственных вузов.

Помимо подготовки собственно теологов следует говорить и о богословском образовании для учителей. Введение нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ставит задачу массовой подготовки учителей этих дисциплин в рамках стандарта педагогического образования так же, как аналогичная цель достигается в отношении других школьных предметов. К примеру, есть классическая университетская подготовка профессиональных математиков, а есть подготовка учителей математики. В этом случае студент осваивает гораздо больше педагогических и психологических дисциплин, «экономит» на отдельных специальных разделах, но при этом получает добротную математическую подготовку, приобщается к культуре математического мышления. Та же логика действует и для подготовки учителей Основ православной культуры.

Богословские дисциплины в вузах читаются студентам самых разных специальностей. Кому-то они необходимы для восполнения профессиональной эрудиции — это касается историков, филологов. Например, на историческом факультете МГУ читается обязательный курс истории Древней Церкви и предлагается церковно-историческая специализация. Некоторые студенты не связанных с изучением богословия специальностей выбирают основы богословия для серьезного знакомства с Православием. Этот запрос определяет деятельность межфакультетских и межвузовских кафедр теологии. Примерами таких кафедр являются кафедра теологии, созданная недавно в МИФИ, кафедра, давно действующая в МИИТе и межвузовская кафедра, объединяющая 15 вузов Самары (именно богословие дает квинтэссенцию знаний о Православии и помогает понять взаимосвязь вероучения, нравственности и культуры).

Сфера «вузовской теологии» неоднородна. В этой области работают учебные заведения различных организационно-правовых форм. Одни из них учреждены Церковью, другие — нет. В них реализуются образовательные программы разного уровня (бакалавриат, магистратура, дополнительное образование) и разной специализации (подготовка пастырей, исследователей, учителей и др.). Сосуществуют различные подходы к подаче материала.

Тем не менее, сфера вузовской православной теологии едина в главном — в своем содержании. Во всех названных формах и видах востребовано православное богословие, которое имеет богатую научную и образовательную традицию, которое достигло зрелости и самостоятельности на русской почве в дореволюционную эпоху и продолжило свое развитие в диаспоре. Сегодня богословие — одно из немногих гуманитарных направлений, полностью избежавших советской идеологической обработки. Другие гуманитарные направления в современной России все еще преодолевают рудименты этой идеологии и часто с немалым трудом обретают мировоззренческую свободу.

Православное богословие — это великое сокровище, и его необходимо сохранить и приумножить для Русской Церкви и нашего народа.

На повестке дня много важных дел. До сих пор богословию в России не возвращены «права гражданства» в полном объеме. Теология отсутствует в перечне научных специальностей Российской Федерации, поэтому степени кандидата и доктора богословия не дают своим обладателям прав лиц с учеными степенями, что для России исторический нонсенс. Помимо юридических вопросов есть много содержательных. Нужно совершенствовать учебные планы, программы, учебники и пособия для семи профилей подготовки теолога (среди которых библеистика, систематическая теология, история Церкви, патрология, пастырская подготовка, культура Православия, церковно-государственные отношения), для подготовки учителя основ православной культуры.

Требуется провести масштабную программу кадрового развития. Общество формулирует свой запрос на богословие, в основном, на языке просвещения — нужны учителя, способные познакомить с Православием на элементарном уровне. Но учитель — только вершина айсберга. Учителя должны готовить преподаватели высшей школы, которые призваны сочетать преподавание с исследовательской работой. Просвещение ставит вопросы, которые необходимо проработать на уровне научного богословия, богословская наука не может развиваться без сильного, пронизанного профессиональными связями исследовательского сообщества. Если не будет необходимого количества докторов богословия, не будет и надежды на адекватное знакомство нашего народа с Православием на уровне общеобразовательной школы.

Должен быть сформулирован церковный запрос на подготовку богословов-исследователей, должна действовать система помощи молодым ученым и преподавателям богословия, такая же, как и в других науках.

— Сформулированные выше задачи требуют слаженной работы синодальных отделов. Например, Учебный комитет отвечает за подготовку богословов высшей квалификации, ученых и преподавателей. Но запрос на них формируется извне. Оценить его, каждый в своей области, должны другие синодальные отделы и Синодальная библейско-богословская комиссия.

Творческое осмысление церковной образовательной политики на епархиальном уровне и ее осуществление в руках правящих архиереев.

Современная богословская наука не развивается без профессионального сообщества. Масштаб задач требует развития доброжелательного сотрудничества духовных школ и вузовских теологических центров, церковно-государственного партнерства.

Созданная координационная группа призвана помочь объединению усилий всех названных сторон в совершенствовании образовательной политики Церкви, в ее соработничестве в образовательной области с обществом и государством, в выработке подходов, обеспечивающих полноценное развитие теологии в высшей школе.