Диакон Стахий Колотвин : Основные кадровые задачи современного теологического образования

Предлагаем вниманию читателей статью аспиранта Богословского факультета, сотрудника Управления по связям с общественностью Православного Свято-Тихоновского гуманитерного университета. Статья посвящена вопросу востребованности специалистов-теологов на современном российском рынке труда.

Прошло всего лишь двадцать лет с того момента, когда после падения тоталитарного режима в России снова вернулось к жизни образовательное направление, легшее в основу всей складывавшейся веками европейской системы университетской науки и образования, - теология. Уникальность этого образовательного направления заключается в его поликонфессиональной структуре, благодаря которой, при наличии сходной методологии и систематизации, образовательный процесс и научные исследования находятся в полной гармонии с принципами свободы совести.

Тем не менее, поскольку в рамках отечественной науки эта дисциплину можно считать новой, необходимо рассмотреть вопрос, насколько востребованы выпускники теологических кафедр в современном российском обществе и соответственно на профессиональном рынке труда? Прежде всего, острый недостаток дипломированных теологов испытывает отечественная система среднего (школьного) образования в связи с вводом в программу курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». По данным социологических опросов более 60% родителей хотят видеть преподавателями этого предмета именно теологов, а не религиоведов или культурологов. Эти данные особенно интересно сравнить с результатом выбора родителями отдельных модулей курса ОРКСЭ, ведь получается, что теологов-преподавателей предпочитают отнюдь не только те, кто выбрал для своих детей модуль «Основы православной культуры».

Другой областью, где востребованы теологи, является государственная служба всех уровней – от федеральных министерств до органов власти регионального и муниципального уровня (Яркой иллюстрацией может служить Министерство регионального развития РФ, Департамент межнациональных отношений которого возглавляет опять же теолог). Кстати, плодотворное сотрудничество теологов различных конфессий опровергает достаточно распространенный стереотип, что теология, наука, в которой есть несколько конфессиональных направлений и, соответственно, несколько отличных друг от друга образовательных программ, ведет к разделению в обществе и к росту конфликтов. На деле же наличие выпускников теологических кафедр в системе государственного управления уже успело доказать свою эффективность в межконфессиональном и межнациональном диалоге, в том числе в таком непростом регионе как Северный Кавказ. А если мы примем во внимание современные миграционные процессы и их побочные эффекты, то станет очевидным, что служащие с соответствующим образованием и квалификацией необходимы во всех регионах нашей страны.

Можно услышать возражения, что как уровень преподавания ОРКСЭ, так и работа государственных чиновников по межнациональным и межконфессиональным отношениям оставляет желать лучшего. С этим придется неизбежно согласится, однако это обстоятельство говорит не о профнепригодности теологов, но об их катастрофически недостаточном количестве. Рассмотрим систему подготовки преподавателей ОРКСЭ в ее нынешнем виде: в Москву съезжаются тьюторы на 72-часовые курсы, из которых по 2 часа выделяется на изучение православия, ислама, буддизма, иудаизма и светской этики, а остальные 62 часа – методологические рекомендации. Эти тьюторы возвращаются в регионы и по той же схеме обучают будущих педагогов. Безусловно нельзя даже близко ставить профессиональные компетенции дипломированных теологов и выпускников подобных курсов. Что же до работы органов власти, то картина в настоящее время опять же – неутешительная. Где-то межнациональные и межконфессиональные отношения курируют представители псевдонаучной идеологической дисциплины советского периода «научный атеизм», которые ловко перестроились в новых условиях, подобные должности нередко становятся мишенью для представителей различных тоталитарных сект и деструктивных культов, что напрямую угрожает национальной безопасности, но самая распространенная ситуация – отсутствие соответствующих должностей или замещение их случайными людьми, не имеющими никакого соответствующего образования.

Помимо запроса на теологов со стороны государственных бюджетных структур можно назвать еще несколько областей, где теологи успешно работают, используя свои профессиональные компетенции – это общественные и благотворительные организации, учреждения культуры и СМИ. Отдельная обширная тема – подготовка кадров для последующей работы в конфессиональных структурах. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство населения нашей страны причисляет себя к последователям одной из традиционных конфессий России, подготовка теологов для работы в этой области также следует считать задачей государства.

Принципиально другой вопрос, готова ли система высшего теологического образования удовлетворить подобные кадровые запросы. В настоящее время в России почти 50 кафедр теологии, при этом неутешительно, что за последние годы министерство образования резко сократило число бюджетных мест на этих кафедрах, в то время как лишь единицы могут позволить себе обучаться по социально ориентированному научному направлению на коммерческой основе. В то же время, методологически система теологического образования готова к возрастающей нагрузке, благодаря активному внедрению новых технологий, прежде всего использованию возможностей сети Интернет. Так, например, система Интернет-образования ведущего центра теологического образования страны, Свято-Тихоновского университета (Москва) позволяет привлекать не только студентов со всех уголков страны и даже из числа соотечественников, проживающих заграницей, но и подключать к преподавательской деятельности педагогов, живущих за пределами столицы. Система теологического Интернет-образования активно развивается, потому что она востребована не только теми, кто желает получить диплом специалиста, но и студентами, за плечами которых есть уже высшее образование по другому направлению, - они могут пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. В заключение стоит отметить, что научное сообщество теологов не столь велико, поэтому различные теологические центры страны, развивающие различные профили внутри направления, активно сотрудничают между собой с помощью Интернет-технологий. Как итог можно утверждать, что государство сможет обеспечить себя столь необходимым количеством квалифицированных специалистов, в том случае, если система высшего теологического образования не будет ущемлена по сравнению с другими научными дисциплинами.