Епископ Амвросий. Пережить кризис видения самого себя

"Грех и страсть не должны выбивать у нас почву из-под ног, и мы призываемся к мудрости и терпению, чтобы сделать наше немирное устроение не причиной дальнейшего самооправдания, а пищей для покаяния, в котором бы осознание нашей падшести привело бы к смирению и водворению в душе Христова мира".

Слово, произнесенное ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии епископом Гатчинским Амвросием на вечернем богослужении в четверг первой седмицы Великого поста 1 марта 2012 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы завершили чтение четвертой части Великого покаянного канона. Мы стоим пока еще в начале сорокадневного великопостного пути, но уже сейчас наступает время каждому из нас заглянуть в тайники и глубины своего сердца и постараться понять, к чему же приводит нас пройденное в прошедшие дни молитвенное поприще, произошло ли что-то с нами в эти дни и если да, то в чем состоит это изменение?

В монашеской традиции главным плодом молитвы считается умиротворенность сердца. Именно к этой цели мы должны идти изо дня в день, чувствуя созидательную силу мира в центре своей духовной жизни, ибо мир души, мир внутренний есть «свидетель истины, плод ее», по слову свт. Игнатия Брянчанинова.

И если нет в нас этого мира, если вместо него сердце переполнено раздражением, возмущением, враждой, обидой, - значит нам нужно осознать, что пост начал свое действие в нас с того, что показал нам истинное состояние нашего сердца, в котором проснулись убаюканные нами же страсти, и, словно лютые звери, они готовы теперь наброситься на нас и растерзать. В таком состоянии уже трудно и молиться, и что-либо делать.

Однако осознание истинного положения дел должно подвигнуть христианина к дальнейшим подвигам, к пониманию своей зараженности грехом и особенно – гордостью, своеволием и тщеславием. Грех и страсть не должны выбивать у нас почву из-под ног, и мы призываемся к мудрости и терпению, чтобы сделать наше немирное устроение не причиной дальнейшего самооправдания, а пищей для покаяния, в котором бы осознание нашей падшести привело бы к смирению и водворению в душе Христова мира.

Нужно пережить кризис видения самого себя – болезненный, но необходимый путь, на котором в прах разбивается воображаемое, мнимое, созданное гордыней «Я». Без осознания своего подлинного лица невозможно приблизиться к жизни в Святом Духе.

Таково правило духовной жизни, проходящей в глубинах внутреннего мира христианина. И если его нет, значит нет и подлинной нашей принадлежности к христианству.

Христианская жизнь, дорогие братья и сестры, немыслима без жизни духовной.

Вы, как нынешние и особенно будущие священники и церковнослужители, должны хорошо знать и глубоко понимать это, ибо главное предназначение Церкви в этом мире состоит не в служении обществу, не в социальной деятельности, не в пастырском душепопечении, а в том, чтобы привести своих верных чад к опыту богопознания, к жизни в Боге, к установлению личных отношений со Христом, переживаемых в евхаристическом общении.

Если же христианская жизнь будет сведена исключительно к морали, это приведет к обессмысливанию веры, зовущей принявших ее в свою жизнь к восхождению в Горний Иерусалим. Вера ведет нас к опытному познанию Бога, ею мы погружаемся в духовную жизнь, совершающуюся под водительством Духа Святого.

Тот, кто имеет опыт этой жизни, знает, как он влечет дальше, изумляет, восхищает... Бывает и другое: когда духовный опыт христианина знаменуется молчанием Бога, пустотой, отсутствием ответа на вопрошание. Но тот, кто стремится к богопознанию, знает, что даже в этом молчании Бог не оставляет нас, Он обращается к нам именно посредством этого повседневного молчания.

Духовная жизнь разворачивается в сердце человека – в этом сокровенном естестве, в котором сосредотачиваются все наши желания и решения. Оно – Святая Святых храма нашего тела, призванного быть сосудом Божественной благодати.

Дай Бог всем нам с вами хранить этот алтарь своего внутреннего человека, в мире с Богом и ближними.

Духовный путь, проложенный в эти дни, Великим покаянным каноном не оканчивается. Он продолжается. Мы еще много раз будем обнаруживать, каково наше подлинное лицо и что обитает в нас.

Круг этого поиска вовсе не замкнутый. Скорее это не круг даже, а захватывающее переплетение, в котором мы будем продолжать познавать себя самих и окружающих нас людей, помнить о прошлом и устремлять свой взгляд в будущее, продолжать искать и познавать Бога, Который обоживает нашу жизнь Своим Духом и сообщает ей главный и единственный смысл. Аминь.

Сайт СПбДА