Свято-Владимирская православная богословская семинария (США)

Портал Учебного комитета продолжает проект, посвященный ведущим христианским ВУЗам запада. И на очереди одно из самых известных образовательных заведений православного мира – Свято-Владимирская богословская семинария (США, г. Крествуд).

 

Цель семинарии – «служить Христу и Его Церкви»[1], подготавливая будущих священников и церковных лидеров для Вселенской Церкви. Продолжая традицию духовного образования Православной Церкви, в Свято-Владимирской семинарии считают, что служители Церкви нуждаются не только в богословском образовании, но и в духовном основании, которые и закладываются студентам во время обучения.

Одной из отличительных особенностей Свято-Владимирской семинарии является многообразие ее студентов и преподавателей. Совет попечителей и преподавательский состав включает епископов не только Американской Православной Церкви, но также Русской, Антиохийской, Элладской, Сербской Церквей, а также Маланкарской сирийской церкви (древневосточная или ориентальная церковь). А среди  выпускников семинарии есть уже десятки епископов и даже один патриарх[2].

Следующая попытка была сделана святым Иннокентием Московским, основавшим  миссионерскую школу для мальчиков[4] на острове Ситхе[5]. Но и эта попытка не была долговечной.

В течение XIX века, несмотря на то, что число православных христиан в Америке возрастало,  священники и епископы в основном присылались из России и только в 1905 г. будущий Московский Патриарх архиепископ Тихон понял необходимость собственно американского клира и преобразовал основанную в 1897 г. миссионерскую школу[6] Миннеаполиса в семинарию[7]. В 1913 г. семинария переехала в местечко Тенафлай (штат Нью Джерси) и в итоге за восемнадцать лет своего существования выпустила два поколения священнослужителей.

После Революции 1917 года Православие в Америке оказалось в глубоком кризисе. Лишенная материальной поддержки из России, изолированная от Матери-Церкви, страдающая от внутренних расколов Американская Церковь больше не могла финансировать семинарию, которую пришлось закрыть в 1923 году. Прошло долгих 15 лет, прежде чем в среде Американского православия был опять поднят вопрос необходимости богословского образования и открытия семинарии.

110314-4В октябре 1937 года на шестом Всеамериканском Церковном Соборе Греко-Кафолической  Церкви  Северной Америки[8] доктор Василий Бенсен[9] предложил открыть богословскую семинарию в Нью-Йорке. Также доктор Бенсен настоял на том, чтобы абитуриенты, прежде поступления в семинарию, обязательно получали стандартное гуманитарное образование на уровне колледжа, которое должно было стать основой для богословской подготовки. Проект доктора Бенсена был принят и Собор постановил открыть семинарию, присвоив ей название Свято-Владимирской в честь крестителя земли Русской.

В итоге, 3 октября 1938 года в Бруклинской Церкви Святого Духа состоялось официальное открытие Свято-Владимирской богословской семинарии с молебном, отслуженным митрополитом Феофилом (Пашковским), который стал первым президентом семинарии[10]. Занятия начались на следующий день в приходском доме Церкви Христа Спасителя на Ист Стрит (Манхэттен, Нью-Йорк). Первым ректором[11] семинарии стал епископ Бруклинский Макарий (Ильинский)[12].

Первое  десятилетие жизни новой семинарии оказалось очень трудным. Главной задачей администрации и преподавателей стало ее сохранение при фактическом отсутствии финансирования и собственной территории. В 1939 г. семинарии помогло выжить соглашение о сотрудничестве с Колумбийским колледжем. После его заключения Общая богословская семинария Епископальной церкви предоставила Свято-Владимирской семинарии часть своих помещений для обустройства аудиторий, часовни и студенческого общежития.

Как это ни странно, но последствия окончания Второй мировой войны, выражавшиеся в послевоенном европейском хаосе, оказали благотворное воздействие на дальнейшее развитие семинарии[13]. Из Европы эмигрировало множество известных ученых: Георгий Федотов (бывший профессор Свято-Сергиевского института в Париже), Евгений Спекторский (бывший профессор Киевского университета), Николай Лосский (бывший профессор Санкт-Петербургского университета). Эти и многие другие преподаватели сумели поднять образовательный уровень семинарии, и уже в 1946 г. на седьмом Всеамериканском Соборе было принято решение реорганизовать семинарию в высшее богословское учебное заведение или академию.

На следующий год Свято-Владимирская семинария переезжает на новую территорию, арендованную у Нью-Йоркской Объединённой теологической семинарии пресвитерианской церкви. Первым ректором обновленного учебного заведения становится епископ Бруклинский Иоанн (Шаховской).

1948 год ознаменовался для семинарии сразу двумя важными событиями. Совет попечителей Нью-Йоркского государственного университета утвердил временный устав семинарии, который определял богословскую школу как «институт высшего образования»[14]. А собор епископов Северо-Американской митрополии даровал Свято-Владимирской семинарии статус, 110314-5сопоставимый со статусом Московской духовной академии.

Начало новой эры в жизни Свято-Владимирской семинарии наступило с прибытием из Свято-Сергиевского института Парижа доктора Георгия Флоровского, который скоро стал ректором Свято-Владимирской семинарии (1949 – 1955). Под его руководством прошло реформирование учебных программ семинарии и вырос в количественном и профессиональном отношении профессорско-преподавательский состав. Семинария перестала быть учебным заведением исключительно Американской митрополии и  приобрела общеправославную ориентацию.

В апреле 1953 года Совет попечителей Нью-Йоркского государственного университета заменил временный устав постоянным, что фактически стало признанием семинарского образования на государственном уровне.

С 1955 г. важнейшее место в жизни Свято-Владимирской семинарии занимает самостоятельная[17] Ассоциация выпускников. В том же году стараниями священников Даниила Губяка и Сергия Глаголева выпускается в печать первый номер информационного бюллетеня выпускников Свято-Владимирской семинарии (SVS Alumni Newsletter).

Вслед за прот. Георгием Флоровским из Свято-Сергиевского института прибыл целый ряд молодых богословов, среди которых были прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф и профессор Сергий Верховской.

Взгляды и исключительные лидерские качества о. Александра принесли Свято-Владимирской семинарии много благ: увеличение поддержки со стороны иерархов Православных Церквей, стабилизация административной структуры, развитие учебных программ. Но особое место занимает приобретение собственной территории. В 1961 году, после пятилетних поисков, подходящий для семинарии кампус был куплен –  это был живописный участок в городе Крествуд (округ Уэстчестер, штат Нью-Йорк), который в течение нескольких лет был застроен семинарскими зданиями. Стоит отметить, что в приобретении собственного дома семинарии высокую роль сыграл ряд иерархов других Православных Церквей. Приведем обращение архиепископа Нью-Йоркского и Североамериканского  Антония (Башира) к клиру своей епархии:

Несомненно, благотворнейшее влияние на развитие семинарии и на ее признание в православном мире повлияло примирение Американской Митрополии с Матерью-Церковью. 9 апреля 1970 г. Священный Синод Русской Православной Церкви снимает прещение, наложенное на американскую иерархию в 1947 г., а на следующий день, 10 апреля, предоставляет Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию[19].

В 1973 году, благодаря стараниям о. Александра Шмемана, Свято-Владимирская семинария получает окончательную аккредитацию и становится полноправным членом Ассоциации Богословских школ Америки и Канады[20] (Association of Theological Schools in the United States and Canada, ATS). Также в течение 70 – 80 гг. Нью-Йоркский университет постепенно утверждает учебные программы и научные степени Свято-Владимирской семинарии.

110314-7После смерти отца Александра Шмемана семинарию возглавляет протоиерей Иоанн Мейендорф (1984 – 1992), под чьим руководством семинария продолжила свое активное развитие. Особенное внимание отец Иоанн уделяет женатым студентам, для которых были отведены специальные апартаменты на территории кампуса.

Драматические события в Восточной Европе в начале 90-х годов привели к увеличению количества студентов за счет иностранных иммигрантов.

В 1992 году протопресвитер Иоанн Мейендорф ушел на покой, и ректором семинарии впервые стал коренной американец  – доктор Томас Хопко. С него началась новая глава в истории Свято-Владимирской семинарии: обновлен преподавательский состав, открылась новая библиотека[21], построены новые общежития для студентов, улучшены образовательные программы.

В начале 2000-х годов  стало понятно, что один человек уже не может справиться с управлением семинарией, и Советом попечителей было принято решение распределить управленческие обязанности между тремя административными должностями. Ректором семинарии был назначен свящ. Джон Берр, канцлером доктор Чад Хэтфилд, а Анна Глин-Макоул – исполнительным директором Совета попечителей. Обязанности этих руководителей были распределены следующим образом: ректор управляет церковно-богослужебной жизнью и учебной работой, канцлер заведует организационными вопросами, а исполнительный директор служит связующим звеном между Советом попечителей и семинарской администрацией. Новая команда управленцев семинарии приступила к своим обязанностям в 2007 году.

И наконец, из самых последних важных событий в истории семинарии стоит выделить разработку стратегического плана развития до 2020 года. Данный документ, работа над которым длилась в течение почти двух лет, был утвержден на собрании Совета попечителей семинарии 17 января 2013 года[23].

Жизнь Свято-Владимирской семинарии сосредотачивается вокруг храма Трех Святителей. Студенты, преподаватели и сотрудники семинарии вместе участвуют в богослужениях.

Во главе храмовой жизни Свято-Владимирской семинарии стоят два принципа:

  1. Богослужебная жизнь семинарского храма должна быть направлена на развитие студентов.
  2. Богослужения должны охватывать семинарскую программу[25].

Эти принципы означают, что студент, как и положено христианину, должен духовно расти во время богослужения. Причем, как и в Московской духовной академии, студенты Свято-Владимирской семинарии активно принимают участие в церковных службах: поют в хорах, пономарят, читают богослужебные тексты, произносят проповеди, подготавливают и украшают храм к службе. Полученные на занятиях знания должны актуализироваться именно в храме, который можно назвать «мастерской»[26] будущих 110314-9священнослужителей. Годовой круг богослужений выполняется в семинарском храме согласно церковному уставу, хотя, как и в МДА, допускаются сокращения. В практическом смысле семинарии стараются следовать русской богослужебной традиции.

Если говорить о требованиях к студентам, то на первый взгляд они могут показаться достаточно высокими, но, с другой стороны, это заставляет учащихся более эффективно использовать свое время и становиться ответственными по отношению к себе и к окружающим людям. В среднем студенты проводят в храме около 10 часов в обычную неделю и приблизительно 16 часов во время Великого Поста[27].

Администрация семинарии серьезно регулирует посещение студентами богослужений, т. к. регулярные пропуски служб неизбежно сказываются на дисциплине. Если студент не может посетить службу по уважительной причине, он должен заранее получить благословение проректора по студенческой работе[28]. Причем, если студент в сане, то помимо проректора по студенческой работе, разрешение должен дать еще и настоятель храма, которым является ректор семинарии. Также, согласно семинарским требованиям, студент должен оставлять подпись в журнале посещения богослужений, и в конце каждого месяца проректор по студенческой работе и ключарь семинарского храма проверяют посещаемость.

Под словом «дисциплина» в семинарии подразумевается, с одной стороны, следование моральным нормам и исполнение академических требований, а с другой – послушание студентов церковной администрации. Любое нарушение дисциплины, будь то моральный или учебный аспекты, может привести к дисциплинарному взысканию или даже отчислению студента по решению преподавательского совета.

Важное место в жизни семинарии занимает общественное служение или диакония: «без нее жизнь истинного служителя Церкви, будь то ученый или священник, была бы неполноценной»[29]. Послушания, связанные с диаконией, распределяются проректором по студенческой работе в начале каждого семестра или в зависимости от необходимости.

Касательно жизни кампуса, в Свято-Владимирской семинарии есть несколько отличительных особенностей. Студенты, проходящие обучение по программе магистра богословия, обязаны жить на территории кампуса (студенты других программ имеют право жить в городе, но в таком случае не должны претендовать на финансовую помощь со стороны семинарии). При этом жизнь в городе не освобождает студентов от выполнения богослужебных или иных семинарских послушаний.

Женившиеся и продолжающие жить на территории кампуса (в специально отведенных апартаментах) студенты обязаны выполнять все требования внутрисеминарской жизни. Общежитием кампуса студенты могут пользовать только во время своего обучения, причем на полной (очной) форме. В случае дисциплинарных нарушений семинарист может лишиться права проживания в общежитии, что неизбежно ударит по его финансовому положению, т. к. плата за семинарское общежитие (которая тоже присутствует) несоизмеримо меньше средней городской.

В Свято-Владимирской семинарии реализуются следующие учебные программы[30]: магистр богословия (Master of Divinity, M.Div.), магистр гуманитарных наук (Master of Arts, M.A.) и магистр теологии (Master of Theology, Th.M.)[31].

Данная программа в общем смысле представляет собой профессиональную подготовку духовенства для служения Церкви. Но выпускники этой программы могут продолжить дальнейшее образование и получить в будущем докторскую степень.

Абитуриенты данной магистерской программы должны быть бакалаврами  аккредитованных колледжей или университетов. Семинария не требует, чтобы поступающие в нее студенты обладали предварительными богословскими знаниями, но они должны хорошо владеть общегуманитарными предметами; также очень приветствуется знание иностранных языков.

Во время вступительных испытаний абитуриенты должны пройти музыкальный экзамен, на котором комиссия определяет музыкальные способности и распределяет будущих студентов по семинарским хорам. Как уже упоминалось выше, студенты, обучающиеся по программе магистра богословия, обязаны проживать на территории кампуса. Длительность обучения – три года, и продлить ее можно только по уважительной причине.

Согласно этой программе, в семинарии стараются научить студента читать и толковать Священное Писание, быть богословски и пастырски подготовленным к реалиям современного мира, уметь отправлять богослужения и руководить жизнью паствы согласно заповедям Христа и церковной дисциплине.

Среди предметов, обязательных для семинаристов этой программы: литургика, литургическая музыка, литургическое богословие, библейские языки, церковная история, библеистика (Ветхий и Новый Завет), аскетика, практическое богословие (объединяет такие предметы как каноническое право, христианское образование, гомилетика, пастырское богословие), патристика и систематическое богословие. Помимо этого, присутствует ряд курсов по выбору.

Также в рамках практического богословия студенты, претендующие на звание магистра, обязаны пройти 3 образовательных проекта:

  1. Тюремное духовенство. Проект, реализуемый в течение первого года обучения в семинарии, во время которого семинаристов готовят к работе в исправительных учреждениях. Особое внимание уделяется евангельской проповеди и личному разговору с осужденными.
  2. Духовенство при лечебных заведениях. На втором году обучения студенты готовятся к служению больным и к концу года должны завершить и получить документ об окончании аккредитованного курса Ассоциации больничного пастырского образования.
  3. Приходское духовенство. Данный проект реализуется студентами на третьем году обучения. Семинаристов распределяют по приходам, где, под руководством священников, они знакомятся с внутренней жизнью церковной общины и готовятся к пасторскому служению.

По сравнению с магистерским образованием духовных школ Русской Православной Церкви интересным является тот факт, что написание   диссертации магистрантами Свято-Владимирской семинарии является не обязательным требованием, а скорее честью, которой удостаиваются успешные студенты. В случае высокой успеваемости семинаристы получают право подготовить под руководством преподавателей семинарии научную работу, которая освободит их от некоторых обязательных экзаменов. При этом стоит учесть, что, хотя написание диссертации и не является обязательным, без нее невозможно получить диплом с отличием. Тем более что требования, предъявляемые к выпускной работе, нельзя назвать очень высокими: 30 – 50 страниц  в форме расширенного эссе, в котором студент должен показать свои способности понимать и выражать научно-богословские вопросы.

Учебная программа по подготовке магистров гуманитарных наук в области общебогословских исследований предназначена для студентов, заинтересованных богословием, но не желающих получать профессиональную подготовку священнослужителей. Окончив эту программу, студенты могут продолжить научную работу в богословской сфере.

Программа рассчитана на два года, но может быть продлена в случае, если студент не проживает на территории кампус и учится на условиях неполной учебной недели.

Правила поступления на данную программу не имеют серьезных отличий от предыдущей. Но магистранты гуманитарных наук во время своего обучения обязаны овладеть исследовательскими  навыками и должны уметь выражать их на письме. И поэтому к студентам этой программы выдвигается обязательное требование подготовить к выпуску небольшую диссертацию в форме расширенного эссе.

Данная программа объединяет магистрантов, серьезно интересующихся наукой и богословием, связанными с Православием. На нее могут поступать и лица другой конфессиональной принадлежности в случае заинтересованности их изучением именно Православной веры.

Программа рассчитана на то, что студенты, обучающиеся на полной очной форме, должны закончить ее за один год, хотя, как и в случае с магистром гуманитарных наук, допускается продление обучения в случае неполной учебной недели.

Студенты, обучающиеся по этой программе, должны овладеть продвинутыми богословскими знаниями, научиться исследовать и публиковать научные  материалы и получать навыки для получения в будущем высших академических степеней.

Но к абитуриентам данной программы выдвигаются и более серьезные требования: на момент поступления они должны уже иметь богословское образование на уровне, сопоставимом с программой магистров богословия пастырской направленности, о которой мы говорили выше.

Студентам, чьи знания немного не дотягивают до необходимого уровня, предоставляется возможность ускоренного обучения по программе магистра гуманитарных наук (1 год) с последующим зачислением на программу магистра теологии.

Особое внимание при поступлении на эту программу уделяется знанию языков. Обязательным является знание древнегреческого, по которому проводится отдельный вступительный экзамен. Также требуется владеть другими иностранными языками, которые необходимы для работы над выбранной темой диссертации.

К самой диссертации выдвигаются высокие научные требования (актуальность, оригинальность и т. п.). Ее размер - приблизительно 60 – 100 страниц.

110314-12Свято-Владимирская православная семинария, несмотря на относительно небольшие размеры, является одним из самых значимых православных учебных заведений мира. Ее выпускники занимают высокие посты в различных Поместных Церквях.

Отличительная особенность этого учебного заведения – его универсальность, т. к. учебные программы рассчитаны на самые разные студенческие интересы. Но самым ценным остается дух Православной веры и традиции, бережно сохраняемый поколениями преподавателей и студентов семинарии. И можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день Свято-Владимирская православная богословская семинария является истинным светочем православной веры в Соединенных Штатах Америки.


[1] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog. – P. 18.

[2] Скончавшийся в 2012 г. пятый Патриарх Абиссинский (ориентальная церковь), Католикос Эфиопии Абуна Павел проходил обучение в Свято-Владимирской семинарии.

[3] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т.– М.: Русские огни, 1994. – Т. 1. – С. 265.

[4] Куренков А., свящ. Аляскинская (Кадьякская) миссия // Православная энциклопедия. – М.: РПЦ Православная энциклопедия, 2006. – Т. 2. – С. 89 – 91. В «St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog» миссионерская школа для мальчиков называется семинарией, см.: St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog. – P. 19.

[5] Административный центр русских владений в Северной Америке.

[6] Григорьев Д., прот. и Буевский А. С. Алеутская и Североамериканская епархия  // Православная энциклопедия. – М.: РПЦ Православная энциклопедия, 2006. – Т. 2. – С. 14 – 16

[7] Колыванов Г. Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/82514.html (дата обращения: 10.03.2014).

[8] На тот момент Американская Митрополия находилась в расколе с Московской Патриархией. См.: Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. – М.: Русские огни, 1994. – Т. 1.– С. 273 – 274.

[9] Один из основателей семинарии в Миннеаполисе.

[10] Митрополит Феофил (Пашковский) также находился в расколе с Матерью-Церковью.

[11] На английском языке управляющий семинарией выражается словом «dean», которое, строго говоря, переводится как «декан». Но так как должность декана чаще всего обозначает главу факультета, то в данной статье автор посчитал целесообразным переводить «dean» как «ректор».

[12] В отличие от митрополита Феофила (Пашковского), Макарий (Ильинский) умер в примирении с Русской Церковью.

[13] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog. – P. 20.

[14] Belonick D. Milestones & Memories . – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 8.

[15] Доклад Свято-Владимирской семинарии девятому Всеамериканскому собору (8 – 10 ноября 1955 г.). Цит. по:  Belonick D. Milestones & Memories . – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 11.

[16] Письмо Джеймса Аллена, главы образовательного департамента Нью-Йорка (Государственный университет Нью-Йорка, 16 октября 1958 г.). Цит. по: Belonick D. Milestones & Memories . – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 8.

[17] С 1948 г. действовала совместная Ассоциация выпускников Свято-Тихоновской (США) и Свято-Владимирской семинарий.

[18] Письмо архиепископа Нью-Йоркского и Североамериканского  (Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки) Антония Башира клиру своей епархии (9 ноября 1957 г.) Цит. Belonick D. Milestones & Memories. – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 14.

[19] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. – М.: Русские огни, 1994. – С. 281.

[20] Начало этому процессу было положено еще в  июне 1966 года.

[21] Семинария по праву гордится своей библиотекой имени отца Георгия Флоровского. Она начала свое существование в 1938 г. с нескольких русскоязычных книг, подаренных семинарскими профессорами. На сегодняшний день в библиотеке содержится более 180.000 томов. St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. Strategic Plan. – P. 23.

[22] Belonick D. Milestones & Memories . – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 8.

[23] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. Strategic Plan. – P. 7.

[24] Доклад Свято-Владимирской семинарии девятому Всеамериканскому собору (8 – 10 ноября 1955 г.). Belonick D. Milestones & Memories . – St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2013. – P. 11

[25] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog. – C. 45

[26] Там же.

[27] Там же. – С. 46

[28] Проректор по студенческой работе Свято-Владимирской семинарии выполняет почти те же функции, что и проректор по воспитательной работе МДА и других русских академий и семинарий (бакалавриатов).

[29] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary 2013 – 2014. Academic catalog. – C. 47

[30] На сегодняшний день официально работают три учебные программы, но в ближайшее время к запуску готовится и четвертая – Doctor of Ministry.

[31] В системе зарубежного богословского образования существует несколько направлений, связанных с богословием, которые одинаково переводятся как «магистр (доктор) богословия». Наиболее распространенные в семинариях программы – Master of Divinity  (M.Div.) и Master of Theology (Th.M.). В данной статье автор посчитал целесообразным для разграничения перевести первую как «магистр богословия», а вторую – «магистр теологии». Отличие этих программ в расстановке учебных акцентов. Master of Divinity  – более практическая, пастырская программа, цель которой – подготовить будущего священнослужителя. При ее прохождении обычно не требуется демонстрировать особых научно-исследовательских умений, но необходимо пройти полный базовый курс богословско-пастырских предметов.  Программа Master of Theology носит более академический характер, хотя выпускники этой программы также очень часто впоследствии принимают сан.