Индивидуальный наставник: краткое содержание понятия

Решением Священноначалия в учебных заведениях Русской Православной Церкви вводится институт индивидуальных наставников. С 2011/2012 учебного года индивидуальные наставники впервые появились в Московской духовная академии. В настоящее время они есть также в Санкт-Петербургской духовной академии и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Идет процесс внедрения это должности в иных духовных семинариях. Для  выполнения поручения Священноначалия необходимо разобраться в сути внедряемого института.

Должность индивидуального наставника ориентируется, главным образом, на институт тьюторства, в течение нескольких веков формировавшийся в европейских (в основном, британских) университетах.

Английское слово тьютор (tutor) переводится «наставник, домашний учитель». В широком смысле под тьютором подразумевается любой домашний учитель, обучающий кого-либо вне школьной системы и осуществляющий индивидуальный подход. В этом смысле тьюторами можно назвать и гувернеров, нянь, сиделок. Главной отличительной особенностью и преимуществом тьютора, по сравнению со школьным учителем, считают строго индивидуальный подход к каждому учащемуся.

В более узком смысле тьютор – это должность, сформировавшаяся в классических английских университетах в XIV в. Первоначально тьютор выполнял роль индивидуального консультанта, который ориентировал студента в сложном и новом для него мире средневекового английского университета. Постепенно в течение веков должность тьютора обогащалась новыми функциями: воспитательными, преподавательскими. В настоящее время тьютор – одна из центральных фигур английского университетского образования[1].

Тьютор – явление по преимуществу англосаксонской системы высшего образования, в отличие от системы немецкой. В немецкой системе центральные элементы образовательного процесса – это кафедра, профессора, лекции. Студент получает набор знаний, сформированный для него изначально. Английская образовательная система предполагает гораздо большую роль самообразования студента, его влияние на весь свой образовательный процесс. Это проявляется, прежде всего, в том, что студент самостоятельно определяет свою образовательную траекторию, решая, какие именно дисциплины ему изучать, каких преподавателей слушать и т.д. В этом процессе ему нужен помощник, советчик, каковым и является тьютор.

Российская система образования строилась по образцу немецкой, и явление тьютора было ей в основном незнакомо. Попытка внедрения института «туторов» была предпринята в Московском Императорском лицее памяти Цесаревича Николая, основанном М. Н. Катковым и проф. П. М. Леонтьевым и существовавшем в Москве с 1868 по 1917 гг. Некоторые исследователи также находят параллели тьюторству в монастырских старцах (по описанию Ф.М. Достоевского) и даже в самом явлении классической русской литературы, но это, вероятно, следует отнести более к разряду курьезов.

Можно сказать, что университетский тьютор – это попытка сочетания положительных качеств домашнего и школьного образования. Главный плюс домашнего образования – строго индивидуальный подход, учитывающий все особенности, достоинства, слабости, интересы учащегося. Преимущества школьного образования – наличие узких специалистов по различным предметам и общей научной среды, оказывающей на студента формирующее воздействие. Тьютор в университете стремится сочетать эти плюсы, осуществляя индивидуализацию студента в университетской среде.

Целью тьюторского сопровождения специалисты называют полноценную реализацию образовательного потенциала личности.

Ключевыми принципами тьюторской работы считают принцип индивидуализации и принцип открытости образования. Под индивидуализацией понимается стремление обеспечить каждому тьюторанту возможности формирования собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание большей осмысленности учебному процессу за счет осознанного выбора своего образовательного пути, адекватного представления о своих образовательных перспективах.

Необходимо отметить, что институт индивидуальных наставников как терминологически, так и содержательно отличается от института тьюторов. Во-первых, с точки зрения целей: образование в духовных учебных заведениях имеет строго конфессиональный характер, направлено прежде всего на то, чтобы сформировать у учащегося определенную степень осознания церковного Предания. Поэтому принцип индивидуализации, свобода выбора своего образовательного пути в духовном учебном заведении по определению находится в строгих рамках.

Во-вторых, с точки зрения возможностей: почти ни одно учебное заведение Русской Православной Церкви не может предоставить учащемуся широкой университетской среды с комплексом знаний по самым разным дисциплинам науки. Это также существенно ограничивает возможность выбора индивидуальной траектории и сужает возможности тьютора.

Как с точки зрения целей, так и с точки зрения возможностей индивидуальный наставник духовного учебного заведения может выполнять функции тьютора в очень ограниченном объеме.

Тем не менее, духовным учебным заведениям следует понимать, что наставником не может выступать, например, проректор учебного заведения, а встреча наставника с учащимися – иметь вид дополнительной лекции в сетке расписания с неопределенным (или определенным) объектом изучения. Индивидуальное наставничество предполагает определенное равенство между наставником и учащимся. Наставник – это не столько учитель, сколько старший брат, ориентирующий студента в жизни учебного заведения и, по возможности, помогающий в его нуждах.

Основной задачей индивидуального наставника духовного учебного заведения следует, по-видимому, считать достижение возможной степени индивидуализации – главного принципа тьюторского сопровождения. Наставнику следует взаимодействовать с небольшим кругом студентов и с каждым из них осуществлять индивидуальную работу: стараться выявить его слабые и сильные стороны, пробелы в его образовании, навыках, основные сферы интересов – и стараться реагировать соответственно, развивая недостающее. Касательно образовательной траектории наставнику следует, прежде всего, помочь студенту выявить основные сферы его научных интересов, своевременно определиться с направлением своей квалификационной работы, а также ориентировать его в выборе дальнейшего пути образования (обучение в магистратурах, аспирантурах Русской Православной Церкви и т.п.).

Главной целью индивидуального наставника остается все то же – помочь учащемуся максимально реализовать себя в образовательной деятельности, в усвоении церковного Предания.

  1. Абрамовских Н.В., Казаева Е.А. Тьюторство: история и современность. Вестник Шадринского государственного педагогического института №3(19), 2013.
  2. Барбарига А. А., Федорова, И. В. Британские университеты: Учеб. пособие для пед. институтов. – М.: Высш. Школа, 1979 .
  3. Гордон Э., Морган Р., О’Мэлли Ч.,Понтиселл Д. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политика и достижений учащихся. Ижевск: ERGO, 2010. 332 с.
  4. Гордон Э., Гордон Э.Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. ERGO, 2008. 351 с.
  5. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. 246 с.
Составитель: иер. Павел Лизгунов
Портал Учебного комитета

[1] Надо заметить, что термин «тьютор» употребляется в университетах Великобритании, но это не единственный термин для обозначения этой должности. В США, например, носитель аналогичных функций именуется ассистентом или инструктором.

[2] Абрамовских Н.В., Казаева Е.А. Тьюторство: история и современность. Вестник Шадринского государственного педагогического института №3(19), 2013 (http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/vestnik-2013-No3/).