Митрополит Иларион: «Возродить духовную академию в Казани реально»

В конце минувшей недели Казань посетил один из самых уважаемых и авторитетных иерархов РПЦ — митрополит Иларион. За два с небольшим дня он побывал на концерте, где ГСО РТ была исполнена его оратория «Страсти по Матфею», принял участие в богословской конференции, встретился с семинаристами и совершил богослужения. Его Высокопреосвященство дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Реального времени», в котором рассказал о духовном возрождении Церкви, потенциале Казанской семинарии, особой роли Татарстана в вопросах межрелигиозного взаимодействия и многом другом.

— Ваше Высокопреосвященство, ваш доклад на конференции в Казани был посвящен православию и исламу. Это какой-то новый взгляд?

— В Татарстане на протяжении четырех с половиной веков живут православные и мусульмане. Уникальный опыт братского сосуществования религиозных общин обсуждается не в первый раз. Этой теме был посвящен мой предыдущий визит в Татарстан в ноябре 2011 года. Тогда я имел возможность общаться с муфтием Татарстана, выступал с докладом о православии и исламе в Российском исламском институте. Взаимодействие и сотрудничество православных и мусульман — это наш совместный ответ тем силам, которые заинтересованы в разжигании межнациональной и межрелигиозной вражды. У Русской православной церкви и российской мусульманской общины имеется большой потенциал взаимодействия: духовное воспитание молодежи, совместное противостояние агрессивной секулярной идеологии, отстаивание традиционных нравственных ценностей. Знаю, что Татарстанская митрополия уделяет межрелигиозному взаимодействию особое внимание.

— Что дадут просто верующим людям, прихожанам храмов торжества, в рамках которых проводилась конференция в Казани? Далеко не все искушены в богословии.

— Святой князь Владимир сыграл фундаментальную роль в формировании русской цивилизации. Его жизненный путь — преображение из жестокого язычника в великого святого, из разрушителя в созидателя — должен быть для каждого верующего духовным назиданием. Празднование 1000-летия со дня его преставления призвано не только почтить свершения великого князя, но и напомнить всем нам о его духовном подвиге. Пример князя Владимира стал для православных людей краеугольным камнем не только в построении государственности, но и в строительстве личного спасения.

— Что для вас значит личность князя Владимира?

— Для меня это яркий пример неустанного духовного созидателя. Колоссальные результаты трудов князя невозможно переоценить: вся история нашей страны, вся наша уникальная цивилизация пронизана духом христианства, которое принес на Русь святой князь. Деяния князя Владимира как государственного деятеля и христианина очень многогранны. Для восточных славян момент крещения Руси стал переломным, их бытие качественно преобразилось, православие стало главным духовным стержнем. Немаловажно, что именно к правлению князя Владимира восходит начало систематического попечения о сиротах, бедняках и убогих. Заслуживает отдельного внимания внешняя политика князя Владимира. Его языческие предшественники — киевские князья — постоянно воевали с православной Византией, он же вступил с ней в союз, проводил мирную и дружелюбную политику в отношении иных народов и государств.

— Есть идея возрождения в Казани духовной академии. Известно, что в прошлом веке это казанское учебное заведение было одним из самых уважаемых в России. Вы полагаете, открытие академии в нашем городе реально?

— Вопрос об академии находится в сфере компетенции учебного комитета Русской православной церкви. Со своей стороны считаю, что задача возрождения академии вполне разрешима. Для этого необходимо только добавить подготовку специалистов по кандидатской программе, ведь подготовка по бакалавриату и магистерской программе уже успешно осуществляется. В Казанской семинарии сейчас очень деятельный ректор — игумен Евфимий (Моисеев), который является одним из ярких представителей научной школы Московской духовной академии, уверен, что он сможет осуществить эту задачу.

— Начало девяностых годов прошлого века ознаменовалось всплеском интереса к православию. На ваш взгляд, эта тенденция сохранилась?

— Последние 25 лет в жизни нашей церкви — эпоха духовного возрождения. Оно происходит беспрецедентными темпами. За эти годы было сделано очень многое: построено и восстановлено более 25 тысяч храмов, появилось более 800 новых монастырей, были открыты новые духовные школы, церковная жизнь возродилась в полном объеме. Этот феномен не имеет аналогов в церковной истории.

В какой-то момент было впечатление, что дошли до пика и дальше развиваться некуда, появилась удовлетворенность в достигнутом. Восшествие святейшего Патриарха Кирилла на патриарший престол придало новый импульс духовному возрождению. Стало ясно, что процесс возрождения далеко не закончен, охвачены не все аспекты церковной жизни, предстоит решить еще много вопросов. За минувшие шесть лет церковью была проделана огромная работа: было значительно реформировано церковное устройство, реструктурированы епархии, рукоположено много новых молодых епископов. Все это позволило сделать церковь ближе к пастве, к людям. Большое внимание уделяется работе с молодежью.

В наши дни воцерковление общества продолжается благодаря тому, что церковь не замкнулась на саму себя. Сегодня важнейшая для нас задача — воцерковление тех, кто формально относит себя к Русской православной церкви, но при этом не живет полноценной церковной жизнью, не понимает многих аспектов православного вероучения. Для церкви важны не цифры и проценты, а личный контакт с каждым человеком, важно качество его духовной жизни.

Несмотря на нападки критиков, антицерковные информационные кампании, влияние церкви продолжает расти. Проведенные социологические опросы говорят об очень высоком рейтинге доверия населения к Патриарху, в храм приходят новые люди, растет уровень духовного развития и образования среди тех, кто уже находится в церкви. Отношения церкви и мира становятся все более интерактивными. Церковь не только учит, но и слушает людей.

— В Татарстане мирно существуют православие и ислам, но, к сожалению, и наши батюшки, и имамы не всегда хорошо разбираются в тонкостях соседствующих конфессий. Важно ли для православных разбираться в исламе, и наоборот?

— Очень важно, чтобы православные и мусульмане лучше знали друг друга. В 2011 году я прочитал лекцию на тему православно-исламского диалога студентам Российского исламского института. Я постарался рассказать о том, что объединяет наши традиции. Это вызвало интерес и понимание.

Не так давно мы пригласили к нам в Общецерковную аспирантуру для подробного выступления об основах исламской традиции известного в Казани богослова, муфтия Фарида Салмана. Его выступление было воспринято студентами с огромным интересом, было задано множество вопросов. Насколько мне известно, в Казанской семинарии изучению ислама уделяется особое внимание. Знание, причем аутентичное, об основах иной веры является преградой на пути распространения экстремистской идеологии.

— Духовные семинарии — довольно-таки закрытые учебные заведения. Насколько важно будущему священнику найти свой «выход в мир», быть ориентированным в реалиях современной жизни?

— Конечно, священник должен быть открыт для мира, он не должен быть элементом некой изолированной субкультуры. Еще с семинарской скамьи он должен учиться находить универсальный подход к самым разным людям. В наше время пастыри могут открыто выступать в СМИ, на публике, перед широкой, в том числе нецерковной аудиторией. Это дает нам большие преимущества для проповеди Христа, но с другой стороны налагает большую ответственность, ибо наши слова подвергаются критическому анализу, нам задают подчас неприятные, провокационные вопросы. И священник должен уметь на них ответить достойно и спокойно.

Мы в нашей Общецерковной аспирантуре первостепенное внимание уделяем тому, чтобы преодолеть «закрытость» духовного образования. Мы активно налаживаем сотрудничество со светскими институтами, как отечественными, так и зарубежными. Знаю, что такая работа ведется и во многих семинариях, в том числе Казанской: будущие священники проводят уроки в школах, общаются в ходе конференций с представителями научного сообщества.