Пособие для абитуриентов регентских отделений, книга в помощь певчим и регентам

В 2015 году вышло второе издание книги «Современное осмогласие», которая предназначена, в том числе, для абитуриентов регентских отделений и может служить подспорьем для преподавателей обихода, певчих и регентов. О пособии рассказывает его автор — преподаватель обихода в Школе духовного пения при храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, регент Сергей Юрьевич Маркелов.

Идея сделать книгу возникла около трех лет назад. Тогда я уже третий год преподавал преподавал обиход (предмет, изучающий гласовые напевы) в Школе духовного пения при храме святой мученицы Татианы при МГУ.  Пособия, в котором было бы собрано все необходимое для занятий и которому не требовались бы правки и дополнения, мне найти не удалось, и я понял, что нужно делать учебник самому, - рассказывает Сергей Юрьевич Маркелов.

Сам он с 8 лет учился в московском Хоровом Училище им.А.В.Свешникова, затем в Академии хорового искусства (с 2010 года - имени В.С. Попова), где в 2000 г. получил профессиональное дирижерско-хоровое образование. С начала 2000-х готов в течение двух лет регулярно пел в одном из хоров Троице-Сергиевой Лавры, которым руководил ученик знаменитого регента архимандрита Матфея (Мормыля) ныне - иеродиакон Андрей Данилов

На богослужениях наш хор стоял напротив хора отца Матфея, так что я имел возможность слушать, как они работают, и анализировать, что и как делают, - вспоминает Маркелов.

Прибавить к этому многолетний опыт регентования  в разных московских храмах (Например, сейчас - в храме святой мученицы Татианы при Мосоквском университете и на правом клиросе Николо-Угрешского монастыря), 10 выпусков в Школе духовного пения... Опыт получается богатый и есть чем поделиться в книге.

«Данный сборник мы постарались сделать, по возможности, наиболее полным собранием ныне практикуемых гласовых напевов, со всеми распространенными вариантами», - сказано в предисловии к «Современному осмогласию».

Сам автор выделяет следующие существенные моменты в сборнике:

- все образцы гласов положены на ноты, так что любой, кто хоть немного знает нотную грамоту, может вспомнить или выучить все напевы, на которые положено распевать стихиры, тропари, ирмосы и запевы к стихирам;

- к книге прилагается компакт-диск с записями распевов, так что те, кто не очень дружит с нотами, могут учить распевы на слух;

- ноты и аудиозаписи передают мелодии в том виде, в котором они реально звучат в храмах и закреплены в традиции («То, что как поют в храмах, не совсем правильно с точки зрения правил музыкальной гармонии, поэтому обычно в нотных сборниках мелодию записывают «по правилам», но это отличается от ее реального звучания. Мы же выписали мелодии со всеми «ошибками», - поясняет Маркелов);

- в книге выписаны нотами все запевы к стихирам на каждый из восьми гласов;

- если в традиции существуют разные варианты распевания гласа, в книге даны разные варианты распева;

- впервые в печатном издании отражается известная уже много лет клиросная практика разметки в богослужебных книгах текстов для пения их «на глас». Не претендуя на авторство в этой области, мы даем один из наиболее наглядных образцов такой разметки с комментариями (сделано по рекомендациям певцов и регентов);

- на аудиодиске для каждого гласа записаны отдельно одноголосная мелодия и четырехголосный вариант («Из практики знаю, что бывает так: пришел человек петь в храм, а полного четырехголосного состава не оказалось. Что делать? Петь по мелодии. Это мы и записали», - поясняет Маркелов); .

- в учебно-тренировочных целях, после нотных образцов каждого гласа помещены тексты, которые на этот глас распеваются, с тем, чтобы можно было сразу поупражняться;

- в приложении дана настройка тона на каждый глас (в помощь начинающим регентам);

- в предисловии и послесловии - рекомендации по построению уроков обихода с практическими советами.