Игумен Лазарь (Гнатив): Клирос – живой организм






Когда возникают споры или вопросы об исполнении церковной музыки, многие спешат обратиться к опыту Троице-Сергиевой лавры, где одновременно сохраняются традиции прошлых веков и создаются новые – с учетом всех тонкостей богослужения. О том, какие главные черты присущи настоящему богослужебному пению и чем будет полезен всем служителям клироса первый Международный съезд регентов и певчих, рассказывает заведующий Регентской школой при Московской духовной академии, преподаватель и регент хора МДА игумен Лазарь (Гнатив).

– Подобного рода форум регентов и певчих всей Русской Православной Церкви, ближнего и дальнего зарубежья, проводится, пожалуй, впервые, если не учитывать менее представительные епархиальные регентские съезды, созывавшиеся в начале XX века по инициативе митрополита Арсения (Стадницкого) в период его пребывания на Новгородской кафедре.

Этому историческому собранию предстоит выявить и обозначить круг накопившихся за довольно продолжительное время вопросов, предложить формы и методы для их решения. Возможно, понадобится возобновление практики проведения семинаров, подобных тем, которые в свое время регулярно проводились в Московской духовной академии под руководством протоиерея Михаила Фортунато и архимандрита Матфея (Мормыля), научно-практических конференций, мастер-классов. То есть нужны площадки, где регенты, певчие, священнослужители могли бы обмениваться опытом  и систематически повышать свой профессиональный уровень. Для полноценного решения этих и других задач съезд может инициировать создание постоянно действующего координирующего органа. Например, богослужебно-певческой комиссии по вопросам церковного пения.

– Время, которое Вы упомянули, было сложным для Церкви во всех отношениях, в том числе и для богослужебно-певческой традиции. Но следует помнить, что в Церкви как в богочеловеческом организме во все времена литургическая традиция, передача богослужебного, молитвенного опыта не прерывалась.

Сегодня мы можем встретить разные, в том числе и противоположные оценки того, в каком состоянии находится регентское дело. Некоторые говорят о секуляризации церковного пения, потере профессионализма, утрате значительной части эстетичности и красоты, свойственной церковно-певческому искусству дореволюционного периода. Встречаются такие «научные» характеристики, как «трансформация  молитвенного устроения», «деформация механизма межпоколенной передачи духовного и  певческого опыта» т.п.

Некоторые  полагают, что сегодня основная проблема русского церковного пения заключается в отрыве церковно-богослужебной практики от национальной древнерусской канонической традиции и в скудости знаний в этой области большинства руководителей церковных хоров, певцов, духовенства и прихожан.

Распространено мнение, в том числе и среди профессионалов, что  клиросное исполнительство находится в состоянии кризиса, при этом кризис, видимо, понимается как затянувшееся явление, поскольку настойчиво звучат призывы к восстановлению певческого дела. Мысль о «возрождении регентского и певческого мастерства» прозвучала и в вашем вопросе.

Принимая во внимание все эти суждения, местами справедливые, а местами слишком категоричные, всегда следует помнить, что клирос – это живой организм. И всегда, «на всякое время и на всякий час»,  приходится решать целый ряд тесно связанных между собой проблем. Это соотношение уставного и неуставного певческого компонента и средств выразительности в богослужении, отношение к указаниям устава, соответствие системе осмогласия, соотношение изменяемых и неизменяемых песнопений. Это степень церковности и художественного уровня авторского богослужебного творчества, цельность и гармоничное стилевое сочетание. Ну и конечно, во все времена регенты будут сталкиваться с проблемой исполнительского профессионализма, укомплектования клироса, наличия нотного материала, формирования клиросных библиотек. Об упомянутых сложностях следует помнить всегда, и всегда нужно заботиться об их решении.

– Сложно говорить об этом отвлеченно, не учитывая возможностей приходского клироса. В любом случае, пение в храме, будь то в монастыре или на приходе, должно ориентироваться на уставные требования  и, по возможности, максимально соответствовать им.

Троице-Сергиева лавра являет собой удивительный архитектурный ансамбль, в котором гармонично сочетаются самые разные стилевые направления: от древнерусского зодчества до «нарышкинского» барокко. Подобное можно сказать и об особенностях богослужебно-певческой традиции обители преподобного Сергия, т.е. стилевом многообразии и гармоничном сочетании традиций древнерусского богослужебного пения, монастырских распевов, лучших образцов авторского богослужебного творчества (имеются в виду произведения и гармонизации архимандрита Матфея (Мормыля), диакона Сергия Трубачева и др.).

Мы часто говорили с отцом Матфеем о том, что при выборе репертуара, богослужебно-певческих приемов необходимо учитывать самые разные тонкие детали, начиная с определения места предполагаемого богослужения в суточном, годичном круге, заканчивая временем и местом его совершения. Одно дело – ранняя литургия в Троицком соборе с его иконами преподобного Андрея Рублева, где даже электрический свет не используется, иное – поздняя литургия в Трапезном храме или ночная служба Чина погребения Спасителя.

Выбор, в каком храме молиться, зависит от внутренней предрасположенности молящегося, его духовного и молитвенного опыта, эстетических предпочтений, от того, кто и как совершает богослужение, и много другого. Но такое положение дел, когда «иудеи с самарянами не сообщаются», и утверждение, что только один вид или стиль  пения является безусловно спасительным, а другой – греховным и губительным, никогда  не находило одобрения среди духовных наставников и опытной в духовном отношении братии обители. Например, знаменитый духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) при совершении богослужения  предпочтение отдавал обиходу и простым монастырским распевам, о чем говорил мне лично. В то же время он не был против возрождения древнерусской одноголосной певческой традиции  в Троицком соборе, звучания знаменного распева в других богослужениях.

– Конечно, количественный состав хора, качество голосов певчих и т.п. играет важную роль в формировании клироса, и здесь, помимо материальной составляющей, нельзя не учитывать особенностей того или иного прихода. Например, объема храмового пространства  и необходимого количества певчих для его полноценного «озвучивания» с учетом акустики. От состава поющих зависит и формирование репертуара: совершенно очевидно, что некоторые богослужебные песнопения предназначены не для ансамблевого, камерного, а для полноценного хорового звучания. Можно упомянуть и о других факторах: пение за архиерейским богослужением в кафедральном соборе, обычном приходе или монастырском скиту будут отличаться, в том числе, и по количеству и по качеству голосов.

Но все же, когда мы говорим о минимальных требованиях, то здесь, на мой взгляд, важно совсем иное: пение должно быть церковным по своей сущности, неотмирным по своей природе. Оно должно по форме, содержанию и качеству подражать ангельскому славословию и всякий раз свидетельствовать о том, что, как говорят святые отцы, «Церковь – это небо на земле». А уж какое это будет звучание: хоровое, ансамблевое, хор мужской или смешанный – не так важно.

– Безусловно. Но в то же время Священноначалие сейчас ставит новые, весьма важные задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию системы церковно-певческого образования. Это создание единой вертикали профессионального регентского образования, включая организацию в епархиях, митрополиях регентских училищ, певческих отделений при семинариях. Подготовка руководителей церковных хоров  с высшим дирижерско-хоровым образованием, разработка системы повышения квалификации для практикующих регентов, разработка учебных программ и методических пособий и т.д.

Вопросам регентского образования предполагается уделить немало внимания на предстоящем съезде, несмотря на минимальные сроки его проведения.

– В творениях Святых Отцов неоднократно встречается определение, которое можно кратко переформулировать следующим образом: «Какова жизнь, таково пение». То есть богослужебное пение как опыт молитвы, как аскетическая дисциплина с одной стороны, и добродетельная или нерадивая жизнь того, кто его совершает, т.е. поющего, регентующего, – с другой, неразрывно связаны между собой и напрямую зависят друг от друга. Богоугодное пение начинается с богоугодной жизни. Отсюда наше твердое убеждение в том, что основа обучения будущих регентов и певчих – это, прежде всего, их воцерковление, приобщение к подлинному духовному опыту. И, конечно же, ориентация на лучшие богослужебно-певческие традиции. В нашем случае – это традиции обители преподобного Сергия.

Поэтому один из главных предметов у нас в Регентской школе – это богослужебная практика, а главная «учебная аудитория» – храм преподобного Иоанна Лествичника, где учащиеся регулярно поют и регентуют.

И именно «качество», если так можно сказать, совершения богослужения, а не концертные площадки, аудиозаписи и т.п.,  является показателем образовательного уровня будущих регентов. Но это не умаляет необходимости профессиональных навыков и базовых знаний в области музыкального образования.

– Из обильного корпуса Святых Отцов каждый выбирает для себя что-то свое, «единое на потребу», одному регенту может быть полезно одно, другому – другое.

Но в качестве универсального совета, близкого в том числе и мне,  можно привести, например, слова святителя Игнатия (Брянчанинова) из «Аскетических опытов». Ссылаясь на Евангелие (Лк. 18. 14), святитель говорит: «Церковь – судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным». И потому  отправлять чтение и пение должно «со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему». В Трапезном храме лавры, где мне доводилось часто регентовать, над клиросом есть надпись, которая особенно бодрит и  трезвит в контексте сказанного святителем Игнатием: «Аще кто растлит храм Божий, растлит сего Бог».

В другом месте святитель Игнатий замечает, что когда мы читаем или поем, «не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием; напротив, должно читать природным голосом, без отяготительного для слуха и совести напряжения, благоговейно, внятно, величественно, чтоб наша жертва хвалы была благоприятна Богу, чтоб не оказалось, что мы приносим Богу один плод устен, а плод ума и сердца приносим тщеславию».

Довольно часто в певческой среде при характеристике нравственных качеств того или иного певчего можно услышать поговорку «где голосок, там бесок». Это находит подтверждение и в тонком наблюдении святителя Игнатия, который говорит, что «для всех вообще крылосных крайне опасна страсть тщеславия, за которою входят в душу и другие пороки, особливо гордость, и отступает от человека хранящая его благодать Божия».

В целом многочисленные изречения и пожелания святителя Игнатия относительно церковного пения дают нам верные ориентиры и указывают путь, следовать которым должен стремиться каждый подвизающийся на этом поприще.