Духовное образование и богословская наука (из доклада Патриарха на Архиерейском соборе 2017 года)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве 29 ноября 2017 года. Публикуем фрагмент доклада, посвященный духовному образованию и богословской науке.

На протяжении многих лет приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти и епархий остается реорганизация системы духовного образования. Новый импульс ее переустройству был дан в 2011 году, когда Архиерейский Собор одобрил новые принципы подготовки учащихся семинарий и академий в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В марте того же года Священный Синод утвердил базовые документы, отражающие эти принципы. Затем в течение нескольких лет формировался комплекс необходимых учебных планов, стандартов и тому подобных документов. Этой работе сопутствовала корректировка первоначальных замыслов, опирающаяся на фактический опыт. В 2013 году Архиерейский Собор предписал «ускорить реализацию» упомянутых решений[1].

С сентября 2015 года духовные учебные заведения на территории России приступили к переходу на единый учебный план подготовки бакалавров. В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам, о которых я подробно сообщал на прошлогоднем Соборе. После завершения перехода на единую бакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений.

Кроме того, в этом году Священный Синод утвердил учебный план и церковный стандарт подготовки регентов[2]. После апробации этих документов в ряде семинарий, их опыт будет распространен повсеместно.

В разных странах нашей канонической ответственности действуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов. Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ. В начале сентября Учебный комитет провел при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана вебинар «Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви». Этот первый опыт должен получить дальнейшее развитие.

Учебный комитет принял меры для практического применения утвержденного в 2011 году «Положения об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви». В духовных учебных заведениях, в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ, стали защищаться бакалаврские работы и магистерские диссертации. Как я сообщал на прошлогоднем Соборе, действует система дистанционного наблюдения за такими защитами. Кандидатские диссертации защищались в тех учебных заведениях, где имеется аспирантура и функционируют кандидатские диссертационные советы. На сегодняшний день таковые имеются только в духовных академиях, а также при Общецерковной аспирантуре. Докторские диссертации защищаются в Общецерковном докторском диссертационном совете, обновленный состав которого был мною утвержден в мае 2016 года[3].

Документы 2011 года предусматривали переход духовных учебных заведений на штатно-окладную систему. Поскольку приоритетной задачей в прошлые годы являлось внедрение во все семинарии единого учебного плана бакалавриата, активные действия по переходу на штатно-окладную систему были предприняты преимущественно в духовных академиях. Учебному комитету предстоит постепенно распространить их опыт на другие духовные учебные заведения.

Архиерейский Собор 2013 года, констатировав «значительное различие образовательного потенциала семинарий», поручил Учебному комитету «представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ».[4] С этой целью на протяжении четырех лет Учебный комитет регулярно проводил выездные инспекционные проверки семинарий, изучал предоставляемые ими статистические отчеты. В 2015 и 2016 годах были составлены рейтинги семинарий, основанные на анализе степени соответствия духовных учебных заведений наиболее важным предъявляемым им требованиям. Эта работа позволила постепенно преодолевать слабые места в семинариях. В нескольких семинариях среди прочих предпринятых мер Священный Синод наложил мораторий на принятие учащихся на заочный сектор обучения. Такое решение позволит епархиальному начальству и руководству этих семинарий сосредоточиться на увеличении числа учащихся по очной форме и на повышении их успеваемости. В течение 2-3 лет будет проведена оценка результатов предпринятых семинариями усилий. Если понадобится, Священным Синодом будут изучены и более строгие меры.

В межсоборный период ушла в прошлое система духовных училищ, образовательный уровень которых уже не позволял их рассматривать в качестве заведений для подготовки священнослужителей. Впрочем, некоторые училища смогли дорасти до семинарий, но в большинстве они были преобразованы в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы. К деятельности таких центров я еще вернусь в своем докладе.

Главная цель всех этих усилий в том, чтобы повысить качество образования духовенства и кандидатов в клир. При этом повышение качества духовного образования открывает также возможность для положительных решений со стороны государства, в частности для государственной аккредитации духовных учебных заведений.

Архиерейский Собор 2013 года, вслед за Собором 2011 года, признал необходимым обеспечить повышение квалификации духовенства[5]. За межсоборный период Учебным комитетом была подготовлена необходимая учебно-методическая и нормативная база. В конце 2016 года Священный Синод утвердил «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». Апробация пройдет в Хабаровской духовной семинарии и в образовательном центре при Новоспасском монастыре города Москвы. С осени 2018 года планируется постепенное внедрение курсов повышения квалификации во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви. Предполагается, что все клирики Русской Православной Церкви должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в семь лет. Исключение сделано для клириков, обладающих ученой богословской степенью, а также для тех, кому прохождение таких курсов будет затруднительно по причине преклонного возраста.

Еще одно соборное поручение 2013 года касалось создания дистанционной системы образования[6], которая могла бы полностью или частично заменить собой заочное образование. Дистанционная система давно развита в светском образовании, но до сих пор нами не использовалась. Речь идет о довольно сложной и дорогостоящей в разработке технологии, которая предполагает интерактивное онлайн-обучение, регулярное взаимодействие через интернет с преподавателями семинарий, электронный доступ ко всему необходимому учебному материалу по курсу бакалавриата, регулярное удаленное тестирование учащегося, написание эссе и других необходимых работ, онлайн-семинары, контроль за обучением студента со стороны учебного заведения. При этом прохождение итоговых аттестаций и экзаменов будет проходить очно, то есть с приездом учащегося в семинарию. Другими словами, дистанционную систему можно рассматривать в качестве расширения привычной заочной системы. Студент, учащийся по дистанционной форме, будет не только очно общаться с преподавателями, приезжая в семинарию на сессии, но также будет находиться с ними в постоянном контакте на всем протяжении своего обучения. В частности, преподаватели будут регулярно проверять успеваемость каждого студента и ход усвоения им знаний. Завершить работы по созданию полноценной системы дистанционного образования по курсу бакалавриата планируется в течение четырех лет. Основной и наиболее трудоемкой задачей здесь является создание авторских электронных курсов и их внедрение в единую информационную платформу.

К сожалению, в течение долгого времени решение Архиерейского Собора еще 2011 года относительно образовательного ценза для кандидатов в клир не осуществлялись в полной мере. Напомню это решение:

  • «Хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии;
  • хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви;
  • студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов».

Собор 2011 года также оговорил, что «возможные исключения из данных правил могут рассматриваться в Учебном комитете»[7].

В прошлом году в развитие этих постановлений Высший Церковный Совет разработал «Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом», которое было утверждено Священным Синодом в декабре 2016 года[8]. Этот документ оговаривает конкретные механизмы осуществления соборного решения. Сформирована комиссия при Учебном комитете с участием Управления делами Московской Патриархии, которая рассматривает кандидатуры в клир, предлагаемые епархиальными архиереями, но не соответствующие требуемому цензу. Священный Синод будет с особым вниманием наблюдать за изменениями в этой сфере.

На Архиерейском Соборе 2016 года митрополит Иларион представлял доклад о реализации масштабного проекта по обновлению всего корпуса учебных пособий, применяемых в духовных учебных заведениях. Работа продолжается. В подготовке учебников по 15 дисциплинам принимают участие более 100 человек. Выработан регламент подготовки учебных пособий, согласно которому написанный и отредактированный учебник проходит рецензирование с привлечением ведущих специалистов духовных школ. На сегодняшний день вышли в свет четыре учебника: первый том учебника по Четвероевангелию, два тома антологии святоотеческих текстов и учебник по истории нехристианских религий. Написаны и проходят процесс редактирования еще пять учебных пособия: второй и третий том учебника по Четвероевангелию, том первый учебника по Патрологии, учебник по Гомилетике и учебник по Догматическому богословию, который, по всей вероятности, будет разделен на несколько томов. В разной степени готовности находятся учебники еще по ряду дисциплин.

На основании результатов проведенного мониторинга квалификации профессорско-преподавательского состава высших духовных учебных заведений, с 2015 года Учебным комитетом был запущен пилотный этап внедрения системы повышения квалификации преподавателей духовных семинарий, рассчитанный до конца 2017 года. Сформированы учебно-методические группы по трем предметным областям — Священному Писанию, Литургике и Церковной истории. Прошел ряд двухдневных обучающих семинаров для членов педагогических корпораций. С 2018 года, по завершении пилотного периода, планируется распространить проведение семинаров на преподавателей богословских дисциплин всех циклов и на ключевые вспомогательные дисциплины, а также охватить программами повышения квалификации преподавателей вузовских теологических подразделений. Главными задачами являются создание условий для становления и дальнейшего научного роста преподавателей и исследователей и содействие укреплению богословского образования.

Не буду возвращаться к исполнению решения Собора 2013 года о создании системы распределения выпускников духовных учебных заведений[9], поскольку подробно сообщал об этой теме на Соборе 2016 года. Замечу только, что по инициативе Высшего Церковного Совета планируется создать систему обратной связи как с епархиальными управлениями, так и с распределенными выпускниками, которая позволит получать информацию о том, как проходили двухгодичные командировки последних.

Таким образом, круг задач в сфере духовного образования на предстоящий межсоборный период можно определить так:

  • завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата;
  • дальнейшее развитие магистерских программ;
  • усвоение всеми духовными учебными заведениями норм, касающихся штатно-окладной системы формирования преподавательской корпорации;
  • продолжение работы по государственной аккредитации семинарий;
  • продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий;
  • внедрение нового стандарта обучения регентов;
  • создание системы дистанционного образования и начало перехода от заочных секторов на эту систему;
  • становление системы повышения квалификации духовенства;
  • развитие внутреннего обмена в профессиональных сообществах преподавателей семинарий — предметников;
  • окончательное усвоение епархиями правил относительно образовательного ценза для кандидатов в клир;
  • поддержание единства образовательного пространства в Русской Православной Церкви.

Другими словами, Учебному комитету предстоит завершить ранее начатые преобразования и обеспечить их реальное осуществление во всех духовных учебных заведениях. Если в предыдущий период усилия были направлены на создание нормативно-методической основы и на усвоение нововведений семинариями, то сейчас добавляется задача постоянного поддержания созданной системы. Это потребует неослабного внимания Учебного комитета к тому, что происходит в семинариях, и регулярного взаимодействия между Учебным комитетом и учебными заведениями.

В задачи Учебного комитета также входит большая работа по развитию центров подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, но об этом я подробнее скажу позже.

Архиерейский Собор 2013 года поручил Синодальной библейско-богословской комиссии «до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом Русской Православной Церкви»[10]. Практика показала, что эта задача требует больше времени, нежели ожидалось. В соответствии с решением прошлогоднего Собора[11], текст был направлен всем архиереям, выразившим желание принять участие в его рецензировании, а также в синодальные и ведущие духовные образовательные учреждения. Затем текст был изменен с учетом поступивших отзывов. В частности, исходя из специфики катехизического жанра, были исключены фрагменты, в которых обсуждались дискуссионные богословские вопросы. Кроме того, текст был опубликован для широкого обсуждения, срок которого еще не истек. После обобщения замечаний планируется провести предметные дискуссии по отдельным темам, к примеру, посредством семинаров, объединяющих сторонников различных мнений.

В ходе обсуждения возник вопрос о статусе готовящегося издания. Должен ли он быть, как задумывалось ранее, соборно или синодально одобренным вероучительным текстом? Или же, как это предложили некоторые архиереи, клирики и миряне, лучше рассматривать его в качестве авторского изложения вероучения под названием, к примеру, «Катехизическое изложение основ православной веры»? Прошу вас высказаться по этому поводу.

Собором 2013 года предполагалось учреждение координационного центра, объединяющего усилия богословских учреждений Русской Православной Церкви и отвечающего за развитие богословской науки. Такой центр был создан Священным Синодом в том же 2013 году[12]. Его работа обеспечивается секретариатом Синодальной библейско-богословской комиссии. Основная деятельность центра в межсоборный период была сосредоточена на сопровождении процесса по признанию российским государством теологии в качестве научной дисциплины. Итогом длительной работы стало включение теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, а затем и в Номенклатуру научных специальностей в качестве самостоятельной отрасли наук и научной специальности. Спустя почти год был создан первый в истории российского государства диссертационный совет по теологии, а в этом году — защищена первая кандидатская диссертация по этой специальности.

Аналогичная возможность имеется на Украине, законодательство которой предусматривает не только включение богословия в число научных специальностей, но также возможность при определенных условиях признания государством богословской степени, полученной в духовном учебном заведении. В ряде иных стран канонической территории Русской Православной Церкви государством аттестованы бакалаврские или магистерские программы по теологии, но возможности защищать кандидатские или докторские диссертации нет, за исключением Литвы, где программа специальности составлена на основе католического вероучения.

Признание теологии в качестве научной специальности — это серьезный стимул и, в хорошем смысле, испытание для церковной богословской науки. Еще в 2014 году Координационный центр по развитию богословской науки исследовал, как ведется научная деятельность в духовных учебных учреждениях. Были выработаны направления дальнейшего улучшения церковной научной работы. В первую очередь речь идет о соблюдении тех требований, которые предъявляются к любому научному сообществу, в том числе относительно повышения уровня подготовки научных исследований и статей в научных журналах. Стоило бы в полной мере использовать имеющиеся возможности для развития серьезной научной богословской среды. Богословие должно восприниматься не только как совокупность предметов, которые преподают в семинариях, но и как серьезная научная отрасль.

Несколько слов о выполнении еще одного соборного поручения, касающегося развития взаимодействия с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений, а также закрепления, по крайней мере в России, большего количества бюджетных мест для студентов-теологов. В решении последней задачи удалось достичь существенных успехов: если в 2013/2014 учебном году число таких мест равнялось 293, то в текущем 2017/2018 учебном году их количество достигло 558. Менее очевидна результативность епархиальных советов по теологии, многие из которых пока что работают ситуативно. Во взаимодействии с Межведомственной рабочей группой по преподаванию теологии в вузах, епархиальным советам по теологии необходимо более системно включаться в научную жизнь регионов, а именно: анализировать потребность регионов в теологах, наблюдать за трудоустройством выпускников-теологов, привлекать их, а также студентов-теологов к церковным — особенно научным — мероприятиям, делать предложения по развитию теологического образования с учетом региональной специфики.


[1] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 16.

[2] Журнал № 61 от 29 июля 2017 года.

[3] Кандидатские и докторские диссертации защищаются на основании «Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви» и «Положения о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», которые дополняют и частично заменяются собой документ 2011 года.

[4] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 17.

[5] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 16.

[6] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 16.

[7] Определение Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пункт 20.

[8] Журнал № 120 от 27 декабря 2016 года.

[9] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 18.

[10] Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 23.

[11] Постановления Архиерейского Собора 2016 года, пункт 16.

[12] Журнал № 156 от 25-26 декабря 2013 года.