Святитель Феофан Затворник о науке и образовании (на материале его писем)

Настоящее исследование посвящено анализу взглядов на науку и образование одного из выдающихся духовных писателей и церковных деятелей XIX столетия  свт. Феофана Затворника. Основным источником для нашего скромного изыскания послужат письма святителя, адресованные разным лицам. Собирая и систематизируя отдельные и разрозненные высказывания свт. Феофана по вопросам, входящим в тему нашего доклада, мы поставили себе цель выявить богословский и исторический фон, стоящий за теми или иными мыслями святого об образовании и науке. Это, в свою очередь, позволит нам представить целостное и последовательно развиваемое видение Феофаном Затворником вышеозначенной проблематики.

В XIX в., когда в Российской Империи уже сформировалась эффективная и развитая система образования, охватывающая весь путь формирования личности от раннего юношеского возраста вплоть до поры вступления в зрелость, предоставляющая широкие возможности для овладения специальностью или научного исследования, на первое место выходит вопрос ценности знания, а также способов его передачи последующим поколениям. «Наука стала профессиональной, а понятие «ученый» означало не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей» [Фетисов Д., иерей. Отношение святителя Феофана к научному знанию//Феофановские чтения: сборник научных статей. Выпуск V. Рязань 2012. С. 166-167]. Именно проблематика научного знания и связанного с ним образования как способа транслировать это знание на широкую аудиторию с целью формирования на ее основе мировоззрения следующих поколений особенно активно дискутировалась в то время в научном сообществе. Шел активный диалог различных направлений научной мысли о религиозно-философском значении и основаниях науки, а также образовательного процесса, охвативший широкие слои населения Российской Империи, включенного в образовательное поле и в сферу научно-технического развития.

Особенное место в этом процессе занимает полемика двух направлений, которым свойственны различные подходы к вопросу ценности научного знания и его значения в формировании представлений о мире. В первую очередь  это сциентизм, трактующий его как о наивысшую культурную ценность и, вместе с тем, достаточное условие для формирования мировоззрения. «Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественно-научного познания» [Там же С. 167]. В значительной мере это направление мысли стало порождением своего времени, для которого характерно значительное расширение горизонтов человеческих возможностей и в сфере науки, и в сфере технологии, когда научные достижения открывали перспективу для развития технологии, а новые технологии  перспективу для развития науки.

В противовес этому возникает другая концепция – антисциентизм. В рамках этой позиции, не только ставится под сомнение абсолютизация науки и научного знания, но и утверждается ограниченность ее возможностей, а в крайних его проявлениях она трактуется как сила, чуждая и враждебная подлинной сущности человека [Там же]. Противоборство двух этих направлений, развиваясь в контексте развития научно-технического прогресса и в связи с ним, охватывало собой преимущественно научную интеллигенцию.

Вместе с тем в рамках духовного сословия после снятия целого ряда цензурных ограничений в период правления императора Александра II идет широкая дискуссия о путях развития науки и образования. Главной на повестке дня была проблема выстраивания приоритетов. На чем поставить акцент: на науке или пастырской подготовке? При этом определенное место в дискуссии отводилось и роли Церкви в народном просвещении.

Параллельно с этим некоторые церковные писатели пытаются осмыслить образование и науку с точки зрения традиций православной духовности. Среди них были такие авторитетные представители Церкви как: Оптинские старцы, свт. Игнатий Брянчанинов и свт. Феофан Затворник.

Такова был духовно-интеллектуальная атмосфера, царившая в Российской Империи на протяжении значительной части XIX в. Обсуждение вопросов знания, познания, науки и образования представляло живой нерв научно-философской и религиозной жизни того времени.

При этом необходимо отметить, что все направления мысли не были изолированы друг от друга в силу единства социокультурного пространства, в котором разворачивалась эта дискуссия. По этой причине высказывания свт. Феофана Затворника, не смотря на то, что подчас были ориентированы на исключительно церковную аудиторию, вызывали определенную реакцию и среди представителей светски ориентированной аудитории. В частности, известный русский философ Николай Бердяев в своем труде «Дух и реальность» отнес свт. Феофана к сторонникам антисциентизма. Характеризуя его труд «Путь к спасению», философ отмечает следующее: «…у него мы находим вражду к пытливости и мирскому мудрствованию. Он гносимах. Наука есть лишь придаток или случайность. Он боится юности и предостерегает от ее опасностей. Все это значит, что он враждебен пробуждению творческих сил в человеке» [Бердяев Н.А. Дух и реальность.//Электронный ресурс. URL: http://litlife.club/br/?b=114523&p=17 (дата обращения: 10.09.2018; 16:37)].

Такое понимание взглядов святителя, высказанное известным философом, вызвано в первую очередь разницей их мировоззренческих установок. Светский гуманизм, на стороне которого выступает Бердяев Н., характерен своей антропоцентричностью. В рамках этой системы взглядов наука является ключевым фактором, формирующим понимание мира, а научное знание имеет абсолютное значение, в силу того, что и то, и другое является продуктом деятельности человека, представленного в рамках гуманистических взглядов как мера всех вещей в мироздании.

Свт. Феофан, как христианский мыслитель, следует принципам теоцентричности во взглядах на мир и в трактовке человека. В контексте этого взгляда наука и научное знание имеет вспомогательное значение и ставятся в зависимость от  духовного развития человека. Он не только не отрицает научного знания как такового, но и признает его определенную полезность. В частности, в письме некому студенту Духовной Академии, задумывавшемуся о монашестве, он советует следующее: «Знание не тянет. Яснее будете видеть путь, коим следует идти далее, – и не только для себя путь видеть, но и другим указывать. …Вступили на ученую дорогу, – и идите по ней» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 4.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/4 (дата обращения: 09.09.2018; 14:37)]. Ключевым в этом высказывании святителя является важность внешнего знания в формировании мировоззрения и определении жизненной позиции его адресата.

В основе взглядов Феофана Затворника на науку и образование лежит христианское понимание человека как существа трехсоставного, состоящего из духа, души и тела. В силу того, что активная роль в процессе познания усваивается душе и духу, он выделяет душевное и духовное познание, помещая науку в область душевного. По этой причине «…святитель говорит о том, что занятие наукой – итог «законной», т.е. не противоречащей христианским идеалам, работы мысли, но оно не может быть конечной целью бытия человека и человечества…» [Фетисов Д., иерей. Отношение святителя Феофана к научному знанию//Феофановские чтения: сборник научных статей. Выпуск V. Рязань 2012. С. 169]. Исходя из учения апостола Павла о том, что душевная сфера в силу грехопадения человека находится в противоречии с духовной, свт. Феофан говорит о необходимости одухотворении человеческой душевности и, как следствие этого, восполнении духовным познанием научного рационального дискурса. Т.е., признавая законным научное исследование как проявление естественной для душевной составляющей человека пытливости, также требующей себе пищи, как и духовные запросы, он утверждает приоритетность духовного познания перед душевным.

Иными словами по учению свт. Феофана важнейшим фактором в формировании мировоззрения человека является именно духовное познание, проистекающее из Божественного откровения. Тогда всякое научное знание органично встраивается в мировоззрение человека, обретая в свете духовного познания свой истинный смысл и предназначение. В связи с этим в одном из своих писем он утверждает следующее: «Учуяли, что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело; душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить, – пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 3.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/3#3_266 (дата обращения: 10.09.2018; 14:55)].

При этом святитель под духовным познанием считал вовсе не богословскую науку, которую также относил к внешним наукам, хотя и с оговоркой, что само содержание ее способно оказать благое воздействие на сознание человека, а духовный опыт, формируемый и накапливаемый в сердце по мере духовного роста. Сама по себе наука способна лишь накапливать информацию, ничего не давая душе: «Научность всякая есть холодило. Не исключается из сего даже и богословская наука» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 3.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/3 (дата обращения: 10.09.2018; 16:18)].

В практической сфере это должно было выражаться во взаимодействии духовной и светской науки. Обращаясь к одному из своих корреспондентов по случаю юбилея Киевской Духовной Академии, он утверждает, что «сближение академии и университета, желаемое, – должно быть обусловлено очень определенно» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 3.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/3#3_205 (дата обращения: 10.09.2018; 15:15)].

Исходя из изложенной выше позиции свт. Феофан считал научное познание, просвещенное духовным опытом, здравым и естественным фундаментом для формирования личности. В этом заключалась гармоничность устроения и самореализации человека, а также взаимодополнение и взаимопроникновение научного познания и духовного опыта, дающего возможность и целостного воспитания человеческой личности  в духовной традиции православия, и интеллектуального развития, сопряженного с развитием, заложенных в человеке талантов.

Именно поэтому он особенно ратовал за увеличение различных учебных учреждений, особенно церковных, которые способствовали бы развитию просвещения. Приведем наиболее характерные его в этом отношении суждения:

«Нужны школы для мальчиков и девиц. …им нужно поощрение, содействие, покровительство. Стоит только первоначально завесть: – увидят, что хорошо и начнут сами поддерживать» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 11.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/11#11_1051 (дата обращения: 11.09.2018; 13:35)].

«Берусь за перо, чтобы …указать вам возможность сделать весьма доброе дело. Именно – загадываю, и не то, что кое-как; а так – круто, заводить училище для девиц духовного звания» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 11.//Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/11#11_1056 (дата обращения: 11.09.2018; 17:55)].

Принципиальным его требованием к образованию было то, чтобы оно базировалось на здравых основаниях, дающих возможность гармоничного развития человека и в месте с тем, не заслоняющего от него познания истины. По этой причине свт. Феофан особенно горячо критиковал господствующую в Российской Империи западническую направленность, особенно в духовно-учебном ведомстве. В частности одному из своих корреспондентов святитель пишет о научных изысканиях, проводимых в Московской Духовной академии, критикуя либерализм профессуры, проявлявшийся в осмыслении важных для православной традиции вопросов: «И московская академия отличается. Л.–в [Вероятно, имелся в виду Лебедев А.П. (1845-1908 гг.) русский историк Церкви, византинист, ординарный профессор Московского университета и Московской Духовной академии] грязь втоптал первые четыре собора вселенских, и, проведши в рассуждении своем ту мысль, что св. Церковь не имела истины, а искала ее, и находила чрез борьбу школ ученых или партий. Разрушительные мысли. Недавно там был магистерский диспут. Дело касалось 5-го собора. Магистрант вывел в рассуждении, что 5-й вселенский собор право осудил 3 главы. Но в речи своей изволил возгласить: не думайте, что я из уважения к собору так решаю. Нет, – так требует наука. Собор выходит – неважная инстанция. Главное – наука, т.е. разум и его соображения. Водворяют, выходит, неправославные начала. Куда же смотрят власти? Слово Божие подменили и сочинили, не по началам православия, а тоже по науке. Наука потребовала. Вот и молчат, когда... эту – науку выставляют вместо начал православия. Не стыдитесь трубить о сем, где подобает» [Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 12. //Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/12#12_1140(дата обращения: 10.09.2018; 16:40)].

В завершении нашего исследования можем констатировать, что взгляды свт. Феофана на научное знание и образование, не смотря на критику представителей научно-философской мысли совершенно не вписываются в узкие рамки полемики сциентистов и антисциентистов в силу того, что он вовсе не отрицал ни научных знаний, ни творческого развития личности человека, ратуя только за то, чтобы поставить все это на духовную основу. «Вся его педагогическая система, – пишет исследователь духовного наследия свт. Феофана архимандрит Георгий Тертышников, – коренится в идее нравственно воспитывающего обучения. Он признает плодотворным только то образование, которое развивает не только ум, но и главным образом облагораживает сердце. Эта мысль красной нитью проходит по всем его сочинениям, затрагивающим педагогические вопросы» [Георгий (Тертышников), архим. Светильник земли русской жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника// Электронный ресурс. URL: http://svtheofan.ru/item/1175-geopgiy-teptyshnikov-aphim-svetilynik-zemli-pusskoy-zhizny-i-deyatelynosty-svyatitelya-feofana-zatvopnika-bogoslovskie-tpudy-30-1990-s-152-175.html (дата обращения: 10.09.2018; 12:47)].