Что дает дистанционная программа Основы Православия - интервью с преподавателем

Что дает учащемуся программа «Основы Православия», как освоить церковную историю за четыре дня и как дистанционные задания помогают понять характер ученика? Об этом — в интервью с преподавателем третьего модуля «Основ Православия» Натальей Николаевной Лупишко.

Что дает программа Основы Православия

Дистанционная программа ИДО ПСТГУ «Основы Православия» состоит из трех разделов: первый открывает для учащихся Священную историю Ветхого Завета, второй знакомит со Священным Писанием Нового Завета, а третий посвящен православному вероучению, церковной истории, богослужению и Таинствам. Именно третий раздел традиционно вызывает больше всего вопросов у абитуриентов — мы примерно представляем себе, что нам предстоит изучать в курсе Ветхого и Нового Завета, но какие еще темы входят в программу и сколько времени на них отводится?

В каждом модуле программы — несколько преподавателей, и мы постепенно просим их рассказать о себе и своей работе. Ранее об «Основах Православия» рассказывал иерей Владимир Андони, а теперь мы предлагаем читателям познакомиться с преподавателем Натальей Николаевной Лупишко. Легко ли математику и программисту стать преподавателем богословской программы? С чем предстоит столкнуться учащимся в третьем разделе программы и какие задания больше всего нравятся самому преподавателю? Как проверочное тестирование помогает составить представление о характере учащихся? Об этом и о многом другом — в интервью:

— Начать нужно с того, как я пришла сюда учиться. У нас с мужем четверо детей и, когда младшей дочери было два года, мы пришли к мысли о том, что нам надо взять ребенка из детского дома. Мы осознанно шли к этому, готовились, духовник нас благословил, мы больше полугода общались с восьмилетней девочкой, но в последний момент, когда мы начали оформлять документы, девочка сказала, что она не знает, хочет ли она с нами жить. Мы были готовы к разным трудностям, и это была последняя иллюзия, которая у нас оставалась: представление о том, что любой ребенок хочет в семью. Органы опеки тут же предложили остановить процесс. После этой истории я пребывала в подвешенном состоянии и, приходя на исповедь, постоянно говорила, что я не делаю добрых дел. И мой духовник на выбор предложил мне несколько разных идей, одной из которых было поступить дистанционно на программу ИДО ПСТГУ «Теология»: он смотрел в будущее, понимая, что у меня есть педагогическое образование, а ему понадобятся преподаватели.

На протяжении всего времени моей учебы я не знала, для чего учусь, и на все вопросы отвечала, что благословил духовник. Учиться оказалось очень интересно, захватывающе. Программу я закончила в 2012 году. Когда учишься несколько лет, вроде бы всем хочется уже поскорее закончить программу, но за эти годы втягиваешься в учебный процесс и, когда он заканчивается, хочется продолжать. Для меня продолжением стала возможность преподавания – сначала ознакомительный курс по работе в системе дистанционного обучения, потом – программа «Основы Православия». Ознакомительный курс мне предложили вести, поскольку у меня техническое образование и я всю жизнь проработала программистом.

— Программирование я отпускала постепенно, и теперь уже отпустила совсем, полностью поменяв свою профессиональную жизнь. Закончив программу «Теология», я начала не только преподавать в ИДО, но и работать в центре дополнительного образования «БлаголепЪ», соучредителем которого является Иоанно-Предтеченский монастырь Астраханской епархии. Дети в этом центре получают художественное и музыкальное образование и знакомятся с Православием: изучают священную историю, историю Церкви, догматику. Там я преподаю православное вероучение и церковную историю, что перекликается с темами, которые включает программа «Основы Православия».

В гуманитарной сфере я чувствую себя очень уютно, впрочем, я никогда из этой сферы и не уходила: сама много читала, а дети учились в школе – четыре раза закончить с детьми школу – это не шутка!

— На мой модуль отводится пять недель, он включает восемь тем, приблизительно по три-четыре дня на каждую.

Модуль базируется на уже полученных знаниях о Ветхом и Новом Завете – слушатели должны ими активно пользоваться, чтобы разобраться в догматике, понять устройство храма. И еще этот модуль отличается тем, что для его прохождения приходится задействовать больше источников информации, на некоторые практические вопросы слушателям предстоит отвечать, исходя из собственного опыта, искать ответы в книгах, в Интернете. 80% информации содержится в учебном пособии «Основы Православия», но оставшиеся 20% учащиеся должны уметь почерпнуть с внешних ресурсов.

Наш модуль содержит разноплановую информацию: догматика, устройство храма, история Церкви. Причем на историю Вселенской и Русской Церкви отводится по четыре дня. Конечно, за этот срок освоить церковную историю невозможно, но в задании есть текст, коротко, но емко излагающий историю Русской Церкви, начиная с Крещения Руси. Когда человек вдумчиво читает этот материал, он начинает осознавать роль Православия в жизни нашего государства, понимает: все, что мы имеем, стало результатом Крещения нашего народа. Мне кажется, именно это важно. И учащиеся в общих чертах начинают понимать, как жизнь Церкви развивается во времени.

И конечно, наш курс ориентирует больше читать на изученные темы. Некоторые слушатели пишут, что позже собираются вернуться к поднятым на форумах вопросам, поискать еще информацию, подобрать новые аргументы. И мы обсуждаем, какими источниками стоит пользоваться, а какими – нет, как сориентироваться в интернет-пространстве, кому можно доверять. Это тоже важно.

— Если к нам поступает гуманитарий, церковная история не кажется ему очень сложной. Тем, кто после школы историю забыл, у кого техническое образование, вторая и третья темы модуля даются труднее. Нужно вспомнить ряд исторических фактов за длительный период, а чтобы вспомнить то, чего человек никогда не знал, приходится просматривать большой объем материала. Многие на этом спотыкаются, появляется искушение воспользоваться чужими текстами, начинает манить плагиат. Потом, переходя к изучению устройства храма, богослужения, церковных Таинств, учащиеся успокаиваются, эти темы им даются легче. Но если человек не ходит в храм, ему, возможно, проще справиться с заданиями по истории, чем освоить тему «Богослужение».

— Мне нравится начинать модуль: не только из-за содержания первой темы, посвященной Символу Веры, но и потому, что предстоит знакомство с новой группой, новыми людьми – это всегда интересно. Первая тема всегда проходит легко. И в исторических темах я чувствую себя достаточно уверенно. Мне тяжелее рассказывать про Таинства: все время кажется, что о Евхаристии должен говорить священник, ведь я сама не видела, что происходит в алтаре, только изучала это по книгам и смотрела видео. Но я понимаю, что это не объективный взгляд, а просто моя внутренняя проблема.

Я принадлежу к той небольшой группе людей, которые неуютно чувствуют себя в вебинаре, но все остальные виды работы в СДО мне нравятся: нравится обсуждать вопросы на форумах, проверять контрольные задания учащихся – тогда можно каждому человеку лично объяснить, в чем он ошибся, за что-то его похвалить.

Программа «Основы Православия» включает несколько автоматических тестирований, к ним можно возвращаться на протяжении всего курса сколько угодно раз – это тренировочные тесты, учащиеся проверяют в них свои знания.

Я просматриваю результаты тестов, смотрю, кто где ошибся, у кого какой процент правильных ответов. Это однотипная механическая работа, но она помогает понять, чему слушатели научились. Иногда это помогает и мне подкорректировать настройки теста: есть вопросы, ответы на которые нужно писать вручную, и в каждом потоке кто-то дает новый правильный вариант (в другом написании, падеже). В таких случаях я добавляю этот вариант в свою базу и меняю оценку за ответ слушателя, если компьютер его не засчитал.

На результаты тестов я смотрю и с психологической точки зрения: интересно, кто как проходит тест. Кто-то попробовал ответить один раз, получил четверку с минусом и успокоился. А кто-то, получив 85 баллов из 100, бьется, чтобы достичь 99. И за результат тоже борются по-разному: кто-то за один день делает несколько попыток: сначала получает 85, потом 86, потом 87… А кто-то после первой попытки возвращается к тесту на следующий день и сразу получает 95 баллов – видимо, человек успевает что-то прочитать, восполнить свои пробелы.

Так что даже данные по прохождению тестов помогают мне понять характер каждого слушателя – это тоже место, где можно лучше узнать моих учеников.

— Актуализировать полученные знания, повернуть учащихся лицом к практике. Возможно, модуль кажется многим самым интересным на программе, потому что имеет практическое значение: люди начинают понимать богослужение, понимают, для чего они приходят на службу в храм. Ведь для любого человека, который раньше приходил на службу и не понимал текста, а потом вдруг понял какие-то слова, стихи – это уже большое открытие.

Догматика тоже приносит некоторым слушателям кардинальные открытия, переворачивает их внутренние представления о Церкви.

Таинства мы разбираем достаточно подробно, им посвящены четыре темы. Рассматриваем богословский смысл Таинств и их чинопоследование.

Когда мне предложили вести этот модуль, я немного переживала, справлюсь ли я с ним, ведь темы такие разноплановые и нужно хорошо знать историю. Но очная работа в центре дополнительного образования (я знакомлю подростков с  историей Вселенской и Русской Церкви) мне очень помогла. И я рада, что благодаря слушателям развиваюсь сама, больше читаю, узнаю новое, учусь.

Задача, которую решает программа «Основы Православия», – не дать как можно больше знаний, а научить человека учиться, извлекать информацию из нужных источников. Так что, я думаю, своей цели курс достигает.