Нравственное богословие в духовной школе

Высшее духовное образование на протяжении истории своего существования, при сохранении общей и главной цели – подготовки православного духовенства, неоднократно меняло внутреннюю структуру. Отдельные учебные дисциплины появлялись и исчезали, другие - делились на более узкие предметные отрасли, третьи – из второстепенных превращались в основные и наоборот.

2200.PNG

Все перечисленные изменения носили исключительно практический характер. Корректируя учебные планы духовных академий и семинарий, священноначалие Русской Церкви тем самым реагировало на запросы современности, стремилось наделить будущих пастырей актуальными для данного времени знаниями и умениями. Подобное стремление можно наблюдать и сегодня.

Стоит отметить, что любые инновации достигают успеха только в том случае, если они учитывают опыт пройденного пути. Поэтому не удивительно, что история духовного образования сама стала объектом научного исследования, благодатной почвой для историков и богословов, желающих найти опору в прошлом, чтобы дать ответ на вызов дня сегодняшнего и подготовить Церковь к испытаниям будущего.

Учебный комитет Русской Православной Церкви традиционно поддерживает перспективные научные начинания, связанные с исследованием специфики, истории духовного образования и анализом перспектив его (образования) дальнейшего развития. В связи с этим вниманию посетителей портала Учебного комитета предлагается статья доцента МДА, декана миссионерского факультета РПУ им. Иоанна Богослова священника Стефана Домусчи, посвященная всестороннему рассмотрению традиционной для духовных учебных заведений дисциплины – Нравственное богословие.

Статья открывает обширный цикл аналогичных публикаций, имеющих отношение к иным отраслям богословского знания.


Нравственное богословие в духовной школе.


Введение

Несмотря на продолжающиеся дискуссии вокруг статуса теологии, как научной специальности, сам факт вхождения теологической тематики в государственную образовательную сферу не подлежит сомнению. При этом ключевой проблемой, которая возникает, как перед светскими, так и перед религиозными специалистами, оказывается своеобразие тех дисциплин, которые представляются своеобразными «двойниками», так как в известном смысле объединены общим объектом, а иногда и предметом исследования. Так, богословское и филологическое изучение библейского текста ставит вопрос о специфике собственно богословского метода и границах его применимости, ведь если целью является понимание текста, филологических методов для этого оказывается достаточно. Похожие вопросы возникают при осмыслении специфики Нравственного богословия, как науки и учебной дисциплины, в сравнении с этикой, которая изучается не только на философских факультетах, но и в прикладном варианте является частью профессиональной подготовки многих специалистов, работающих в самых разных сферах. Современный мир стремительно меняется и не в последнюю очередь эти изменения касаются мировоззрения людей. Обыватели не замечают этого и воспринимают этику как скучное морализатоство, хотя именно нравственные вопросы являются ключевыми в жизни общества. Неслучайно, подчеркивая роль нравственного образования и воспитания В.В. Варава утверждает, что «этическое знание становится важнейшим компонентом для всей стратегии высшего образования»[1].

рис1.png

Как это обычно бывает, новый этап развития побуждает к осмыслению того, что кажется давно понятным и очевидным. Это касается многих дисциплин, но в особой степени относится именно к Нравственному богословию, которое нередко воспринималось даже руководством духовных школ, как предмет скучный и практически излишний, повторяющий всем и без того известные истины. Например, профессор Санкт-Петербургской духовной академии А.А. Бронзов, предваряет свой фундаментальный труд по истории Нравственного богословия в России, высказываниями самых разных авторов XIX века, общий тон которых совершенно неутешителен. Они называют науку, которую преподают скучной, схоластичной, недостойной статуса науки[2]. Причину этого сам профессор Бронзов, как и многие, кто писал о состоянии науки того времени, видели в том, что Нравственное богословие не имело научной основы и представляло собой набор общеизвестных истин, изложенных предельно схоластично[3].

рис2.jpg(рис 2)

Несомненно, за прошедшее время ситуация в сфере преподавания этики, в том числе и конфессиональной, серьезно изменилась. Причины этого можно увидеть, как в общем развитии богословских и философских дисциплин, их языка, категориального аппарата и методологии, так и в тех вызовах, которые обращены к христианам в XXI веке. В то же время, основной глубинной причиной изменений необходимо признать тот опыт, который мы приобрели в испытаниях века ХХ-го. Это опыт радикального и массового отказа от веры, опыт ненависти прежде верующих и крещеных людей, к тем, кто не только крестил их в младенчестве, но и обращался к ним с нравственными наставлениями, когда они выросли.

Зарождение науки о нравственности в католическом богословии

Прежде чем обратиться к общим вопросам Нравственного богословия, как учебной дисциплины, стоит уделить внимание истории ее формирования. Прежде всего стоит сказать, что в самых общих чертах необходимо различать: заповеди, данные в Священном Писании; их пояснение в трудах Святых отцов и учителей Церкви; научную систематизацию в католическом и протестантском богословии позднего средневековья и нового времени; школьную науку о христианской нравственности, которая существует в наши дни.

Традиционно считается, что в качестве науки Нравственное богословие начинает развиваться на западе в рамках схоластики. Значительно позже, через тех, кто получал образование на западе, оно проникает в Россию и довольно долго сохраняет схоластические черты, постепенно обретая собственные, самобытные черты. Обращаясь к истории православного нравственного богословия, стоит несколько слов процессе его формирования на западе, в Римско-Католической церкви, а также и том влиянии, которое на него оказали некоторые протестантские различные протестантские течения времен его становления.

Итак, одним из первых авторов, который предпринял попытку изложить систему христианской нравственности был Гильдеберт Турский, написавший труд «Philosofia morallis de honesto et utili» (1100). Через несколько тесячелетий свое введение в науку о нравственности «Ethica sive Scito te ipsum» (1139) написал Пьер Абеляр. Важным опытом изложения системы нравоучения была III часть сочинения «Summa Universae Theologiae» Александра Гэльского, который писал, что науку о нравственности необходимо отделить от догматики. Он же предлагал разделить нравственный закон на три части: закон естественный, закон Моисеев и закон Евангельский. Однако первым, кто употребил само выражение Theologia moralis был известный философ и богослов Алан Лилльский.

рис3.jpg

Одновременно со схоластами к нравственным темам обращались авторы мистического (Бернард Клевроский, Гюго Сен-Викторский) и казуистического (Раймунд Пеннафортский, Астезан Астийский, Варфоломей Пизанский). Среди последних стоит особо отметить труды Антония Флорентийского и его работу «Summa theological moralis» (1477).

Наиболее подробное руководство по христианскому нравоучению принадлежит Фоме Аквинскому, который излагает свою систему нравоучения во II книге Summa Theologiae (1265-74). Во-многом, богословский синтез Фомы построен на богословии блаж. Августина, который полагал, что источником всей нравственной жизни человека является Бог. В то же время само учение о добродетели Фома заимствует у Аристотеля. Разделив текст на две части, в первой он излагает основы богословских представлений о нравственности, цели человеческой жизни, счастье, человеческой воле и действии, удовольствии, боли, страхе, гневе, навыках, добродетелях и их видах, о страстях, о дарах, блаженствах, о законе и благодати. Во второй части он подробно говорит о богословских добродетелях вере, надежде и любви, об отдельных добродетелях и пороках, а также о внутренних и внешних актах религии.

Параллельно с теономными взглядами доминиканца Фомы получают развитие автономные взгляды францисканца Иоанна Дунса Скотта. Последний, в комментариях на «Сентенции» Петра Ломбардского, утверждал, что в основе нравственной деятельности лежит свободная воля человека. Продолжая линию, идущую от Александра Гэльского и Бонавентуры, он утверждал, что цель нравственной жизни не столько созерцание Бога, сколько любовь к Нему.

Дальнейшее развитие науки связано критикой богословия Фомы в среде номиналистов. Особенную известность приобрела работа немецкого мистика Фомы Кемпийского «De Imitatione Christi» «О подражании Христу» (1427). Трактат Фомы Кемпийского не был собственно научным трудом, однако его влияние на последующее развитие Нравственного богословия было так велико, что его невозможно переоценить. В то же время, в ряде случаев традиция Фомы продолжает активно развиваться, как это произошло в парижском университете благодаря трудам доминиканцев Конарда Коллина, Пьера Крокерта и других. В то же время, в ряде испанских университетов нравственные идеи стали приобретать формы близкие к юридическим.

В качестве учебной дисциплины Нравственное богословие начинает развиваться в католических образовательных учреждениях во второй половине XVI в. Его основными источниками были богословские труды доминиканцев и казуистика иезуитов. Первые выделили Нравственное богословие в отдельный предмет на генеральном капитуле 1571 года, в то время как вторые ввели его в качестве дисциплины через утверждение «Плана и организации школьного обучения Общества Иисуса»  в 1599 г. Кроме того, появлению прикладной дисциплины, связанной с богословским осмыслением нравственности, способствовало уточнение католического учения о таинстве покаяния, произошедшее на Тридентском соборе. Дело было в том, что в результате уточнения смысла покаяния, возросла необходимость в подготовке исповедующих священников, которые должны были разбираться во всех казусах нравственной жизни.

рис4.jpg

В начале XVII в. в Риме было опубликовано сочинение иезуита Хуана Асора (Juan Azoro) под названием «Instituciones morales», ставшее основой для всех учебников по Нравственному богословию последующего столетия. Автор пользовался казуистическими суммами, пенитенциалами прошлого и второй частью второй книги (secunda secunda) «Суммы» Фомы Аквинского, которая была посвящена частным явлениям нравственной жизни. Позже многие богословы иезуиты составляли учебники по Нравственному богословию, используя план, предложенный Асором.

Из всех направлений казуистики, возникших в XVII в., основная проблематика вокруг которой развивалось католическое Нравственное богословие, была связана с пробабилизмом, вызывавшем ожесточенные споры благодаря его близости релятивистским концепциям. На практике логика пробабилизма привела к т.н. лаксизму, в рамках которого богословы и пастыри искали любую возможность оправдать грешника.

Пробабилистские идеи Бартоломея де Медины оказались настолько популярны, что среди авторов первой трети XVII почти не было тех, кто в той или иной мере не был бы его последователем. В свою очередь в Гемании известным казуистом был Германн Бузенбаум (Hermann Busenbaum), написавший трактат: «Medulla theologiae moralis, facili ac perspicua methodo resolvens casus conscientiae» (1645), который надолго определил школьные подходы того времени.

Впрочем, среди авторов XVII века известны не только казуисты. Так, широкой известностью пользовался иезуит Иеремия Дрексиль, издавший в 1627 г. трактат «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» («Илиотропион или соображение человеческой воли с божественной»), который почти через сто лет были переведен свт. Иоанном Тобольским.

В XVIII веке борьба с пробабилизмом привела к появлению более взвешенного метода, который получил название «эквипробабилизм». Его автором был Альфонс Мария де Лигуори, написавший труд «Theologia moralis (1748), получивший широкую известность и поддержку папы. Он также оказал значительное влияние на науку своего времени. На этом обзор Нравственного богословия в католической традиции можно посчитать достаточным, так как в XVIII и тем более XIX веке западная наука оказывала все меньше влияния на развитие этой дисциплины в Православной Церкви.

Развитие идей нравственного богословия в протестантизме

Прежде, чем перейти к истории Нравственного богословия в Русской богословской традиции, необходимо так же сказать несколько слов о развитии нравоучения в протестантизме. Это тем более важно, что само протестантское движение во многом возникло как реакция на чрезвычайную грубость некоторых форм казуистики. Впрочем, говоря о протестантском движении, необходимо подчеркнуть, что лютеране и реформаты практически сразу разошлись в восприятии нравственной жизни, ее смыслов и целей.

Идея Лютера о спасении только верой не способствовала активному развитию учения о необходимости должных и недолжных дел в жизни христианина. Лютер и его последователи видели в исполнении закона опасность фарисейства и утверждали, что добрые дела должны последовать вере, хотя и не играют для спасения никакой роли.

рис6.jpg

Даже Меланхтон, утверждавший необходимость нравственной жизни, как проявление синергии, не выделил изучения нравственности в отдельную сферу.

В свою очередь, последователи Кальвина опасались, что пренебрежение законом приведет к безнравственности простого населения. В отличие от лютеран, первые реформаты с самого начала воспринимали нравоучение в практическом и даже юридическом ключе. Уже Кальвин в работе «Institutiones religionis christianae» (1541), вполне по уровню систематизации сравнимой с «Суммой» Фомы Аквинского, выражает строгие и ригористичные суждения о нравственной жизни, разделяя сферу нравственного на личную дисциплину, с одной стороны, и дисциплину общественную, с другой. В определенном смысле кальвинистскую этику можно назвать аскетичной, т.к. она вся направлена на дела и соблюдение заповедей, т.к. это свидетельствует о предызбранности человека. В этом внимании к Закону Божьему Кальвин близок к Цвингли, который учил о необходимости быть внимательным к закону Божьему, исполнение которого не спасает, но оказывается обязательным из чувства благодарности к Богу.

рис7.jpg

Во второй половине XVI в. лютеранские и реформатские богословы сближаются и стремятся выстроить христианское нравоучение на научных началах. В 1577 г. Ламбер Дано (Daneau) излагает нравственное богословие в виде строгой моральной дисциплины в труде «Ethica christiana». Источником этики для него оказываются заповеди Божии. Примечательно, что он использует в названии греческий корень «этика» вместо латинского «мораль». После него в реформатской среде христианскую этику развивали Варфоломей Кеккерман «Systema ethicum» (1610), Аманд Поланский «Syntagma theologiae christianae» (1610) и Моисей Амиро «Morale chretienne» (1652).

Позже, уже в начале XVII века в лютеранской сред Георг Каликст (Calixt) в трактате «Epitome theologiae moralis» (1634) поставил вопрос о нравственной норме и исследовал соотношение естественного и божественного закона, стремясь к их объединению. В Нравственном богословии он был последователем Меланхтона. В свою очередь его учеником был И.А. Квенштедт, оказавший серьезное влияние на русскую науку о нравственности. Кроме того, одним из выдающихся реформатских авторов, стремившихся развивать Нравственное богословие в качестве науки, был И. Хорнбек, среди многочисленных работ которого был двухтомник «Teologiae Practicae» (1689).

В целом, говоря о науке XVII века, стоит отметить, что для протестантского нравственного богословия характерна борьба двух направлений: сердечного христианства, выражавшегося в работах пиетистов, с одной стороны, и сторонников сближения нравоучения с философией, с другой. Многие авторы, особенно среди лютеранских богословов, оказались увлечены отвлеченными схоластическими спорами, реакцией на которые в сфере нравственности стал пиетизм (от лат. pietatis - благочестие), зародившийся в богословии Иоганна Арндта и Готфрида Арнольда. Трактат Арндта «Об истинном христианстве» 1609 г. был чрезвычайно популярен, как, собственно, в протестантской среде, так и в русской богословской науке. Сутью его призыва было стяжение сердечного христианства, вопреки сухому догматизму, который проповедовали богословы лютеранской ортодоксии. Цель христианской жизни, по его мнению, была в мистическом соединении души с Богом. Окончательно богословские положения пиетизма сформировались в трудах Филипа Якоба Шпенера, который считается основателем этого направления. Последний в своем труде «Pia Desideria: oder hertzliches Verlangen nach gottgefälliger Besserung der wahren Ev. Kirche, sampt einigen dahin einfältig abzweckenden christlichen Vorschlägen» (1675), призывал к обновлению христианской жизни на основании деятельной веры и т.н. «общении святых».

рис8.jpg

Впрочем, одновременно с развитием пиетистских подходов к христианской нравственности, продолжила развитие линия собственно научная и философская. Самым известным автором этого направления во второй половине XVII столетия был Самуэль Пуфендорф, один из трактатов которого назывался «De officio hominis et civis juxta legem naturalem» (1673). Меру влияния этого труда на Нравственное богословие своего времени сложно переоценить. В 1726 г. он был переведен на русский язык и издан под названием - «О должностях человека и гражданина». В этом труде Пуфендорф доказывал, что естественное право обосновывается волей Божьей, хотя и познается оно не через откровение, а через рассмотрение природы самого человека. Его известным учеником был Христиан Томазий, автор трактата «Institutiones iurisprudentiae divinae» (1688), в котором обосновывались различия нравственности и права.

Упомянутое сближение Нравственного богословия и философии продолжилось и в XVIII веке. Так в стремлении совместить философскую и нравоучительную проблематику преуспел знаменитый философ и богослов Христиан фон Вольф, автор труда «Vernünftige Gedanken von der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt» (1719). Труд Вольфа был опубликован в России в 1765 г. под названием «Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды».

Из лютеранских теологов стремление говорить научным и философским языком было характерно для Иоганна Франца Будде, написавшего «Institutio theologiae moralis» (1711) и Иоанна-Лоренца Мосхайма – автора «Sittenlehre der Heiligen Schrift» (1735-53). Впрочем, использование философского языка не означало для них поворота к схоластике. Напротив, цитируя отцов древности, средневековых мистиков, а также Лютера и Арндта, И. Будде утверждает, что вся деятельность человека должна заключаться в том, что ведет его к соединению с Богом и восстановлению Его образа. Для работы Мосхайма было характерно особенное внимание к Священному Писанию. В этом смысле, несмотря на философский язык, они стремились к преодолению собственно Вольфианской философского подхода к нравственности. В этом им противостояли авторы, которых можно было бы назвать вольфианцами. К таковым принадлежат А.Г. Баумгартен «Theologiae moral» (1738) и Бетерлинг (De officiis et virtutubus christianorum 1753)

Большинство богословов этого времени, особенно Будде и Мосхайм оказали сильнейшее влияние на развитие Нравственного богословия в России. Из вольфианцев таковым был Ф.Х. Баумейстер написавший «11» (1779)

рис11.jpg

Говоря о последнем, авторы XIX века, считают его влияние положительным, так как благодаря ему начался процесс освобождения Нравственного богословия из-под влияния пиетистов, сводивших его, как считалось, к ряду простых назидательных положений.

Нравственное богословие в русской церковной науке

В Русской Церкви научное изложение основ христианской нравственности связано с именем митр. Петра Могилы. Он излагает нравственные вопросы во второй и третьей части «Православного исповедания кафолической и апостольской Церкви», которое было опубликовано в 1640 г.

Впрочем, в этом труде нравственные вопросы еще не были отделены от догматических. Это произошло позже в рамках учебных курсов, которые читались в Киевской или Московской академии, а также семинарии в Троице-Сергиевой лавре. Будучи преподавателем, а затем и ректором Киевской духовной академии Феофан Прокопович одним из первых в русских духовных школах отделил преподавание нравственного богословия от догматики. Для многих читавшихся курсов того времени было характерно смешение схоластических взглядов, которые были родом из католических семинарий, с пиетистскими. Так, это было характерно для курсов архим. Кирилла Флоринского, еп. Афанасия Волховского, еп. Феофилакта Лопатинского. Курсы эти не отличались оригинальностью и зачастую были извлечениями из Будде или Мосхайма.

Нередко Нравственное богословие входило в состав более общих руководств по вероучению православной Церкви. Так митр. Платон Левшин включает в свой труд «Богословия или православное христианское учение, сочиненная для наследника Российского престола» (1765) главу «О заповедях закона» в качестве III части.

В 1823 г. впервые издан «Пространный христианский катехизис» митр. Филарета Дроздова, в котором нравственным вопросам посвящены вторая и третья части. Так, во второй преосвященный автор анализирует христианскую надежду и обращается к Нагорной проповеди, в частности к Молитве Господней и Заповедям блаженств, а в третьей автор – к изучению Декалога.

Одним из ключевых авторов в развитии Нравственного богословие XIX в. был свт. Иннокентий Херсонский. Лекции по этому предмету он читал в Киевской духовной академии с 1833 по 1835. Однако дело не столько в лекциях, которые были изданы лишь частично, и даже не в их влиянии, которое огромно, сколько в том, что свт. Иннокентий предложил ряд идей, касавшихся осмысления места нравственного богословия в системе богословских наук и его специфики. Из лекций свт. Иннокентия изданы лишь: «Введение в нравственное богословие» и «Нравственная антропология». В то же время, логика построения системы заимствована им у отчасти у Будде, но еще в большей мере у Ф. Ф. Рейнгарта.

рис13.jpg

В 30-е годы стали известны лекции прот. И. М. Скворцова, прочитанные им в Московской академии в 1831-35 и опубликованные под названием «Записки по нравственному богословию». Эта работа разделена автором на две части: общую - о нравственном совершенстве, и прикладную - о том, как совершенство должно обнаруживаться. 

Во второй половине XIX века были выпущены следующие учебники нравственного богословия: «Православное нравственное богословие» ректора Владимирской духовной семинарии архим. Платона (Фивейского), принятый синодом в качестве учебника для семинарий; три тома системы нравственного богословия прот. П.Ф. Солярского, озаглавленные «Записки по Нравственному православному богословию» и отличавшиеся особой сухостью и схоластичностью изложения, «Очерки нравственного православного христианского учения», прот. Н.А. Фаворова; «Православное нравственное богословие», архим. Гавриила; «Православно-христианское нравственное богословие» еп. Никанора (Каменского); «Православно-христианское учение о нравственности» проф. СПбДА прот. И.Л. Янышева; «Опыт Православного Нравственного Богословия» И. Пятницкого; «Православно-христианское Нравственное Богословие» преподавателя А. Покровского; «Нравственное Богословие или христианское учение о нравственности профессора КДА М.А. Олесницкого; «Учение христианской православной Церкви о нравственности или Нравственное Богословие» С. Никитского, опубликованное в 1899 г.

Особенностью учебников второй половины XIX века было появление в них ссылок на святоотеческую литературу. Кроме того, авторы конца XIX века, такие как И.Л. Янышев и М.А. Олесницкий и другие, стремились построить науку о Нравственности на т.н. «научных началах».

Среди авторов трудившихся на рубеже XIX-XX вв. над гимназическими и университетскими учебниками можно упомянуть прот. П. Городцева опубликовавшего «Краткие очерки православного христианского нравоучения» в 1895 и позже «Нравственное богословие» 1907; В. Темномерова, опубликовавшего «Нравственное православное Богословие» в 1896; А. Покровского, опубликовавшего «Очерки православно-христианского нравоучения. Курс VIII-го класса гимназии» в 1897; И. Бобровницкого, опубликовавшего «Существенные черты православного нравоучения. Опыт курса VIII кл. Гимназий» в 1897 и П.А. Смирнова, опубликовавшего «Существенные черты христианского нравоучения».

Одним из значимых событий в Нравственном богословии начала XX в. стал выход курса лекций проф. А.А. Бронзова в 1903 г. под названием «Лекции ординарного проф. Спб. д. ак. А.А. Бронзова по нравственному богословию, сокращенно записанные студентами Академии - LXI вып. в течение 1902-1903 уч. года».

рис14.jpg

В 1909 г. и позже в 1911 г. в качестве статей в журнале «Христианское чтение» появились опыты изложения системы Нравственного богословия П.В. Левитова «Введение в христианское нравственное богословие» и «Из курса христианского нравственного богословия».

В 1910 г. в Могилеве-на-Днепре издается работа архиеп. Стефана (Архангельского) «К вопросу о системе православно-христианского нравоучения», в которой автор представляет типологию всех существующих к тому времени христианских учений о нравственности.

В 1912 г. в Твери был опубликован учебник, свящ. М. Березина «Православно-христианское нравоучение», составленный по новой программе 1910 г.

В предреволюционные годы принципиально новый метод Нравственного богословия предлагает проф. МДА М.М. Тареев. Он не создает собственного пособия по Нравственному богословию, но излагает свою систему в многотомном труде «Основы христианства» и многочисленных статьях.

Последней фундаментальной системой Нравственного богословия до революции был трехтомный труд Харьковского проф. прот. Н.С. Стеллецкого «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освящении». Первый том, названный автором «Общий или основоположный» издан в 1914 г. Второй том, посвященный нравственности индивидуальной, и третий, посвященный нравственности общественной вышли там же в 1916 г. Труд представляет собой наиболее фундаментальное учебное издание, опубликованное в XX в. Ориентируясь в целом на программу 1910 г. автор подчеркивает, что намеревается восполнить ее пробелы, как в области философских и рациональных обоснований нравственности, так и в освещении ряда вопросов личной и общественной нравственности.

Очевидно, что с наступлением революции, Нравственное богословие, как и прочие сферы богословской науки, оказались в запустении. В то же время, это не означает, что никаких новых материалов и учебников не создавалось. В 1936 г. в Харбине игум. Филаретом Вознесенским был издан «Конспект по Закону Божию», который позже издавали как «Конспект по Нравственному Богословию». Содержательно труд игум. Филарета был лишен схоластичности дореволюционных учебников и включал материал не только по этике, но и по аскетике. Большая часть пособия была посвящена анализу грехов и добродетелей, как личных, так и общественных. Позже, в Джорданвилле в 1966 г. проф. Андреевский И.М. издает «Православно-христианское нравственное богословие», в котором кроме прочего интересны обращение к эстетике и русской литературе.

рис15.jpg

В Советском союзе оживление собственно школьной науки, конечно, произошло не сразу. Однако ко второй половине XX века в машинописном варианте издаются несколько курсов Нравственного богословия. Так, известны конспекты проф. МДА прот. К. Ружицкого «Конспект по Нравственному богословию», проф. МДА прот. А. Ветелева «Краткий курс Нравственного богословия», преп. КДА Г.И. Шиманского «Конспект по Нравственному Богословию». Последний отличался широтой и системностью, схожей с дореволюционными пособиями.  

В постсоветскую эпоху в России было издано несколько учебных пособий по Нравственному богословию. Широкую известность и признание получил учебник «Православное Нравственное богословие» проф. МДА архим. Платона (Игумнова), опубликованный в 1994 г. В отличие от многих прежних пособий, труд архим. Платона посвящен по преимуществу теоретическим вопросам: процессу формирования личности; естественному нравственному закону; анализу человеческих эмоций, влечений и потребностей; нравственному сознанию, феномену свободы и основам аксиологии.

В 2001 г. вышли в свет «Очерки христианской этики» проф. прот. В. Свешникова, в основе которых лежал курс Нравственного богословия, прочитанный автором в ПСТГУ. Структура «Очерков…» значительно отличается от дореволюционной. Кроме традиционного введения и описания греховного состояния человека автор посвящает отельную часть проблемам психопатии и неврозов, богословским основам нравственности и анализу богословских добродетелей. В том же 2001 году преподавателем СПбДА прот. Д. Рождественским был опубликован учебник «Нравственное богословие: Общее учение о нравственном законе Божием и нравственной жизни и деятельности человека». Отличительной особенностью последнего является особенное внимание к Нагорной проповеди Спасителя.

Одним из последних по времени пособий по Нравственному богословию является труд прот. Г. Нефедова «Основы Христианской нравственности» 2008 г. Структура текста не имеет традиционного деления на теоретическую и практическую части, богословские главы чередуются с практическими. Кроме того, автор большое внимание уделает семейной жизни и воспитанию детей.

В настоящее время готовится к выходу новый учебник по Нравственному богословию, составителем которого будет автор данной публикации.

Христианская этика в современной православной науке за рубежом

Несомненно, несколько слов необходимо сказать о развитии Православного Нравственного богословия за пределами Русской Церкви на современном этапе. В течение XIX века, работы посвященные Нравственное богословие в греческой церковной науке были просты и немногочисленны. Развитие науки о нравственности начинается в начале XX в. Традиционно исследователи говорят о существовании трех школ Нравственного богословия: Афинской, Константинопольской и Фесалоникийской.

Представителями первой, испытавшей сильное влияние Канта, являются проф. Христос Андруцис и проф. Иоанн Кармирис. Для школы характерно сближение богословской и философской этики и особенное внимание к этической универсальности христианства, минимальное использование святоотеческого наследия.

Наиболее известный представитель Константинопольской школы - Василий Антониадис. Основные особенности методологии этой школы: Христоцентричность, отсутствие внимания к философским подходам. Нравственное богословие становится изучением не просто определенного извода этики, но изучением жизни во Христе.

Фесалоникийская школа представлена многими учеными: Панагиот Христу, Христос Яннарас, Георгиу Мантсаридис, Зесес Феодор, Иоанн Романидис. Для представителей этой школы характерен апофатизм, внимание как к мистическому опыту монашеской традиции, так и к экзистенциализму и персонализму. Для многих представителей этой школы была близка критика Нравственного богословия в качестве школьной дисциплины, появившаяся во второй половине ХХ в. Причина критики в том, что Нравственное богословие является закономерным следствием схоластического метода и несет в себе его черты, такие как интеллектуализация, схематизация, отказ от апофатики и невнимание к личной уникальности. В то же время, другие исследователи полагают, что именно научный подход делает возможным разговор православного богослова с современным западным обществом на его языке.

рис17.jpg

Одним из самых известных исследователей в области Нравственного богословия на западе является проф. прот. Стенли Харакас, автор большого количество работ, посвященных христианской этике. В своем классическом труде «Toward Transfigured Life: The Theoria of Eastern Orthodox Ethics» (1983) он не только решает традиционные проблемы соотнесения этики христианской (т.е. этики откровения) с этикой естественной, но посвящает отдельные главы вопросу существования зла и греха, анализирует нравственное сознание человека. Еще одним заметным автором является Виген Гуроян, написавший работу «Incarnate Love: Essays in Orthodox Ethics» (1988). Подход этого автора примечателен тем, что он почти не затрагивает теоретических вопросов, посвящая отдельные главы литургической и социальной этике.

Ряд исследователей посвящают учебные пособия христианской биоэтике. Прот. Иоанн Брек посвящает свой учебник «The Sacred Gift of Life: Orthodox Christianity and Bioethics» (1998) трем главным темам: богословскому осмыслению отношения полов, зачатию и началу жизни, проблеме страданий и паллиативной медицине. Более фундаментальное пособие Тристрама Энгельгардта The Foundations of Christian Bioethics (2000) содержит в себе подробное обоснование различия христианской и светской биоэтики, анализ метафизических основ биоэтики, рассмотрение ее в широком спектре культурных проблем.

рис19.jpg

Большинство современных авторов стремятся объединить различные подходы, обращаясь к библейскому и святоотеческому наследию, и, одновременно с этим, пользуясь исследованиями светских авторов. Несмотря на то, что растет число прикладных работ, исследователи подчеркивают, что главной целью Нравственного богословия является не столько рациональные построения этической системы, сколько приведение человека ко Спасению. Многие авторы подчеркивают, что на этом пути Нравственное богословие перестает быть только школьной наукой, но становится опытом жизни в Церкви как Теле Христовом.

Нравственное богословие в контексте иных богословских наук

После изложения истории и современного состояния Нравственного богословия в качестве учебной дисциплины, необходимо обратиться к вопросам общего характера.

В широком смысле Нравственное богословие представляет собой богословскую науку, в рамках которой изучается христианское нравственное учение, представления о смысле человеческого существования, о том, что является для него должным и недолжным, о феномене нравственного сознания, различных нравственных состояниях, нравственном поведении и действиях. В узком смысле Нравственное богословие является учебной дисциплиной, предполагающей специфическое методологическое и содержательное оформление христианских представлений о нравственности, сообразующееся с целями и задачами учебного процесса. Кроме исследования и изложения фактов нравственного сознания и нравственной жизни, оно имеет пастырские и шире педагогические цели, связанные с практикой христианской жизни.

Объект Нравственного богословия носит сложный характер. На первый взгляд, как наука о нравственности, оно обращено ко всему, что так или иначе с этим понятием связано: идеи, формы сознания, состояния и поступки. В этом смысле формально оно обращено к тому же объекту, что и этика. В то же время, как наука богословская, оно в значительной мере обращено должному, а не к сущему, к замыслу Божьему, а не к фактам человеческой жизни. Истину о человеке, его первозданном, падшем и преображенном, о его должном и недолжном поведении с точки зрения его богообразности и принадлежности Телу Христову, Нравственное богословие черпает из Священного Писания и Предания Церкви. Вместе с тем, исследованию подлежит сам человек, его душевные силы, способности и чувства, рассматриваемые в нравственной перспективе.

В свою очередь, говоря о предмете Нравственного богословия, стоит помнить, что любая дисциплина, которая называется богословской, своим предметом имеет истину о Боге, данную в откровении. Может показаться, что в самом названии есть некоторое противоречие, потому что нравственное – обращено к миру человеческому, в то время как богословие к Божественному. Однако на самом деле противоречия нет, так как предметом Нравственного богословия является замысел Божий о человеке и его поведении, то есть все то онтологически необходимое, что позволяет человеку достигать цели, ради которой он сотворен Богом. Конечно, богословский взгляд дополняется рассмотрением конкретных элементов человеческой жизни, но даже они изучаются не сами по себе, но именно в свете богообразности человека и призвания его к обожению.

В качестве богословской науки и учебной дисциплины Нравственное богословие основывается на вере в истинность Библейского откровения и доверии к последующей традиции жизни Церкви, выраженной в Предании. В то же время, в своих исследованиях авторы, которые занимаются нравственной проблематикой, нередко используют данные других наук. Так, например, опираясь на Священное Писание как на первоисточник, Нравственное богословие не занимается непосредственным историко-критическим или филологическим исследованием текста, но пользуется данными библейских наук, благодаря которым нравственные ценности и нормы оказывается возможным поместить в исторический и культурный контекст. При том, что тексты Ветхого и Нового Завета изучаются в целостности и воспринимаются как единое Священное Писание, нормы Ветхого рассматриваются через призму Нового, которому в случае возникновения противоречий отдается предпочтение.

Вместе со Священным Писанием в качестве источника Нравственное богословие обращается к святоотеческому наследию, в связи с чем непосредственным образом связано с дисциплинами патрологическими и шире филологическими, т.к. применение филологических методов анализа текста помогает адекватно понять его содержание и оценить место того или иного святоотеческого мнения в контексте всего вероучения Церкви.

Отдельно следует оговорить связь нравственного богословия, с богословием догматическим. Традиционно, еще со времен схоластики, исследователи Нравственного богословия говорят о том, что все откровение делится на две части: откровение о сущем и откровение должном. К первому относится все то, о чем говорит богословие догматическое, ко второму – богословие нравственное. Однако в XX веке ряд авторов выступили против такого разделения, подчеркивая, что вся богооткровенная истина может и должна быть рассматриваема - объективно, т.е. догматически, и субъективно, т.е. нравственно. Догматы о Троице, о Христе, о Церкви, как и все другие, имеют непосредственное отношение к человеку, к его поступкам и в конечном счете его призванию.

рис20.jpg

Подобный подход не означает воссоединения Нравственного богословия с догматическим, но выводит Нравственное богословие из области простой дидактики. Сама идея нравственной интерпретации догмата, конечно, не нова. В русском богословии значительное место нравственному истолкованию догматов уделял митр. Макарий (Булгаков).

Само слово «образование» предполагает, что человек, который его получает, достигает некоторого образа. В светском смысле образование предполагает достижение стандартного объема знаний, некоторого сформированного ученым сообществом образа квалифицированного специалиста. В отличие от светского, в духовном образовании, которое в широком смысле не сводится только к семинарскому и доступно всякому верному христианину, объем знаний имеет вторичное значение. Главной целью такого духовного образования является раскрытие в себе того образа, который Бог вложил в человека. Этот образ был поврежден в грехопадении, и восстановлен Богочеловеком Иисусом Христом. Именно поэтому в качестве важнейшего источника теологических и антропологических истин Нравственное богословие тесно связано с богословием догматическим, которое является квинтэссенцией вероучительной части Писания и Предания.

Тематически Нравственное богословие тесно связано с Аскетикой и Каноническим правом, т.к. все эти науки изучают сферу должного и недолжного для человека с точки зрения его богообразности и принадлежности Телу Христову. Исторически аскетика как наука, которая посвящена теории и практике личного христианского подвига, а также методам борьбы со страстями и стяжания добродетелей, была частью Нравственного богословия и выделилась в отдельный предмет сравнительно недавно. В противоположность аскетике, обращенной к внутреннему миру человека, каноническое право обращено к поступкам, нравственным или безнравственным. В основе оценки поступков христианина лежит их богословское осмысление, однако в Каноническом праве нравственные нормы оформляются юридически и включатся в правовую систему, приобретая облик законов, предполагающих применением санкций за их нарушение. В качестве вспомогательных источников по методологии Нравственное богословие тесно связано с науками философскими, у которых оно заимствует общенаучные методы исследования.

Говоря о соотношении Нравственного богословия с другими дисциплинами, традиционно говорят о связях этой науки с такой философской дисциплиной как этика. При этом стоит понимать, что в история соотношения Этики и Нравственного богословия в качестве школьных дисциплин, совершенно не равна истории соотношения самих нравственных картин мира, языческой и христианской или атеистической и христианской. Если само нравственное учение, уже при своем возникновении в начале I века столкнулось с множеством этических традиций, развивавшихся представителями античной философии, то в качестве науки Нравственное богословие возникает в контексте сугубо христианском. Только к XVII-XVIII веку, когда христианское нравоучение приобретает черты школьной дисциплины, оно сталкивается с необходимостью богословски и философски обосновать собственное содержание и отличие от возникших к тому времени атеистических концепций этики.

Важнейшей чертой, которая разделяет современную гуманистическую Этику и Нравственное богословие оказывается признание или непризнание существования личностного Бога, сотворившего мир и ведущего его к определенной цели. Это фундаментальное отличие влияет как на содержание, так и на методологию сравниваемых дисциплин. Практически в любой ситуации, которая требует ответа Нравственное богословие опирается на вероучение Церкви и выражает конкретное мнение, Этика приводит историю развития вопроса, но не берет на себя обязанность решать, какое из приведенных мнений, верно. Более того, невозможность окончательного решения в Этике буквально постулируется, потому что ни одна из школ не может претендовать на истину в последней инстанции. В содержательном отношении это последнее, значительно обогащает Этику, так как по любая тема, как теоретическая, так и практическая иллюстрируется самыми разными примерами, как религиозными, так и философскими.

рис21.jpg

Несмотря на то, что светскую этику и Нравственное богословие объединяет обращенность к этической проблематике, к состоянию и функциям нравственного сознания и проч., последнее имеет ряд существенных отличий, обусловленных его богословскими основаниями.

Во-первых, Этика и Нравственное богословие по-разному отвечают на вопрос о происхождении и статусе нравственного в человеке. Несмотря на то, что в этической науке однозначного ответа на этот вопрос нет, для большинства светских ученых представляется очевидным, что мораль социально обусловлена и ее зачатки имеют место уже в животном мире. Не отрицая биохимической основы многих психических процессов, Нравственное богословие утверждает, что нравственное сознание дано человеку Богом.

Во-вторых, Этика и Нравственное богословие говорят о разных источниках нравственных норм. Указывая на нормы общественной морали, светская этика не имеет объективных критериев для оценки тех или иных явлений, кроме апелляции к истории и привычным формам нравственной жизни. В свою очередь, в рамках Нравственного богословия, утверждается, что источником нравственных норм является Бог, Который сообщает человеку заповеди, соотнося их с мерой его духовного развития. Этим последним объясняется разница заповедей Ветхого и Нового Завета, которые могли отличаться в частностях, но совпадали в главном.

Отвечая на этические вопросы, Нравственное богословие опирается на письменные памятники как на источники ценностей и конкретных норм, обладающих абсолютным авторитетом для верующих (Мф. 19:17b). При этом богословские обоснования тех или иных норм, при всей своей убедительности происходят лишь постфактум, так как нормы не выводимы из человеческого опыта, но укоренены в воле Божией.

Еще одним важным элементом, отличающим Нравственное богословие от гуманистической этики, оказывается учение о грехе и греховной плененности человека, которое подробно изучается в рамках трех богословских дисциплин: догматического и нравственного богословия, также - аскетики. Обращаясь к осмыслению порока, этика практически ничего не говорит о его природе и развитии и тем более преодолении. В известной степени, из светских дисциплин в этой сфере развивается психология, что косвенно влияет на возникшее в последние годы противопоставление пастырства и психотерапии.

Наконец, в отличие от этики, Нравственное богословие телеологично, т.к. утверждает существование универсальной общечеловеческой цели жизни, предусмотренной Богом прежде создания мира. Законы и нормы, о которых говорит этика, не обуславливают достижения смысла жизни, но просто позволяют ему достойно существовать. В то же время, заповеди воспринимаются не просто как условия, но ведут человека к достижению смысла жизни. В то же время, признавая необходимость нравственных поступков, Нравственное богословие не утверждает их достаточности и подчеркивает, что цель – всегда результат соработничества Бога и человека.

Задачи и структура курса Нравственное богословие

Последнее, о чем необходимо сказать, это задачи и структура курса Нравственного богословия, а также перспективы его развития.

Первоначально христианское нравоучение было ориентировано исключительно на практические нужды и не предполагало постановки и решения теоретических задач. Однако, довольно рано в контексте развития богословской антропологии в святоотеческих творениях появились трактаты о воле, стыде, совести, свободе и других нравственных категориях. Кроме того, довольно рано появляются тексты, в которых ставятся вопросы о природе добра и зла, о добродетели и проке, описывается процесс их внутреннего развития. Постепенно оформляясь в качестве науки, Нравственное богословие формулирует научные задачи, основными из которых оказываются исследование и описание нравственного мира человека в свете христианской антропологии, а также изложение и систематизация христианских представлений о должном и недолжном.

До середины XIX века структура Нравственного богословия как учебной дисциплины от учебника к учебнику разнилась. После появления в 1867 году официальной одобренной Святейшим Синодом программы, и до конца синодального периода учебники состояли из двух частей: теоретической и практической.

рис22.jpg

Часть первая предполагала описание нравственного закона Божьего, природы нравственного сознания, первоначального состоянии человека и его изменении после грехопадения, о грехах и добродетелях. Вторая часть была значительно большей по объему и была посвящена описанию частых обязанностей христианина по отношению к Богу, самому себе и ближним.

В настоящее время, обязательного одобренного плана дисциплины Нравственное богословие, не существует. На сайте учебного комитета представлены типовые программы, которые написаны в рамках проекта сетевого взаимодействия и носят скорее рекомендательный характер. В то же время, очевидно, что существуют разделы, которые можно было бы назвать общепринятыми.

Как этическая и богословская дисциплина, Нравственное богословие предполагает анализ основных теоретических понятий философского и богословского характера, связанных с нравственной жизнью. Кроме вводных тем посвященных определению нравственности, этики и морали, в первом разделе могут быть поставлены вопросы о предмете и методе этических и богословских наук, о соотношении нравственности и религиозной веры, Нравственного богословия с философскими и богословскими дисциплинами.

В некоторых учебниках Нравственного богословия можно встретить раздел, связанный с историей этики, в котором большое значение уделялось этике Месопотамии, Египта и Античности. В учебниках XIX- нач. XX века существовал специальный раздел, посвященный сравнению православного нравственного учения с католическим и протестантским. Кроме того, нередко в подобные разделы включались сравнительный анализ изучаемой дисциплины с утилитаризмом, эвдемонизмом, социализмом и др. этическими течениями.

Следующий раздел посвящен антропологическим аспектам Нравственного богословия. В первую очередь авторы традиционно обращаются к человеку в его первоначальном состоянии и проблеме естественного нравственного закона. Здесь выясняются понятия богообразности человека, его свободы и способности к творчеству. Общепринятые этические понятия и категории нравственное сознание, нравственное чувство, стыд, долг и совесть помещаются в богословский контекст. Кроме того, одной из важнейших частей подобного раздела, является описание нравственных изменений, привнесенных в жизнь человека первородным грехом. Традиционно в учебниках подчеркивается существенная разница между человеком, находящимся «под грехом» и тем, кто спасен Христом и облагодатствован в таинстве крещения.

Один из ключевых разделов Нравственного богословия посвящен подробному изучению источников: ветхозаветной и новозаветной этики; святоотеческих произведений морально-аскетического характера; церковных канонов, нравственных аспектов богослужения и таинств. Традиционно в изложении ветхозаветной этики важнейшую роль играет Декалог, в то время как в новозаветной, центральное место занимает описание нравственного образа Господа Иисуса Христа и изложение Нагорной проповеди.

Значительную часть курса Нравственное богословие занимают практические наставления, связанные со спецификой христианской жизни в мире. В учебниках дореволюционного периода особенное внимание уделялось различным формам христианского благочестия и аскетической жизни: богопочитанию, посещению храма, молитве, посту и др. Современные авторы больше внимания уделяют нравственным аспектам межчеловеческого общения: христианским основам брака и церковному воспитанию детей, отношению христиан к своим общественным обязанностям и проч.

Впрочем, за последние десятилетия появилось немало тем, которые не были известны авторам прошлого и являются перспективными направлениями для исследования. Так, новым полем для нравственного богословия является христианская биоэтика. Основным содержанием этого раздела являются темы, связанные с христианским взглядом на зачатие и планирование семьи, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, абортов, трансплантологии, использования технических средств для поддержания жизни, а также проблемы паллиативной медицины и христианского сопровождения умирающих. Кроме того, появление новых профессий, развитие банковской и инвестиционной сферы предполагает актуализацию исследований христианского отношения к труду, предпринимательству, а также различным вопросам экономической сферы. Наконец, важным и перспективным оказывается изучение проблем, связанных с кризисом перепроизводства, социальным неравенством, состоянием окружающей среды, уходом человека в киберпространство и развитием искусственного интеллекта.

Библиография

1. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901.

2. Олесницкий М.А. История нравственности и нравственных учений. Киев., 1882.,

3. Гренков А.И. Первоначальное происхождение науки о христианском нравоучении и краткая ее история // Православный собеседник. 1875. Ч. 1; «Нравственно-богословские этюды». Казань, 1875.

4. Harakas, Stanley S. Toward Transfigured Life: The Theoria of Eastern Orthodox Ethics (1983)

5. Perry T. Hamalis Eastern Orthodox Ethics The International Encyclopedia of Ethics Edited by Hugh LaFollette, print pages 1525–1535., 2013 Blackwell Publishing Ltd. Published, 2013

Обязательные для прочтения источники и литература

1.     Феофан Затворник (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. 

2.     Янышев И.Л., прот. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906.

3.     Олесникий М.А. Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896.

4.     Stanley S. Toward Transfigured Life: The Theoria of Eastern Orthodox Ethics,. 1983

5.     Виген Гуроян Воплощенная любовь. Очерки православной этики. М.: ББИ, 2002.

6.     Прот. Джон Брек Священный дар жизни. М.: Паломник, 2004.

7.     Прот. Игорь Прекуп Христианская этика по десятословию, — Sanktum, — 2012.

8.     «Возможна ли нравственность» независимая от религии? /Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.

Почему Нравственное богословие на самом деле не скучно?

Скукой можно назвать тягостное состояние, которое сопровождает отсутствие занятий или интереса к тому, что происходит вокруг. Почему же науку о жизни, о том каким быть и как поступать, можно было посчитать скучной? В первую очередь потому, что все определения, которые давались были крайне сухими и схоластичным, а все советы носили самый общий и главное очевидный характер. Неслучайно, некоторые авторы отмечали, что вместо того, чтобы изучать Нравственное достаточно читать Священное Писание, в котором и так все заповеди уже даны.

На самом деле, налицо явное упрощение, потому что на многие простые и сложные вопросы нравственной жизни, Евангелие не дает ответов, сообщая человеку некоторый «этос» - общий взгляд на вопросы должного, который позволяет ему принимать самостоятельные решения в каждом конкретном случае. Эти случаи можно было бы, продолжая средневековую традицию, называть «casibus conscientiae» - «погрешности/сложные случаи совести», потому что путь исполнения заповедей никогда не бывает простым, но всегда предполагает массу условий, предшествующих и последующих поступку или событию. Нравственные ценности лишь кажутся объективными, пока существуют в теории и не накладываются на конкретные ситуации, изнутри которых человек действует. Иными словами, рассуждение о нравственных вопросах – это всегда увлекательное путешествие, в котором ответы/пути только кажутся одинаковыми, на самом деле являясь совершенно неповторимыми.




[1]Варавва В.В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе – Вестник ВГУ, 2008, -№ 1, - С. 47.


[2] Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901. С. 4.


[3] См. Олесницкий М.А. История нравственности и нравственных учений. Киев., 1882., С. 110.



Священник Стефан Домусчи кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент

Учебный комитет