Семинар «Сирийские мистики VII-VIII вв.», состоявшийся 28 июня 2021, в ходе которого Максим Глебович Калинин совместно с участниками семинара читал и комментировал заключительные 89-91 изречения из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана и 1-10 главы из второй сотницы «Глав о ведении» Исаака Сирина, объединённые общей темой откровения. Оглавление: 0:06 — Планы семинара. Введение, основные выводы последних встреч, дополнения и параллели к 88-му изречению из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. 12:09 — изречения 89-91-е. Божественная непостижимость и познание Бога в неведении. Обожение человека во Христе. Представление об общении человеческих и божественных свойств Христа в Церкви Востока. 25:44 — Параллельное место из новооткрытых фрагментов «Глав о ведении» Иосифа Хаззайи. 35:20 — Заключительные выводы в отношении «Глав о ведении» Афнимарана. Первые 12 глав из второй сотницы «Глав о ведении» Исаака Сирина. 1 глава. Откровение и изменение. 39:36 — 2-я глава из Исаака Сирина. Слово человеческое и Слово Божественное. Чистая молитва и молитва духовная. 54:19 — 3-я глава из Исаака Сирина. Два века. Будущий век как причина века нынешнего. Образ Сеятеля. Предвечный божественный замысел о мире. 1:14:27 — 4-я глава из Исаака Сирина. О первых стихах из Книги Бытия. Этапы домостроительства. Вопросы слушателей. 1:30:27 — 5-я глава из Исаака Сирина. Три вида исполнения добродетели: телесное, сердечное (душевное) и духовное делание. Опыт изумления. 1:39:22 — главы 6-8, 10. Единовидное созерцание: первое, единое, духовное. Понятия «единородный» и «первенец». Первый свет и созерцание ангелов. _______ Запись и подробная информация о семинаре «Сирийские мистики VII-VIII вв.»: https://7seminarov.com/syrian_mysticism
Как в Византии встретились философия и религия, античные представления о красоте и добродетели перетекли в христианскую этику, а сократовский «троллинг» стал почвой для ересей? Смотрите запись лекции о «встречах на высшем уровне» в интеллектуальной жизни Восточной Римской империи. В кадре — Игорь Иванов, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала «Труды и переводы». 01:50 От античной калокагатии к христианской этике 07:30 «Внешняя» и «внутренняя» философия в координатах разума и веры 14:55 Византийский гуманизим как точка конфликта 19:55 Восточнохристианская философия: персоналия и периодизация 25:30 Сократовский «троллинг» как почва для ересей 31:12 Аристотель — о теологии, Иоанн Дамаскин — о философии 39:35 Континуитет античной мысли в христианском эллинизме. Обращение к Эпиктету 45:20 Антоний Великий и Платон — о бессмертии души 50:00 Антоний Великий, Эпикур, Марк Аврелий — о контроле разума над душой 58:25 Добродетели в античной философии и Христианстве 01:06:25 Христианская критика античной онтологии 01:13:30 Встреча Аристотеля и Платона в Восточном Христианстве.
Сердце мира: Страдание Опыт совместного прочтения «Сердца мира», ранней работы Бальтазара, поможет выделить те лейтмотивы его мысли, которые разовьются в его зрелой богословской «системе». Будем читать ее вторую часть, «Страдание».