ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 41 42 43 44 45 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Н.В. Брагинская «Катарсис: очищение (от) страстей?» (10.03.2021)

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=VL0Y98BuOlw

Доклад Нины Владимировны Брагинской о катарсисе, прочитанный на презентации коллективной монографии «Клио в зазеркалье. Исторический аргумент в гуманитарной и социальной теории» в ходе семинара Факультета гуманитарных наук «Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке».

Подробнее о издании https://www.nlobooks.ru/books/nauchnaya_biblioteka/22984/

Аристотель в «Поэтике» упоминает катарсис как цель трагедии всего один раз, а вот обсуждение того, что такое этот катарсис, составляет целую библиотеку. Более сорока теорий катарсиса получили свои названия в восьмисотстраничном исследовании учения Аристотеля об искусстве М.М. Позднева. Все они опираются прежде всего на это единственное упоминание катарсиса в «Поэтике». Образованные люди, как правило, слышали что-то о катарсисе (очищении) страстей или очищении от страстей, о возвышающем эффекте переживания страха и сострадания. Однако есть серьезные сомнения в том, что у самого Аристотеля идет речь именно о страстях или переживаниях, именно об очищении самих страстей или человека от них. В самой древней рукописи «Поэтики», с которой делались списки в 15-16 вв., и в некоторых средневековых переводах другой, тоже очень древней рукописи, речи о страстях нет вообще. Как же появилось такое слово, на чем основана теория понимания катарсиса страстей/от страстей? Какова мысль Аристотеля, выраженная в оригинальном тексте? Понимали ли древние под катарсисом всегда одно и то же или катарсисов было много разных? Чем отличается катарсис у Платона от катарсиса у Аристотеля, катарсис «Поэтики» от катарсиса «Политики», что такое катарсис пифагорейский, сократический, иератический, дидактический и т.д. — обо всем этом идёт речь в докладе.
Оглавление:
0:07 — Вступление.
1:26 — Определение трагедии в «Поэтике» Аристотеля.
3:34 — О труде Михаила Позднева «Психология искусства. Учение Аристотеля» и о теориях катарсиса.
5:56 — История чтения, понимания и исправлений аристотелевского определения трагедии и выражения παθημάτων κάθαρσιν.
08:23 — Чтение старейшей рукописи Parisinus 1741 (А): μαθημάτων κάθαρσιν.
12:31 — Метафорический потенциал слова «катарсис».
16:41 — Классификации катарсиса (Ямвлих, Пифагор, Олимпиодор Младший)
22:33 — Противопоставление очищения и научения.
24:53 — Латинский перевод «Поэтики» 1278 года. Катарсис: психологический эффект или умственное умозаключение?
26:48 — παθήματα = μαθήματα. Представление о «трагедии» у Аристотеля. Страх и жалость — эмоции или события?
32:27 — Катартические искусства в «Софисте» Платона.
34:30 — Аргументы в пользу «παθηματα».
36:56 — Заключение.

Лаборатория Ненужных Вещей
 
Вышла книга по истории кальвинизма в Германии

Бережная Н.А. В битве за истинную веру. Кальвинизм в Германии в XVI веке. СПБ.: Наука, 2021.
Бережная Наталья Александровна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Средних веков Института истории СПбГУ.
Монография Н.А. Бережной посвящена установлению кальвинистской модели реформации в Пфальце. В книге анализируется и реконструируется биография Фридриха III, курфюста Пфальца, исследуются предпосылки и причины появления пфальцского кальвинизма, рассматриваются религиозные взгляды как Фридриха, так и Филиппа Меланхтона, преемника Лютера.
Содержание:
Предисловие
Глава 1. Пфальцская Реформация в источниках и свидетельствах современников.
Глава 2. Меланхтон в свете богословских споров в Германии 1546-1560 гг.
Глава 3. Особенности религиозного развития Пфальца в 1517-1559 гг.
Глава 4. Княжество Зиммери в XVI в.
Глава 5. Фридрих, пфальцграф Зиммернский: от католицизма к евангелической вере.
Глава 6. Гейдельбергский религиозный конфликт: теории и действующие лица.
Глава 7. Кальвинизм как альтернативный религиозный выбор в Германии XVI в.
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Примечания
Библиография
Список сокращений

Подробнее http://academbook.ru/detail.aspx?id=42521
 
«Eolas», журнал Американского общества по изучению ирландского Средневековья (https://asims.org/), принимает статьи для включения в выпуск, выход которого запланирован на 2022 год. Темы статей могут касаться разнообразных вопросов истории, филологии, теологии, археологии, литературы и искусства средневековой Ирландии. Также в журнал принимаются рецензии.

Статьи размером от 7,000 до 10,000 слов принимаются до 15 октября 2021 года. В начале статьи необходимо разместить краткую аннотацию (50-150 слов). Тексты необходимо отправить по адресу - prestonmatto@adelphi.edu (Editor: Dr. Lahney Preston-Matto) в виде файла-Word.
Подробней обо всех правилах оформления можно узнать по адресу: https://asims.org/eolas/

Vox medii aevi
Страницы: Пред. 1 ... 41 42 43 44 45 След.