ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 8 9 10 11 12 ... 20 След.
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Русская икона. Показывает Андрей Болдырев 168 Баранов В.В. Новые исследования Звенигородского чина

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=5-uSWnhLsEs

Русская икона. Показывает Андрей Болдырев
 
Берташ Александр Витальевич, протоиерей
Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи

Ссылка на статью:
Берташ А. В. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 132-152.

https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/5/41/article/7477

DOI: 10.15382/sturV202141.132-152
Аннотация

В статье рассматривается история строительства и архитектура одного из самых значимых памятников русского стиля начала ХХ в. — Успенского собора Пюхтицкого монастыря в Эстонии, построенного на месте разобранного старого храма в 1907–1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука, ученика автора проекта монастыря, академика, профессора М. Т. Преображенского. Особенности архитектуры и семантика посвящения собора позволяют поместить его в ряд крестово-купольных центрических русских соборных храмов и включить в иконографическую линию Успенских храмов начиная с XI в. — собора Киево-Печерского монастыря, что показывает консерватизм объемно-пространственного решения православного храмостроительства при разнообразии художественных форм. Ближе всего архитектура собора Пюхтицкого монастыря к типу «больших соборов» XVII в., которым свойственно «церковно-державное содержание». Собор в Пюхтице и ряд храмов соборного типа рубежа XIX–XX вв. можно отнести к особому, «ретроспективному», направлению русского стиля. Его прототипы — не только указанные выше древнерусские образцы, но и центрические соборы, которые проектировал основоположник русского стиля К. А. Тон («стилизация стилизации»). Как и проекты Тона, храмы данной группы отличаются монументальностью и сдержанным, не самоценным, декоративным убранством, отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены от церквей в стиле московско-ярославского узорочья XVII в., строившихся в 1880–1900-е гг. В архитектуре собора, прекрасно соотнесенного с природным окружением, присутствует также эстонский колорит, в частности благодаря использованию местных строительных материалов. Рассматриваются биографии жертвователей и архитекторов, принимавших участие в проектировании собора на первом этапе, когда предполагалась постройка храма с преобладающими чертами московско-ярославского стиля. Один из архитекторов, А. Т. Владимиров, с высокой долей вероятности, является автором проекта церкви св. Иоанна Лествичника в Московском Донском монастыре — усыпальницы жертвователя на постройку Пюхтицкого собора генерала И. Ф. Терещенко.
 
Малацай Людмила Викторовна; Мошковская Янна Алексеевна
О музыкальном прочтении богослужебных текстов в концертном цикле В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста»

Ссылка на статью:
Малацай Л. В., Мошковская Я. А. О музыкальном прочтении богослужебных текстов в концертном цикле В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 109-131.

https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/5/41/article/7470

DOI: 10.15382/sturV202141.109-131
Аннотация

Методологию статьи определяет комплексный подход к анализу концертного цикла В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста». Исследование выполнено с опорой на фундаментальные основания музыкознания, литургики, хороведения. Сведения о предшествующих написанию литургического цикла этапах творчества и хронологии концертного исполнения отдельных номеров цикла факультетским хором Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова под управлением Ю. И. Васильева получены авторами в беседе с супругой композитора — Э. Я. Ходош. В анализе цикла прежде всего обращено внимание на параметр формы, текстомузыкальной в своей сути, исходящей из содержания и структуры лежащего в основе произведения богослужебного текста, на специфику интонационно-мелодических комплексов, соответствие мелодического оформления просодии текстам молитвословий. Дана характеристика музыкальной ткани в ее непосредственной связи с принципами озвучивания текста молитвословий, отмечается общий колорит звучания, его соответствие логике композиционного развертывания. Свободные переходы от одного вида фактуры к другому отмечены как признак концертного стиля песнопений. На основе целостного анализа литургического цикла В. С. Ходоша сделаны общие выводы, констатирующие, с одной стороны, индивидуальность авторского прочтения текста молитвословий, с другой — своеобразное претворение в нем общих для отечественных композиторов рубежа XX–XXI в. стилистических принципов, проявляющихся в синтезе русского и европейского, классического и современного начал.
Страницы: Пред. 1 ... 8 9 10 11 12 ... 20 След.