admin (Все сообщения пользователя)

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 209 След.
Книги, Книги полезные для историков и студентов, изучающих дисциплины исторического цикла
 
ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ СМЕРТИ И ОБРЯДА ПОГРЕБЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-41-59

В. Ю. Даренский
Луганский государственный педагогический университет, Украина
darenskiy1972@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2042-5527

Аннотация
В статье на разнообразном культурном материале рассматривается важный визуальный аспект русской культуры, в котором ярко выразился русский религиозный характер, воспитанный Православием. В современную эпоху секуляризации он во многом сохраняется и продолжает определять мироощущение людей. Рассмотрены суждения митрополита Антония Сурожского об отличиях православного и западного восприятия смерти и умерших людей. Особое русское переживание смерти и обряда погребения показано на примерах рассказов И. Бунина «Преображение» и Г. Газданова «Панихида». Смерть здесь понимается как начало воскресения – как новое рождение человека в вечность, а не как всего лишь конец земной жизни, что более характерно для западного сознания. Преображение души героя, случившееся при чтении Псалтыри над умершей матерью, превращается в космогонический процесс преображения всей жизни и всего бытия – явленный прообраз того преображения, которое будет после конца мира сего. Оно может переживаться как реальный факт душевной и духовной жизни человека только в этой ситуации непосредственной близости с умершим человеком. Панихида как «кратковременное вторжение вечности» – это «формула» русского понимания смерти. Отторжение мёртвых, страх и отвращение перед ними, характерные для западной ментальности, привели к появлению в культуре образа вампира – олицетворения мёртвого человека как такового. Если предельным символом умершего человека в Православии являются нетленные мощи, то для западной культуры таким предельным символом стал вампир. Кроме того, приукрашивание умерших, чтобы они выглядели «как живые», очень характерно для западного человека, поскольку он не хочет видеть смерть, а хочет лишь сохранить память о человеке в этом мире. Однако на высоте поэтического вдохновения и глубочайшей душевной скорби в западном человеке пробуждается переживание смерти, очень близкое человеку православному, – смерти как пасхального таинства вступления в вечную жизнь и чаяния будущего телесного воскресения, исповедуемого в «Символе веры». Понимание смерти, заложенное в «коде» русской культуры, проявляется и тогда, когда автор далёк и от национального менталитета, и от православной веры, – поскольку этот «код» столь силён, что подчиняет себе автора через язык самой культурной традиции.

Ключевые слова: визуальное, русская культура, религиозная символика, смерть, погребение, преображение, панихида

Библиография

Адамович 2005 – Адамович Г. Полное собрание стихотворений. Санкт-Петербург, 2005.

Антоний 2002 – Антоний, митрополит Сурожский. Труды. Книга первая. Москва, 2002.

Антонов 2007 – Антонов С. А. Тонкая красная линия. Заметки о вампирической парадигме в западной литературе и культуре // «Гость Дракулы» и другие истории о вампирах. Санкт-Петербург, 2007. С. 5–86.

Баратынский 1989 – Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. Ленинград, 1989.

Бродский 2001 – Бродский И. Сочинения. Том I. Санкт-Петербург, 2001.

Булгаков 1996 – Булгаков С. Н. Софиология смерти // Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва, 1996. С. 273–306.

Бунин 2006 – Бунин И. А. Преображение // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4. Москва, 2006. С. 199–202.

Вересаев 1961 – Вересаев В. В. Из книги «Записи для себя» // Вересаев В. В. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 5. Москва, 1961. С. 472–527.

Вовенарг 1988 – Вовенарг Л. де Клопье. Размышления и Максимы. Ленинград, 1988.

Газданов 2009 – Газданов Г. Панихида // Газданов Г. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Москва, 2009. С. 528–538.

Державин 1851 – Державин Г. Р. Сочинения. Том первый. Санкт-Петербург, 1851.

Карсавин 1992 – Карсавин Л. П. Поэма о смерти // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Том 1. Москва, 1992. С. 235–305.

Карсавин 1994 – Карсавин Л. П. О началах // Символ. 1994. № 31. С. 177–350.

Коути, Харса 2012 – Коути Е., Харса Н. Суеверия викторианской Англии. Москва, 2012.

Победоносцев 2011 – Победоносцев К. П. Государство и Церковь. Том II. Москва, 2011.

Проскурина 2016 – Проскурина Е. Н. Художественная философия смерти в новеллистике Г. Газданова // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. С. 72–82.

Симеон 1994 – Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный. Псалтырь рифмотворная // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. Москва, 1994. С. 55–186.

Терешкина 2014 – Терешкина Д. Б. «Егда душа от тѣла нуждею разлучается, ужасна тайна всѣмъ и страшна» (Смерть в синодике Новоезерского монастыря) // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2014. № 1. С. 143–153.

Флобер 1989 – Флобер Г. Госпожа Бовари. Повести. Лексикон прописных истин / Пер. с фр. Москва, 1989.

Сведения об авторе

Виталий Юрьевич Даренский
доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Луганский государственный педагогический университет.
Ул. Оборонная 2, Луганск, Украина, 91011
E-mail: darenskiy1972@rambler.ru

Для цитирования:
Даренский В. Ю. Вероисповедальная символика переживания смерти и обряда погребения в русской православной культуре // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 41–59.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-41-59
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
ОБРАЗ БОЖЬЕГО МИЛОСЕРДИЯ: ВИЗУАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЧЕСТВЕ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-105-118

Т. А. Фолиева
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия
tatiana_folieva@yahoo.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6631-6022

Аннотация
Культ Божьего Милосердия появился в первой трети XX века в Польше и благодаря усилиям нескольких священников и при поддержке папы Римского Иоанна Павла II стал популярен во многих католических странах. Культ связан с фигурой визионерки, католической святой Фаустины Ковальской (1905–1938). Она происходила из бедной семьи, не получила никакого образования (в том числе теологического), приняла монашество в возрасте 21 года. С детства у Фаустины были видения, в которых ей являлся Иисус Христос. Он говорил о Божьем Милосердии, Венчике Милосердия и просил сестру, чтобы она способствовала созданию Образа Божьего Милосердия. После принятия вечных обетов Фаустина рассказывает о видениях своему духовнику о. Михаилу Сопоцько, который сначала отправляет её на психиатрическое освидетельствование, а убедившись, что сестра здорова, помогает ей в создании Образа. После смерти Фаустины, в течение пятидесяти лет формируется традиция теологии милосердия, которая станет основой понтификата Иоанна Павла II. В данной статье мы рассматриваем только одну сторону почитания Божьего Милосердия, а именно историю Образа Иисуса Милосердного от первого изображения, которое было создано при непосредственном участии св. Фаустины Ковальской художником Евгениушем Казимировским (1873–1939), до вариаций Образа, которые были написаны в 60–80-ее гг. ХХ столетия. Сестра Фаустина и её видения символизируют новый этап в католической теологии, причём это касается не только обращения к Милосердию, но и произошедшего визуального поворота в благочестии.

Ключевые слова: католицизм, теология милосердия, Фаустина Ковальская, Образ Божьего Милосердия, современная католическая теологическая мысль

Библиография

Ковальская 1993 – Божие милосердие в моей душе. Дневник блаженной Фаустины Ковальской / Перевод с польск. И. Баранова. Москва, 1993.

Фолиева 2020 – Фолиева Т. А. «Фаустина Ковальская — учитель Церкви?»: о некоторых тенденциях в современной католической теологии в Польше // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 47–58.

Cichońska 2021 – Cichońska B. Historia Obrazu // Sopocko.pl. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sopocko.pl/historia-obrazu/ (дата обращения: 20.04.2021).

Garnett, Harris 2013 – Garnett J., Harris A. Canvassing the Faithful: Image, Agency and the Lived Religiosity of Devotion to the Divine Mercy // Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 4: Prayer in Religion and Spirituality. Leiden, 2013. P. 77–102. https://doi.org/10.1163/9789004260498_006.

Gorczyca 2015 – Gorczyca A. J. Kult obrazu Jezusa Miłosiernego w Narodowym Sanktuarium Bożego Miłosierdzia w Stockbridge (USA). Opole, 2015.

Krawczyk 2017 – Krawczyk K. Malarz Bożego Miłosierdzia – Adolf Hyła // Ekai.pl. 2017. 23 kwietnia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekai.pl/adolf-hyla-malarz-bozego-milosierdzia-rozmowa-z-ks-dr-piotrem-szweda-ms/ (дата обращения: 20.04.2021).

Morgan 2008 – Morgan D. The Sacred Heart of Jesus: The Visual Evolution of a Devotion. Amsterdam, 2008.

Sopoćko 2005 – Sopoćko M. Jezus Król Miłosierdzia. Artykuły z lat 1936–1975. Warszawa, 2005.

Witko 2003 – Witko A. Boża tajemnica miłosierdzia: święta Faustyna i Nabożeństwo do Miłosierdzia Bożego. Kraków, 2003.

Сведения об авторе

Татьяна Александровна Фолиева
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Ул. Новокузнецкая 23 Б, Москва, Россия, 115184
E-mail: tatiana_folieva@yahoo.com

Для цитирования:
Фолиева Т. А. Образ Божьего Милосердия: визуальное богословие в современном католичестве // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 105–118.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-105-118

https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/54
Филология, Источники, мероприятия, новости.
 
НОВГОРОДСКАЯ ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕКСТ И ОБРАЗ

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-85-104

Д. Б. Терешкина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новгородский филиал), Великий Новгород, Россия
terdb@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2079-1116

Аннотация
Новгородская житийная литература чрезвычайно богата. Большое количество монастырей, окружавших Новгород, святые, подвизавшиеся в самом Новгороде, прекрасная сохранность новгородских древностей (рукописей, памятников литературы, иконописи, зодчества), обусловленная историей Новгородской земли (Новгород избежал разорения монголо-татарами, всегда сохранял собственную уникальность, заключавшуюся, кроме вечевого республиканского уклада, в свободном определении форм эстетического выражения), – всё это обусловило богатство новгородской агиографии, насчитывающей более сотни произведений. Основу новгородской житийной литературы составляют наиболее древние и «авторитетные» жития «популярных» святых: Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Варлаама Хутынского, Михаила Клопского, Евфимия Вяжищского и др., сохранившиеся в большом количестве списков. Древненовгородская агиография развивалась, вероятно, начиная с XIII в. и заканчивая первой половиной XVIII в. Она, как наиболее представительный средневековый жанр, отразила специфические особенности древненовгородской литературы, до сих пор являющиеся предметом научной дискуссии. Тем не менее можно, как нам кажется, выделить особенности новгородской средневековой литературы. К ним относится большое количество летописных сводов (а также, что является пока исключительно новгородским установленным феноменом, постоянно ведущаяся летопись), богатство и разнообразие других литературных жанров (сказаний, житий, повестей, хождений), взаимопроникновение жанров (видение или чудо как иконный образ и как литературное произведение, визуальное отражение литературного сюжета – «Сказание о битве новгородцев с суздальцами» и др.), простота, лаконичность, безыскусность стиля, открытость к заимствованиям, внимание к местным темам и событиям. Специфика новгородской средневековой житийной литературы отражает и расширяет представления об особенностях древненовгородской литературы в целом. Агиография средневекового Новгорода характеризуется изображением исторических событий, связанных с вечевым укладом города, описанием противоречивости новгородцев в отношении к новгородским иерархам, повседневной жизни города, новгородских реалий – Судного моста, Волхова, двух «сторон» Новгорода, всегда находившихся в противостоянии друг другу. Одной из специфических особенностей новгородской житийной литературы является высокая достоверность текстов, подтверждающаяся сохранившимися до наших дней реалиями, отражёнными в житиях, и даже местными традициями поклонения святым. В Новгороде на самом деле существует феномен «живой истории», реализующейся, в том числе, в перекличке целой сети памятников – литературных, иконографических, архитектурных, а также в ряде источников деловой и художественной письменности, напрямую или косвенно подтверждающих изображённые в новгородской литературе события. Всё отмеченное позволяет утверждать о гораздо большей историчности житийной литературы (в данном случае – новгородской), чем было принято считать ранее.

Ключевые слова: Новгород, жития святых, историчность, достоверность, локальность тем и идей, простота, изобразительность, текст, образ

Библиография

Варлаам 1881 – Общество любителей древней письменности. Вып. 41: Житие Варлаама Хутынского. Санкт-Петербург, 1881.

Власов 1995 – Власов А. Н. Устюжская литература XVI–XVII веков. Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995.

Гачев 1988 – Гачев Г. Национальные образы мира. Москва, 1988.

Гордиенко 2001 – Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. Санкт-Петербург, 2001.

Дмитриев 1984 – Видение хутынского пономаря Тарасия / Подг. текста, пер., комм. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. Москва, 1984. С. 416–421.

Дмитриев, Лихачёв 1981 – Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. / Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. Москва, 1981.

Дмитриева 1994 – Дмитриева Р. П. Введение // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Санкт-Петербург, 1994. С. 3–11.

Колобанов 1982 – Колобанов В. А. Владимиро-суздальские литературные памятники XIV–XVI веков. Москва, 1982.

Крушельницкая 1996 – Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Санкт-Петербург, 1996.

Лихачёв 1945 – Лихачёв Д. С. Новгородская летопись XIII–XIV вв. // История русской литературы в 10 томах. Том 2. Часть 1: Литература 1220-х – 1580-х гг. Москва, Ленинград, 1945. С. 114–121.

Лихачёв 1964 – Лихачёв Д. С. Памятники искусства в литературе Новгорода // Новгород. К 1100-летию города / Под ред. М. Н. Тихомирова. Москва, 1964. С. 48–56.

Охотникова 1985 – Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исследование и тексты. Ленинград, 1985.

Охотникова 2003 – Охотникова В. И. Литература древнего Пскова // Псковский край в литературе. Псков, 2003. С. 7–76.

Пиккио 2002 – Пиккио Р. История древнерусской литературы / Пер. с итал. Москва, 2002.

Пятнов 1982 – Пятнов П. В. Жанры новгородской литературы XIII–XV вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Москва, 1982.

Руди 1996 – Руди Т. Р. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной). Санкт-Петербург, 1996.

Сажин 2000 – Русская провинция: миф – текст – реальность / Под ред. В. Н. Сажина. Москва, Санкт-Петербург, 2000.

Семячко 2005 – Семячко С.А. Проблемы изучения региональных агиографических традиций (на примере вологодской агиографии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. Санкт-Петербург, 2005. С. 122–142.

Смирнов, Смолицкий 1978 – Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция // Новгородские былины. Москва, 1978. C. 314–335.

Терешкина 2001 – Максимова (Терешкина) Д. Б. Житийные памятники, посвящённые Нифонту Новгородскому: литературная история текстов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Великий Новгород, 2001.

Терешкина 2002 – Максимова (Терешкина) Д. Б. Видение Нифонту и Нифонт в Видении Дорофею: связь времён и текстов // Время и текст. Историко-литературный сборник. Санкт-Петербург, 2002. С. 18–29.

Терешкина 2006 – Терешкина Д. Б. Новгородская житийная литература. Великий Новгород, 2006.

Терешкина 2015 – Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» и русская словесность Нового времени. Великий Новгород, 2015.

Чистов 1986 – Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.

Чмыхало 1983 – Чмыхало Б. А. Литература Сибири XVII–XVIII вв. Красноярск, 1983.

Сведения об авторе

Дарья Борисовна Терешкина
доктор филологических наук, профессор кафедры кадровой политики и управления персоналом.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новгородский филиал).
Ул. Германа 31, Великий Новгород, Россия, 173003
E-mail: terdb@mail.ru

Для цитирования:
Терешкина Д. Б. Новгородская житийная литература: текст и образ // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 85–104.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-85-104

https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/53
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 209 След.