ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 158 След.
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Ранние иконы / Лекция

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=ge_za-jgbVs

Приглашаем на вторую лекцию цикла «Русское средневековое искусство», который ведет Алексей Геннадьевич Барков, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Древнейшие иконы, о которых пойдет речь на лекции, относятся к так называемому «домонгольскому» этапу русской культуры. Этот период охватывает значительный временной отрезок: от конца Х века до 1237 года. Однако памятников этого периода, дошедших до нас, совсем немного – чуть более двух десятков. Они разнородны по своему составу: по большей части это огромные храмовые образы, зачастую заменявшие монументальные росписи, но также встречаются и камерные моленные образы. Их происхождение, за редким исключением, невозможно проследить документально. Принадлежность к тому или иному художественному центру, как правило, устанавливается исключительно по формальным признакам.
Принято считать, что русские иконы, в сравнении византийскими, уступают в технологическом плане, однако простота и лаконичность приемов нисколько не снижает силу их художественной выразительности. Так сложилось, что, не имея своей письменной богословской традиции, именно икона стала главным способом Богообщения. Без осмысления этого явления невозможно понимание русской культуры в целом.
Подробнее о цикле «Русское средневековое искусство»:
Предлагаемый курс посвящен главным этапам и наиболее значимым памятникам в истории русского искусства XI – XVII веков. Курс рассчитан на широкую аудиторию разной степени подготовленности – как для тех, кто впервые будет знакомиться с этим явлением, так и для «продвинутых» слушателей. В процессе знакомства с материалом будут рассматриваться вопросы генезиса русского средневекового искусства, его взаимоотношения с византийским и западноевропейским искусством, также будут рассмотрены особенности системы художественного языка, взаимодействия слова и изображения, соотношения формы и смысла.
Одной из важных задач курса является попытка преодоления некоторых стереотипов в отношении русской средневековой культуры, как о безнадежно отсталом и вторичном по отношении к западной культуре, либо как о явлении сугубо сакральном, понимание которого возможно лишь посвященному зрителю. Восемь столетий русского средневекового искусства – огромный для нашей истории временной интервал, наполненный интенсивным духовным и художественным поиском, великими творениями и гениальными прозрениями. Без преувеличения можно сказать, что древнерусское искусство – лучшее, что было создано Россией, её главный вклад в мировую культуру, сравнение с которым выдерживает лишь русская литература и музыка XIX века.
Возможно, вы не получите всех исчерпывающих ответов, но мы сможем поставить и обсудить некоторые важные вопросы.
Предварительные даты трансляций: 23.09 | 21.10 | 18.11 | 16.12 | 27.01 | 17.02 | 17.03

Музей русской иконы
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
О.Александр Абрамов - Католический Magisterium об эвтаназии: от Пия XII до Франциска


Опубликовано в журнале "Философская мысль", № 7, 2021

Предметом рассмотрения автора становится так называемый магистериум римских Пап по теме эвтаназии, то есть комплекс официальных текстов, имеющих высокий авторитет и нормативность в Римско-Католической Церкви. В исследуемой области доктрина Ватикана развивается по меньшей мере начиная с 1950-х гг., претерпевая определенные и порой существенные изменения. Автор прослеживает эволюцию философских и религиозно-этических основ воззрений Св.Престола на эвтаназию и ассистированное самоубийство. Целью является выявление не только преемственности концепции магистериума, но и определение уровня адаптивности к вызовам времени. Устанавливаются моральные понятия и категориальный аппарат, имеющие особое значение для формирования магистериального учения в его современном виде.
Впервые в отечественной исследовательской практике материалы католического магистериума становятся предметом самостоятельного комплексного изучения как особая группа философско-религиозных текстов. Комплекс папских учительных документов, посвященных эвтаназии, изучается как в хронологическом срезе, так и в свете развития социально-философской системы ценностей католицизма. Привлечены практически все документы, имеющие ключевое значение для того, чтобы понять, как происходило становление учения Рима об эвтаназии. Многие из рассматриваемых текстов, особенно последних двух десятилетий, никогда ранее не были введены в оборот на русском языке. Автор приходит к заключению, что общественные трансформации становятся серьезным вызовом для смыслового ядра магистериума и вынуждают теологию Ватикана продумывать обновленную систему аргументации в постсекулярном и антиклерикальном пространстве западного социума.


Читать полный текст статьи

  https://nbpublish.com/view_post_3169.html
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Доклад «Драгоценный убор иконы "Богоматерь Одигитрия (Грузинская)" из Суздальского монастыря...»

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=nQ5Yr9iYoZU

Прямая трансляция 29 сентября 2021 года. Доклад «Драгоценный убор иконы "Богоматерь Одигитрия (Грузинская)" из Суздальского Покровского монастыря... Опыт изучения и атрибуции» проходит в рамках Научного семинара Отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ на платформе ZOOM.
Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия (Грузинская) – Спас Вседержитель» (XIV в.) как объект изучения в современной науке: этапы и достижения. Убор иконы как составная часть почитаемого образа: состав и эволюция. Предварительные результаты исследования в контексте общей проблемы атрибуции иконы.
Докладчик: Ковтырева Людмила Владимировна, кандидат искусствоведения, хранитель фонда драгметаллов Государственной Третьяковской галереи.
Все подробности: https://rah.ru/news/detail.php?ID=56741

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 158 След.