А.В. Муравьев о книге "Христианский Восток накануне арабского завоевания". Российский историк-востоковед, религиовед, специалист по истории восточного христианства, доцент Алексей Владимирович Муравьев рассказывает о книге "Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V–VI вв. н. э".
Книга посвящена исследованию истории западносирийской лингвоконфессиональной группы в Ⅵ в. н. э., в эпоху Юстина и Юстиниана. Западные сирийцы, говорившие и писавшие на классическом сирийском языке и оказавшиеся после 451 г. противниками Халкидонского собора, стали вырабатывать особую идентичность, по- строенную на их ромейском самосознании, особой аскетической дисциплине и эсхатологическом мироощущении. Это сложение рассмотрено на примерах историй Севира Антиохийского, Петра Ивира и Иоанна Эфесского. Сирийцы отразили свою идентичность и в агиографической традиции, образы и фигуры которой исследуются в книге («Роман об Александре», «Роман о Юлиане», «Житие Человека Божия», «Житие Симеона Столпника» и др.). В ходе этих поисков идентичности сирийцы перевели некоторые памятники византийской агиографии («Чудеса Василия Великого»), судьба которых также исследуется в книге.
В результате гонений Ⅵ в. многие из западных сирийцев оказались перед перспективой эмиграции, бегства из пределов империи. Группы западносирийских иноков оказались на территориях Африканского Рога (в Аксуме) и в Закавказье. Там они получили славу просветителей «второй евангелизации», которая отчасти затмила первую (в Ⅳ в.). В книге делается попытка выстроить историю миграционного включения западных сирийцев в Ⅵ в. накануне арабского завоевания, изменившего судьбу всего Ближнего Востока. Западные сирийцы стали первыми религиозными мигрантами, которые в значительной степени повлияли на сложение христианского Востока в Закавказье и на Африканском Роге.
Муравьев А. В. Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V–VI вв. н. э. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. — 440 с.
Дашевская Зоя Михайловна Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств
Ссылка на статью: Дашевская З. М. Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 110-133.
В русской академической науке второй половины XIX в., вплоть до закрытия духовных школ, историко-литургические исследования занимают особое место. Рассматривая их в комплексе, можно наблюдать формирование самостоятельного направления, в рамках которого развивалась целая отрасль исторической науки. Плодом этого развития стали формирующееся литургическое источниковедение и становление исследовательской методологии, показавшей свою плодотворность и в последующее время, в ХХ в. Работы представителей русской школы, в том числе А. А. Дмитриевского, А. И. Алмазова, И. А. Карабинова, архиепископа Венедикта (Алентова), использовали в своих разработках известные специалисты Папского восточного института, последователи так называемой «Школы Матеоса». Историко-литургический анализ последований церковных таинств составлял важнейшее направление в этих работах. Подходы русских ученых к изучению историко-литургических аспектов церковных таинств и их научная методология являются предметом данной статьи. Исследования литургической стороны чинопоследований в работах литургистов не конфликтовали с догматическим содержанием церковных таинств, поскольку их авторы увязывали развитие богослужения (в том числе таинств и обрядов) с церковной и общественной историей, как и с развитием богословских идей и концепций. Плоды трудов представителей историко-литургического направления свидетельствуют о формирующейся историко-литургической научной школе в России в пореформенное время. Русские литургисты, несмотря на разные позиции в отношении литургической истории и даже взаимную критику, привнесли в историческую науку историко-критический и сравнительногенетический методы изучения литургических памятников; их работы стали вкладом в интеллектуальную историю России, а исследовательские подходы и сегодня сохраняют свою актуальность. Разработка историко-литургического направления в русской духовной школе стимулировала дальнейшие исторические исследования; ученые, оставаясь в рамках науки, продолжали критически рассматривать и анализировать исторические свидетельства в их взаимосвязи. Их работы дают возможность выстроить целостную историю развития богослужения византийского обряда.
Дашевская Зоя Михайловна Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств
Ссылка на статью: Дашевская З. М. Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 110-133.
В русской академической науке второй половины XIX в., вплоть до закрытия духовных школ, историко-литургические исследования занимают особое место. Рассматривая их в комплексе, можно наблюдать формирование самостоятельного направления, в рамках которого развивалась целая отрасль исторической науки. Плодом этого развития стали формирующееся литургическое источниковедение и становление исследовательской методологии, показавшей свою плодотворность и в последующее время, в ХХ в. Работы представителей русской школы, в том числе А. А. Дмитриевского, А. И. Алмазова, И. А. Карабинова, архиепископа Венедикта (Алентова), использовали в своих разработках известные специалисты Папского восточного института, последователи так называемой «Школы Матеоса». Историко-литургический анализ последований церковных таинств составлял важнейшее направление в этих работах. Подходы русских ученых к изучению историко-литургических аспектов церковных таинств и их научная методология являются предметом данной статьи. Исследования литургической стороны чинопоследований в работах литургистов не конфликтовали с догматическим содержанием церковных таинств, поскольку их авторы увязывали развитие богослужения (в том числе таинств и обрядов) с церковной и общественной историей, как и с развитием богословских идей и концепций. Плоды трудов представителей историко-литургического направления свидетельствуют о формирующейся историко-литургической научной школе в России в пореформенное время. Русские литургисты, несмотря на разные позиции в отношении литургической истории и даже взаимную критику, привнесли в историческую науку историко-критический и сравнительногенетический методы изучения литургических памятников; их работы стали вкладом в интеллектуальную историю России, а исследовательские подходы и сегодня сохраняют свою актуальность. Разработка историко-литургического направления в русской духовной школе стимулировала дальнейшие исторические исследования; ученые, оставаясь в рамках науки, продолжали критически рассматривать и анализировать исторические свидетельства в их взаимосвязи. Их работы дают возможность выстроить целостную историю развития богослужения византийского обряда.