Профессор Милбанк рассказал о радикальной ортодоксии

13 мая, в рамках научно-методологического семинара «Богословие в системе научного знания», состоялась лекция проф. Джона Милбанка, известного англиканского богослова, основателя движения «радикальной ортодоксии».

Во вступительном слове ведущий семинара Ю.В. Зудов отметил, что профессор Милбанк является одним из самых ярких деятелей современного западного богословия, который пытается использовать в своих трудах язык постмодернистского общества. Несмотря на широкую известность проф. Милбанка на Западе, российские читатели с ним практически незнакомы, так как первое издание его книг на русском языке только предстоит осуществить в ближайшем будущем. 

В начале своего доклада профессор представил обзор современного состояния богословия на Западе. За последние 25 лет в богословии произошли географические, конфессиональные и культурные изменения: англосаксонские страны и Франция потеснили Германию, в результате чего «внутренние споры протестантской теологии перестали быть определяющими», в то же время произошло укрепление католической мысли. Современным богословам приходится противостоять подъему воинствующего атеизма, происходящему на Западе, а также противодействовать приобретающей враждебность секулярности. Секулярная культура отказывается от уважения к христианским ценностям и убеждениям, христианам становится все сложнее осуществлять примирение с либеральной демократией. 

В результате этих изменений, по мнению профессора, в теологии появилось новое разделение на так называемый «классический» и «романтический» тип ортодоксии. «Романтики» считают, что к современной секулярности привело крушение идей, связанных с высшим эросом. «Для борьбы с этой секулярностью необходимо утвердить роль «эротического» - страстей, воображения, искусства», - пояснил профессор. С другой стороны, сторонники «классицизма» видят причину современного положения вещей в неудовлетворительном использовании рассудка. Для борьбы с секулярным мировоззрениям, считают «классицисты», следует возвратиться к схоластической традиции и положиться на разум. Далее профессор Милбанк обозначил свою личную точку зрения: «Я думаю, что романтики почти целиком правы, а классицисты – почти целиком ошибаются».

«Романтический» подход, который профессор определяет как «радикально ортодоксальный», отражает желание отыскать истоки, возвратиться к корням христианства, восстановить традицию. При этом радикальная ортодоксия является межконфессиональным движением, что делает ее явлением эклектического характера. Представители романтической теологии (или радикальной ортодоксии) убеждены, что «есть нечто более фундаментальное, чем рациональное рассмотрение вероучительных положений», а именно «созерцание на Литургии, на Евхаристии и при чтении Писания». Для древнехристианской традиции, на которую опирается радикальная ортодоксия, «мистическое» было расположено на пересечении возвышения чувств в Евхаристии и христологической динамики времени. По мнению проф. Милбанка, который привел слова Анри де Любака, «все вышесказанное скрепляется брачной аналогией. Самым подходящим образом любви Бога к человеку и человека к Богу должна быть наиболее сильная человеческая любовь, в которой совмещены доброта, страстное желание, взаимный интерес, телесное единение и плодородность – любовь между мужчиной и женщиной». В заключение же профессор отметил, что, по его мнению, «именно через связанное с чувством использование ума станет возможным благополучно изложить обновленную метафизику Триединого Бога и обоженного человечества». 

Доклад вызвал живой интерес аудитории и множество вопросов, связанных с социальной и политической ролью радикальной ортодоксии, местом церкви в этом движении, а также влиянием на нее софиологии прот. Сергия Булгакова.

В заключение Юрий Валерьевич Зудов констатировал, что в стенах Свято-Тихоновского университета состоялось первое знакомство русской аудитории с профессором Джоном Милбанком. «Хотелось бы надеяться, что эта встреча станет первым шагом на пути взаимопонимания радикальной и восточной ортодоксии» - заключил ведущий семинара.