Доклад протоиерея Олега Давыденкова «Богословские межконфессиональные влияния в арабо-христианской литературе: пример Сулеймана Газского (X–XI вв.)»

30 марта 2022 года, в 17:30, состоится очередное заседание открытого семинара кафедры восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ в рамках работы научно-исследовательской группы, специализирующейся по теме «Греко-византийское и латинское наследие в этно-конфессиональных традициях Христианского Востока: от сохранения к творческому развитию».

523.PNG

На семинаре выступит заведующий кафедрой ВХФиВЦ, доктор богословия, доктор теологии протоиерей Олег Викторович Давыденков с докладом на тему «Богословские межконфессиональные влияния в арабо-христианской литературе: пример Сулеймана Газского (X–XI вв.)». В докладе будет рассмотрено тринитарное учение мелькитского писателя Сулеймана, епископа Газского (X-XI вв.), занимающего особое место в истории арабоязычного православного богословия. Мелькитская богословская традиция в целом является преемницей византийской, однако в трудах ее представителей можно найти и некоторые уникальные черты. Так, в трактатах епископа Сулеймана впервые в истории мелькитского богословия представлено атрибутистское троичное учение, которое в IX–X вв., не без влияния мусульманских дискуссий об онтологическом статусе атрибутов Аллаха, получило распространение среди несторианских и яковитских арабоязычных авторов. Однако данная тенденция совершенно не проявляется у таких мелькитских писателей IX в., как Феодор Абу Курра и Бутрус Бейт-Ра’сский. Поскольку от последних Сулеймана отделяет длительный, почти 100 лет, период упадка, в течение которого богословские сочинения в мелькитской среде практически не создавались, источники его троичного учения следует искать у инославных авторов. Сравнение тринитарных доктрин Газского епископа и его современника, несторианского богослова Илии Нисибинского, не оставляет сомнения, что именно у последнего Сулейман заимствовал свою рациональную тринитарную апологетику. Таким образом, Сулейман Газский являет собой редкий пример арабохристианского книжника, заимствовавшего богословские идеи из инославных источников. Его триадология служит свидетельством разрыва мелькитской конфессиональной традиции, в которой к концу Х в. завершается смена богословской парадигмы со святоотеческой на апологетическо-полемическую.

К участию в семинаре приглашаются преподаватели, студенты и все желающие, которым интересны проблемы сохранения, усвоения и трансформации античного и византийского наследия восточно-христианскими народами. Семинар будет проходить по адресу: Лихов пер., д. 6, ауд. 101. Для тех, кто не имеет возможности присутствовать очно, предполагается возможность участия в формате Zoom; для получения ссылки необходимо связаться с организатором семинара С. А. Меликян (vost.moisseeva@mail.ru).

Сайт ПСТГУ