В Московской духовной академии прошли III Юстиниановские чтения

27–28 ноября кафедра церковно-практических дисциплин МДА провела III Всероссийскую ежегодную научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения», посвященную вопросам канонического права и литургики.

4чсв.PNG

Чтения этого года посвящены памяти профессора и почетного доктора Московской духовной академии, известного русского канониста Сергея Викторовича Троицкого (1878–1972). В день 50-летия его кончины и в день памяти святого царя Юстиниана Великого (27 ноября) в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение») участниками чтений была совершена панихида по приснопоминаемому профессору. 

Юстиниановские чтения открылись докладом заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова «Государственный фактор в вопросе предоставления автокефалии». В докладе был особо подчеркнут вклад профессора С.В. Троицкого в формирование актуального представления о содержании понятия «автокефалия», а также рассмотрены современные прецеденты, когда государственные структуры изменяли канонический статус церковной организации (на примере Латвийской Республики).

Доктор богословия, ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов также в рамках разговора о научном наследии профессора С. Троицкого в области церковного права проанализировал его труд 1932 года «Размежевание или раскол?» в актуальном церковном контексте.

В работе Юстиниановских чтений впервые приняли участие представители Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии. Секретарь Барсовского общества, директор Издательства Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Владимирович Волужков в своем выступлении подчеркнул, что Барсовское общество — это впервые созданное в Санкт-Петербургской духовной академии научное общество для систематического изучения науки церковного (канонического) права. 

Несмотря на то, что до революции и после возрождения в 1946 г. в Академии существовали кафедры церковного законоведения и канонического права, именно специализированного научного сообщества никогда не существовало. На сегодня Барсовское общество имеет четыре основных направления исследовательской деятельности: «Церковное право и Древняя Русь» (координатор — д.и.н. П.И. Гайденко), «Церковное право: теория и история» (координатор — д.ю.н. Ю.В. Оспенников), «Церковный суд: история и современность» (координатор — д.ю.н. А.А. Дорская).

Координатором направления «Церковное право и культура» выступает кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества Юлия Владимировна Ерохина. 

В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий “культура — антикультура”» Юлия Владимировна проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. Был произведен синтез компонентов церковного правосознания, церковного права и культуры в соответствии с положениями теории права, философии права и экклезиологии.

Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества Павел Иванович Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI–XIII вв. В рамках заявленного доклада было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших внимание ученых в последние годы в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси.

В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Доклад первого проректора семинарии доцента кафедры литургико-канонических дисциплин иерея Никиты Кузнецова «Теологическая теория права в современном правопонимании» вызвал оживленную дискуссию, в том числе среди части участников в Zoom-конференции. Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви.

На чтениях был представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв “на сон грядущим” в Русской Церкви (по источникам XIII–XVIII вв.)». Доклад рассматривает несколько значимых этапов традиции этих молитв от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII ― начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV ― начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.

Доцент кафедры церковно-практических дисциплин Н.С. Семенова выступила с докладом на тему «Правовое положение Русской Православной Церкви в государствах Центральной Азии: сравнительный анализ». В докладе приведено сравнение современного правового положения Русской Православной Церкви в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, определены основные факторы влияния на законодательство указанных стран, в том числе заимствование российского законодательства. Особый акцент сделан на влиянии советского наследия и принципа отделения Церкви от государства и школы от Церкви. Автор доклада убежден, что, несмотря на большое сходство с российским законодательством, национальные особенности сыграли ключевую роль, что привело к различному содержанию схожих положений и их последствий в правоприменительной практике.

Продолжительный и подробный доклад профессора кафедры богословия, заведующего Аспирантурой Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлëнова) «Полемика С.В. Троицкого с теорией первенства чести и власти и ее современное продолжение» был посвящен критическим взглядам С. Троицкого на неумеренные претензии Константинопольского Патриархата на мировую диаспору и особое доминирование среди Православных Церквей, которые были сформулированы Константинопольским (а потом Александрийским) Патриархом Мелетием (Метаксакисом). 

Ключевая статья С.В. Троицкого в «ЖМП» за 1947 г. впоследствии вызвала ответную дискуссию со стороны митрополита Максима Сардского в книге «Вселенский Патриархат в православной Церкви» (1989). В целом каноническая позиция С.В. Троицкого может быть охарактеризована следующим образом: все каноны Вселенских Соборов равнообязательны для всех Поместных Церквей, которые равночестны вне зависимости от времени своего создания. Сторонники теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха настаивали на его особых правах на основании тех же канонов и дополнительного права по обычаю. В настоящее время полемика еще более интенсифицировалась по разным направлениям. 

В докладе игумена Дионисия рассмотрена данная полемика на примере диссертации архимандрита Григория (Фракакиса) «Об исцелении церковного вопроса на Украине матерью-церковью Константинопольской. Вопрос хиротоний», защищенной осенью 2022 г. в Фессалоникийском университете. В этой диссертации очень наглядно отражены церковно-канонические представления Константинопольского Патриархата, которые привели, по сути, к расколу в мировом Православии. Типологически они восходят к аналогичным утверждениям и аргументам Мелетия (Метаксакиса). Вместе с тем основная доказательная база для отца Григория (Фракакиса) — труды Константинопольских богословов-канонистов конца XIX — начала XX в., которые могли быть известны С.В. Троицкому как канонисту. 

Материалы чтений будут опубликованы в научном журнале Московской духовной академии «Праксис». 

МДА