Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации

Духовное образование, будучи комплексной структурой, объединяет внутри себя как научные, так и прикладные отрасли богословского знания. Литургика в этом смысле представляет собой, по большей части, практическую дисциплину, целью изучения которой является – наделить будущих священнослужителей всеми необходимыми знаниями и умениями для самостоятельного совершения богослужения. Достижение данной цели встречает на своем пути значительное число препятствий – смыслового и прикладного характера. О существующих проблемах преподавания Литургики в духовных школах и способах их (проблем) преодоления рассказывает статья доцента Саратовской духовной семинарии Алексея Сергеевича Кашкина.

5564.PNG

Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации.


Предварительные замечания.

В настоящей статье будут рассмотрена проблематика преподавания Литургики ― одной из важнейших богословских дисциплин, определяющих профессиональную подготовку будущих пастырей. Хотя в первую очередь публикация посвящена вопросам, связанным с изучением Литургики в программе бакалавриата по направлению «Теология», надеемся, что содержание статьи будет интересно и преподавателям Литургики в рамках других образовательных программ (Регентское отделение, курсы псаломщиков и др.).

Литургика – наука о богослужении Православной Церкви. В своем содержании данная наука разделяется на три части: церковный устав, историческая литургика и литургическое богословие. Церковный устав «занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава, или Типикона, и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения»[1]. Историческая литургика изучает становление и развитие богослужебного Устава, формирование суточного, седмичного и годичного кругов, возникновение и изменение отдельных богослужебных чинов. Литургическое богословие (в меньшей степени развитая часть Литургики) занимается анализом богословских идей, содержащихся в богослужебных текстах (песнопениях), рассматривает их генетическую связь с церковной догматикой, святоотеческим богословием и древней экзегетической традицией. Кроме того, литургические тексты могут рассматриваться как «источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия»[2].

Учитывая столь разноплановое содержание нашей дисциплины, можно сказать, что Литургика в большей степени, чем любая другая богословская наука, имеет связи с другими отраслями богословского знания. Действительно, литургистам для серьезной научной работы необходимы глубокие знания в области Библеистики (как по Священному Писанию Ветхого, так и Нового Завета), Догматического богословия, истории Церкви (как Общецерковной истории, так и истории Русской Церкви), Патрологии, Нравственного богословия. Возможно, это обстоятельство придает дополнительную трудность дисциплине в целом, однако в то же время оно позволяет считать специалистов в области Литургики универсалами в теологическом образовании.

Для начала необходимо определить цели изучения дисциплины. В «Типовой рабочей программе», разработанной профессором Московской духовной академии А. М. Пентковским, предложено такое определение цели изучения Литургики: «Целью курса «Литургика» является формирование знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с регламентированным богослужением Русской Православной Церкви». Безусловно, определение выверенное, продуманное и точное. Однако оно, как это присуще аналогичным формулировкам в официальных документах, имеет формализованный характер. Если же выразить основную цель изучения дисциплины неформальным языком, то оптимальная формулировка должна выглядеть так: цель изучения Литургики в духовных учебных заведениях — привить любовь к уставному церковному богослужению. Думается, каждый преподаватель должен иметь в виду эту «душевную» составляющую учебного процесса.

1. Фактические результаты обучения студентов.

Одной из проблем современного теологического образования применительно к Литургике являются малоудовлетворительные результаты обучения. Они обнаруживаются и у студентов, сдающих экзамены (как промежуточные, так и итоговый экзамен), и у поступающих в магистратуру; особенно явно эта проблема проявляется во время тестирований остаточных знаний студентов выпускных курсов, которые проводятся во время регулярных проверок семинарий, осуществляемых Учебным Комитетом. К этим явным фактам ее можно добавить такой субъективный как частые жалобы старших священников, что молодое духовенство «не знает службы». О неудовлетворительности знаний по Литургике у студентов и выпускников семинарий знают и говорят многие. Самое известное и авторитетное свидетельство – слова Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова: «Особенно неблагополучная ситуация складывается с освоением литургики. <…> все же непонятно: если семинаристы участвуют в богослужениях во время обучения, если есть практика, есть послушания и общая включенность в литургическую жизнь, почему литургика усваивается плохо?»[3]. Данный факт еще более кажется непонятным и даже абсурдным, если учесть, что на Литургику в «Учебном плане Теология 2021» отводится 576 часов – больше, чем на любую другую дисциплину (для идущих на «втором» месте дисциплин – Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета и Догматического богословия – предусмотрено «всего лишь» 432 часа). Недоумения по этому поводу множатся, если учесть еще одно отмеченное протоиереем М. Козловым обстоятельство: все студенты так или иначе участвуют в регулярных богослужениях, то есть Литургика – одна из немногих наук из системы семинарского теологического образования, которая является частью жизни студента и с которой он имеет дело вне учебной аудитории (тогда как изучение большинства других дисциплин только аудиторным образовательным процессом и ограничивается).

2. Проблемы изучения Литургики в духовных семинариях.

Порассуждаем о проблемах организации обучения и реализации образовательной программы по Литургике в семинарии. Сначала обозначим те проблемы, которые видятся с позиции преподавателя, затем отметим наиболее интересные мнения и высказывания студентов.

2.1. Проблемы организации учебного процесса.

Здесь выделим 4 пункта:

сложность Литургики как дисциплины;

проблема подготовительного курса;

корреляция аудиторного обучения с богослужебной практикой;

изначальная дифференциация студентов.

1. Сложность Литургики как дисциплины. Многие студенты априори воспринимают Литургику как сложный предмет, своего рода «непроходимые дебри», в которых разбираются только избранные. Понятно, что последние слова – гротеск, но во многом такое отношение к Литургике справедливо, она действительно является достаточно сложной дисциплиной. Можно выделить 3 аспекта, в силу которых такая характеристика Литургики является оправданной:

наличие большого количества междисциплинарных связей;

«математический» характер церковного устава, необходимость конкретных и точных формулировок при ответе;

разрыв между богослужебной практикой и буквой Типикона.

О первом аспекте уже частично было сказано, когда мы говорили о связях Литургики с другими богословскими науками. Действительно, чтобы стать хорошим литургистом, чтобы писать качественные научные статьи и монографии, защищать диссертации по Литургике, нужно быть универсалом: и библеистом, и патрологом, и догматистом, и церковным историком, и специалистом по Нравственному богословию и Аскетике, а еще хорошо знать древнегреческий и церковнославянский языки (базовый филологический минимум). Однако по большому счету эти знания необходимы только в том случае, когда человек выбирает Литургику как область научных интересов, если он профессионально занимается богословием (это, как правило, происходит только после поступления в магистратуру или аспирантуру). Для большинства студентов на бакалавриате литургика ограничивается церковным уставом, а для его усвоения указанные междисциплинарные связи почти неактуальны. Потому на первый план в программе бакалавриата выходят два других аспекта, составляющих сложность литургики как дисциплины.

Второй аспект мы назвали «математическим характером церковного устава». Здесь мы имеем в виду, во-первых, наличие некоторых логических закономерностей в изменяемых особенностях богослужения. Например, вот схема пения стихир на «Господи, воззвах…» в воскресный день:

1.PNG

Понятно, что человеку с математическим складом ума усвоение этой и аналогичных схем дается легче, тогда как для «гуманитария» это будет представлять проблему. Однако главным образом под математическим характером церковного устава мы подразумеваем необходимость представлять точные и конкретные данные при изложении вопроса (в первую очередь речь идет об ответах студентов). Математика – точная наука, здесь не может быть чего-то «примерного» или варианта «где-то так»; аналогичную особенность должны иметь ответы студентов по вопросам церковного устава. Конечно, данный аспект актуален для всех дисциплин в той или иной степени, однако думается, что в Литургике все же он выражается особенным образом. По многим другим предметам (пусть не обижаются преподаватели других дисциплин) можно наговорить общих слов, представить какие-то общеизвестные факты и хотя бы для оценки «удовлетворительно» этого будет достаточно[4]. В то же время для аналогичной оценки по Литургике нужна хотя бы минимальная конкретика. Например, при ответе на вопрос «Богослужебные особенности Великой Субботы» необходимо вспомнить и изложить подлинные индивидуальные особенности данного дня; здесь абстрактные рассуждения никак «не помогут».

Третьей проблемой, определяющей сложность церковного устава как учебной дисциплины, является реальное расхождение между приходской практикой и предписаниями Типикона. Действительно, в учебном процессе мы в первую очередь рассматриваем Устав, то есть богослужение по Типикону, который является в определённом смысле нашей богослужебной «конституцией». Однако в реальном богослужении студенты имеют дело с существенно урезанным, перекроенным и сокращенным вариантом, который в иных случаях лишь отдаленно напоминает богослужение по Типикону. В первую очередь это относится к регулярным седмичным и воскресным богослужениям, в меньшей степени это касается особых служб церковного года, каковыми, в частности, являются богослужения Страстной седмицы. Об этой проблеме говорит и протоиерей М. Козлов: «Комбинаторика и системность Типикона очень сильно расходятся с практикой его реализации — по сути дела, каждый человек сам должен будет ориентироваться на какую-то местную епархиальную или приходскую традицию»[5]. Получается, что вместо усвоения одного варианта студент должен разобраться в двух указанных аспектах. Хорошо ориентироваться сразу в обеих областях: и в уставном идеальном богослужении, и в реальном приходском – могут лишь немногие, тогда как большинству студентов их участие в приходских богослужениях не только не «помогает», но даже «мешает» усвоению программы по церковному уставу[6].

2. Проблема подготовительного курса. Данная проблема достаточно серьезная, суть её в следующем. Те студенты, которые поступают сразу на бакалавриат, минуя подготовительный курс, зачастую имеют существенные проблемы с изучением Литургики, так как те темы, которые рассматривались на подготовительном курсе, ими не усвоены. Теперь об этом подробнее.

Согласно единому учебному плану, который был принят Учебным комитетом Русской Церкви в 2015 году, вместе с программой бакалавриата в семинариях должен быть подготовительный (другие названия – «пропедевтический», «нулевой») курс (до этого момента ситуация была различна: в одних семинариях такой курс был, в других отсутствовал). Более того, есть следующие рекомендации: во-первых, принимать студентов на бакалавриат после подготовительного курса, во-вторых, программа подготовительного курса должна коррелировать с программой бакалавриата. Однако обе эти рекомендации – нестрогие и семинарии по своему усмотрению ими пренебрегают: нередко в семинариях принимают студентов сразу на первый курс бакалавриата (особенно в тех семинариях, где есть бюджетные места и в связи с этим есть необходимость непременно заполнить эти бюджетные места студентами). Кроме того, иногда рабочие программы по дисциплинам на подготовительном курсе и на бакалавриате не имеют корреляции друг с другом (то есть программа бакалавриата совершенно не учитывает тот материал, который рассматривался на подготовительном курсе[7]). Отсутствие единообразия в этих моментах, тот факт, что далеко не все студенты бакалавриата проходят обучение на подготовительном курсе, и порождает серьезные проблемы; особенно эти проблемы проявляются в изучении Литургики.

Итак, в тех семинариях, где рабочая программа по Литургике на программе бакалавриата является продолжением программы на подготовительном курсе, проблема проявляется очень остро. Например, в Саратовской и в Пензенской духовных семинариях на подготовительном курсе изучаются богослужебные книги и последования вечерни и утрени с их изменяемыми песнопениями. О важности указанных тем говорить нет необходимости; в итоге те студенты, которые поступают сразу на бакалавриат, с трудом могут «включиться» в учебный процесс, так как недостаток знаний проявляется достаточно ощутимо. Лишь единицы могут самостоятельно изучить пропущенный материал подготовительного курса; многие же просто «опускают руки» и далее рассматривают Литургику как закрытую и непонятную для себя дисциплину, которую нужно «сдать» хотя бы на «3»; ни о каком интересе, реальном включении в учебный процесс речи не идет. Причем такая участь нередко постигает и талантливых студентов, которые по другим дисциплинам демонстрируют реальные успехи[8].

Как можно преодолеть данную проблему? Лучший выход – минимизировать количество студентов, принимаемых сразу на бакалавриат без обучения на подготовительном курсе (в идеале свести количество таких студентов к нулю); в этом случае у студента будет возможность усвоить программу подготовительного курса и на программе бакалавриата нормальным образом продолжить изучение дисциплины. Иной же возможный вариант — считать программу подготовительного курса «вещью в себе» и начинать изучение Литургики на бакалавриате с «чистого листа» — является неудачным решением, так как, во-первых, сокращается общее количество часов на Литургику за весь курс семинарии, так что придется «ужимать» программу на бакалавриате; во-вторых, нерациональное использование 216 учебных часов, отводимых на Литургику на подготовительном курсе, трата их на банальные и второстепенные вопросы (без которых можно обойтись или которые потом будут повторяться в программе бакалавриата) – непозволительная «роскошь». В-третьих, какова бы ни была в таком случае программа подготовительного курса, все равно студенты, прошедшие обучение на этом курсе и студенты, поступившие сразу на бакалавриат, будут в неравных изначальных условиях.

3. Корреляция аудиторного обучения с богослужебной практикой. Литургика — одна из немногих дисциплин, усвоение которой во многом зависит практики. Сколько бы человек ни зубрил схему богослужения, сколько бы он ни написал различных контрольных и проверочных работ, все равно без участия обучающегося в реальном богослужении усвоение материала происходит достаточно проблематично. Напротив, человек, который деятельно участвует в службах (читает или поет на клиросе, является уставщиком), намного легче и без чрезмерных усилий понимает и запоминает все, о чем говорится в аудитории. Следовательно, необходима организация богослужебной практики и наличие контроля на практике. Об этом многие говорят, с этим согласны почти все преподаватели Литургики в духовных семинариях[9].

В принципе, при любой семинарии есть храм и там проводятся чередные богослужения. Однако если их рассматривать с точки зрения их связи с аудиторным обучением, то их эффективность зачастую можно оценить как минимальную. И здесь множество факторов, сводящих пользу от таких богослужений к минимуму (мы имеем в виду не их возможное благотворное или иное влияние на духовную жизнь студента, а исключительно пользу для усвоения Литургики). Перечислим наиболее распространенные недостатки:

в некоторых семинариях есть такая практика: в каждой череде свой постоянный уставщик, который всегда и готовит богослужение; остальные студенты не участвуют в этом процессе (по факту, просто иногда читают то, что им откроют и покажут);

отсутствует контроль качества богослужения с точки зрения Устава (контролируется только посещаемость);

богослужения совершаются с существенными сокращениями, так, как принято в приходской практике;

темы, связанные с совершением седмичных и воскресных богослужений, проходятся на низших курсах, в то время как к уставщичеству студент допускается только на старших курсах (такая проблема особенно характерна для крупных семинарий);

некоторые студенты освобождаются от участия в чередном богослужении по причине других епархиальных послушаний (иподиаконы, келейники и др.);

учащиеся священнослужители как правило не участвуют в клиросной составляющей богослужения, не имеют уставщической практики, для них отсутствует возможность отработать материал, касающийся пения стихир, чтения канонов, то есть всех изменяемых частей богослужения.

Вот какими характеристиками, думается, должна обладать идеально выстроенная богослужебная практика:

Богослужение в семинарском храме должно совершаться с минимальным количеством сокращений. Понятно, что служба по полному чину представляет собой проблемы и с точки зрения продолжительности, и достаточно утомительна, ее совершение в условиях учебного заведения невозможно. Однако все равно при этом сокращения должны быть минимальными и разумными (для вседневной службы, например, достаточно сократить количество кафисм и количество тропарей в каноне). Особенно хочется акцентировать внимание на чтении ктиторских псалмов: в подавляющем большинстве храмов их опускают и утреню начинают с шестопсалмия; так же поступают и в храмах духовных учебных заведений. Однако последнее крайне нежелательно, так как происходит разрыв между практикой и теорией: на занятиях мы изучаем начало утрени по полному чину, тогда как в реальном богослужении студенты никогда этого не видят (или видя подобное начало утрени только в седмичные дни Великого поста, подспудно начинают воспринимать это как великопостную особенность).

В семинарском храме не должно быть «Богослужебных указаний» (даже в алтаре; в случае крайней необходимости можно взять рубрику, посвященную конкретной службе, с сайта patriarchia.ru (URL: http://www.patriarchia.ru/bu/ ) или azbyka.ru (URL: https://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya ))! Такое пожелание высказывается отнюдь не по причине якобы негативного отношения к самой книге: современные «Указания» — книга хорошая, свободная от явных ошибок и содержащая весьма мало спорных суждений. Однако для учебного процесса использование этой книги студентами будет иметь гораздо больше негативных последствий, чем позитивных результатов в силу того, что данная книга содержит уже готовые, расписанные до мелочей схемы служб и отучает думать «своей головой». В то же время студенты должны научиться самостоятельно готовить службу по богослужебным книгам без использования готовых «шпаргалок». Более подробно с мнением автора данной публикации об использовании «Богослужебных указаний» можно ознакомиться в отдельной статье[10].

Студенты, изучающие на младших курсах изменяемые особенности богослужения, должны быть уставщиками на чередах. В идеале должно быть так: например, изучается вседневное богослужение и параллельно каждый человек из группы в этот же период как минимум один или два раза проводит как уставщик подобное богослужение в храме. Понятно, что не всегда есть возможность согласовать учебную программу с церковным календарем, однако нужно стремиться извлечь максимум практической пользы из тех служб, которые совершаются в семинарском храме. Как вариант, чтобы в течение короткого времени как можно больше студентов получили уставщическую практику, можно рассмотреть возможность «делегировать» студентов на ближайший приход (или приходы) с той целью, чтобы они приняли аналогичное участие в проведении там богослужения.

Преподаватель или ассистент преподавателя контролирует работу студента на службе, оценки учитываются как оценки по дисциплине. Понятно, что главной проблемой в этом отношении может стать отсутствие у преподавателя возможности присутствовать на чередных богослужениях; в этом случае хорошо бы задействовать другого человека (ассистента преподавателя). Кроме того, указанная сверхурочная нагрузка преподавателя или его ассистента должна оплачиваться должным образом.

Понятно, что многие приведенные выше рекомендации достаточно сложно реализовать в реальности (а кому-то они могут показаться утопическими). Очевидно, что силами одного лишь преподавателя сделать что-то вряд ли возможно; для коренного улучшения ситуации необходим административный ресурс и заинтересованность руководства семинарии в подобной практике для студентов, которая стала бы продолжением аудиторного обучения.

4. Изначальная дифференциация студентов. В семинарию поступают студенты с разными способностями, прилежанием и пр. При этом общий уровень абитуриентов оставляет желать лучшего. Об этом тоже достаточно подробно говорит протоиерей М. Козлов: «Я вижу, как падает уровень выпускников средней школы, с какими невысокими общекультурными знаниями люди поступают в семинарии <…>. С другой стороны, объективности ради должен сказать, что к нам зачастую идут не лучшие выпускники средней школы»[11]. Таким образом, зачастую преподаватель имеет дело со студентами различного уровня, причем по факту большинство обучающихся не имеют ни навыков для серьезной учебы, ни желания. Впрочем, эта проблема всех дисциплин, да и всех вузов.

Понятно, что преподавателю приходится учитывать это разделение студентов по способностям: с одной стороны, нужно в чем-то больше внимания уделять отстающим, с другой стороны, постараться, чтобы отличники не «заскучали». Нам же кажется, что оптимальным вариантом рационального расхода сил и времени будет цель увлечь «середняка». В любом классе есть «индифферентные» (условные «камчатка», «галерка», «двоечники»), которые в принципе не желают «напрягаться» ради хороших результатов обучения; точно так же есть лидеры курса, которые увлечены учёбой и с которыми интересно работать. Но вместе с тем есть и средняя «прослойка» студентов, которые хотят учиться, но что-то препятствует достижению высоких результатов (или за время школы не научились усидчивости и некоей даже жертвенности ради учебы, или боятся трудностей, или не имеют базовых знаний и смущаются, чувствуя себя дилетантами в сравнении с более опытными товарищами, или же просто данная дисциплина им неинтересна). Вот если преподавателю кроме лидеров удастся увлечь и середняков, он уже может считать основную цель достигнутой.

Но для Литургики специфической проблемой является наличие дифференциации между студентами еще по одному параметру: по наличию/отсутствию богослужебной практики. Одни абитуриенты поступают, имея «за плечами» опыт приходского богослужения (если они до этого несли какое-либо послушание на клиросе или помогали священнику в алтаре), другие подобного «багажа» не имеют и начинают изучение богослужения с «нуля». Естественно, первым — легче, вторым — сложнее. Наличие предшествующего опыта иногда оказывается столь определяющим, что студент на протяжении всего курса обучения демонстрирует хорошие знания по Литургике, хотя по другим дисциплинам при этом «не блещет».

Для решения этой проблемы можно посоветовать провести особую беседу, в которой подбодрить представителей условной второй группы. То, что возможно в семинарии выучить Литургику очень хорошо, не имея никакой предварительной подготовки, автор статьи может засвидетельствовать собственным опытом (когда я поступил в 1996 году в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, я не знал названий песнопений, никогда не видел богослужебных книг, вообще ни разу не был в алтаре). Также желательно знать, кто из студентов начинает изучать дисциплину с «нуля» и к этим людям подходить с особым вниманием.

2.2. Проблемы с точки зрения студентов, их пожелания по оптимизации учебного процесса («взгляд снизу»)

Перед работой над текстом данной статьи автору удалось провести на платформе социальных сетей несколько опросов среди бывших и нынешних студентов семинарий, регентов и слушателей курсов подготовки псаломщиков. Опросы проводились как открыто, так и анонимно (через сторонние аккаунты знакомых, никак не связанных с учебным процессом). Понятно, что все предложения самих студентов и других лиц, не связанных с учебным процессом — это свободно высказанные мнения и пожелания, которые следует оценивать с рассуждением, так как, во-первых, учебная программа не «резиновая» и вместить в неё все вопросы, связанные с богослужением, просто физически невозможно, во-вторых, есть темы, которые попросту неуместно рассматривать в рамках учебного курса (имеются в виду многочисленные «местные практики», которые на самом деле являются изобретениями отдельных священнослужителей, не знающих Устава или попросту игнорирующих его). Однако ознакомиться с приведенными далее мнениями интересно, а некоторые идеи можно попытаться реализовать.

При рассмотрении изменяемых особенностей богослужения необходимо давать общий шаблон, тогда как индивидуальные особенности оговаривать как своего рода примечания или нюансы. Например, не рассматривать отдельно службы святого без знака в неделю, шестеричного святого в неделю, полиелейного святого в неделю и т.д. (как считает один из респондентов, «запомнить все эти частности по отдельности нереально»), а сразу рассмотреть общую схему (трафарет) воскресной службы с одним святым, отметив отдельные детали.

Желательно рассмотреть принципы трансформации служб: как на основе службы Минеи сформировать службу тому же празднику или святому, но с другим знаком. Например, как из полиелея «сделать» славословие, как службу святого без знака при помощи Общей Минеи повысить до полиелея и др. Такие навыки необходимы и для понимания внутренней логики Устава, и имеют практическое значение, так как настоятели достаточно часто, не обращая внимания на Типикон, устанавливают степень торжественности богослужения по своему произволу, так что уставщику (регенту) приходится «выкручиваться».

Некоторые считают нужным освещать различные (и достаточно многообразные) варианты приходской практики: «нужен обзор практики реальных храмов» (в качестве примеров указаны опущение двух ектений в конце праздничной утрени, пение только тропарей без кондаков по входе на литургии, пение Херувимской сразу после сугубой ектении на литургии и др.), чтобы священнослужитель или специалист, выйдя на приходское служение, был готов к перипетиям разного рода. Однако это пожелание в полной мере невозможно осуществить, так как в учебном курсе Литургики мы должны рассматривать в первую очередь норму богослужения, тот идеал, который изображен в нашей конституции – Типиконе. О распространенных вариантах сокращения богослужения можно и нужно говорить, но, во-первых, достойны внимания только те практики, которые распространены в подавляющем большинстве храмов и по факту превратились уже в своего рода неписанный приходской устав (например, стоит сказать о сокращенном пении «Блажен муж…», сокращении количества кафисм на утрене и др.). В то же время многочисленные локальные обычаи (а где-то и просто самовольные «нововведения» отдельных священнослужителей) не только нет времени рассматривать, но и методологически это – неправильно, ибо если наша цель — привить любовь к уставному богослужению (вспомним, о чём сказано в начале статьи), то мы всеми силами должны стремиться сформировать у студентов негативное отношение к таким вещам, чтоб сами студенты в будущем не культивировали аналогичные «традиции» в своих храмах (вероятно, подобные обычаи появляются как раз вследствие или незнания Литургики или пренебрежения к ней).

На лекциях и при опросах предлагается использовать метод сравнительного анализа. Например, вместо того, чтобы рассказывать просто последование славословной утрени, лучше сравнить вседневную и славословную утрени и обозначить только различия между ними. Точно также можно студента попросить вместо простого изложения особенностей вседневной службы в случае шестеричного святого объяснить, чем служба святого шестеричного отличается от службы святому без знака.

Желательно акцентировать внимание на распространенных ошибках духовенства (чтобы студенты избегали их в собственной практике). Например, многие диаконы на праздник Введения Богородицы во храм «автоматически» говорят прокимен на утрени «Помяну имя Твое…» (тогда как должно быть «Слыши Дщи и виждь…»). Среди высказываний респондентов встретился и такой «крик души»: «втолкуйте будущим батюшкам, что прокимны на праздничной утрени, кроме воскресений, бывают только 4-го гласа» (видимо, есть священнослужители, которые путаются с гласом прокименов на полиелейной и праздничной утрене).

Много говорится о желательности раскрывать исторические аспекты богослужения; при этом респондентов чаще всего интересует не история Устава в целом, а только происхождение и смысл конкретных богослужебных элементов, действий и песнопений (что такое акростих, почему на литургии поются именно такие антифоны, как развивался канон и почему библейские песни вышли из употребления). Высказывается мысль, что параллельно с последованием служб суточного круга и литургии следует рассматривать вопросы, касающиеся развития их основных элементов; часть респондентов считает, что полезно еще проводить сравнение с аналогичными службами в других христианских традициях (этот подраздел называется сравнительная литургика) При этом некоторые говорят, что львиную долю вопросов, относящихся к истории богослужения, следует рассматривать на ранних курсах семинарии, так как изучение этих тем способно зародить интерес у студента к дисциплине в целом. Напротив, вынесение всех вопросов, относящихся к исторической литургике, на 2-й семестр 3-го курса (как это предлагается в «Типовой рабочей программе» А. М. Пентковского), представляется спорным, так как к этому времени студент определяется в своем отношении к дисциплине в целом и «завлекать» его исторической литургикой поздно.

Наиболее востребованным кажется пласт литургического богословия. Многие респонденты говорят о желательности посвящать гораздо больше времени анализу стихир и канонов, разбору гимнографии («кто такие отроковицы в «Волною морскою…», что такое «Странствие Владычне», почему вавилонский царь — мучитель и т.д.»). Этот процесс особенно повышает интерес к дисциплине[12] и является подспорьем в будущем пастырском служении, так как дается дополнительный материал для проповедей.

3. Рекомендуемые методы оптимизации учебного процесса.

Достаточно много соображений о том, как улучшить качество усвоения студентами Литургики, уже было высказано нами в предыдущей части очерка; в этом параграфе речь будет идти о некоторых учебно-методических аспектах.

3.1. Возможная структура дисциплины с учетом подготовительного курса.

Предложим распределение важнейших тем и модулей дисциплины с учетом подготовительного курса.


1-е полугодие

2-е полугодие

Подготовительный курс

Введение. Гимнография. Богослужебные книги

Службы суточного круга. Особенности вседневного богослужения

1 курс бак.

Славословие, полиелей, бдение. Воскресное богослужение.

Литургия

2 курс бак.

Годичный круг богослужения

3 курс бак.

Таинства и обряды

Таинства и обряды (окончание модуля). Историческая литургика.

Примечания к схеме.

1. При рассмотрении Литургии необходимо изучить не только последование службы и изменяемые особенности, но и историю всех элементов Литургии, а также проанализировать текст евхаристических молитв (если рассматривать только практическую сторону, то отводить на литургию целый семестр – непозволительная роскошь).

2. При изучении служб годичного круга целесообразно особый акцент делать на текстах песнопений праздников и Триоди. Можно предложить модель анализа стихир и других текстов, объяснить, что этот материал может стать основой для курсовой или выпускной квалификационной работы.

3. При рассмотрении частных богослужений (таинств и обрядов) аналогично литургии следует рассматривать тексты молитвословий и исторические аспекты развития таинства.

4. В тех семинариях, где Литургика заканчивается в 5-м семестре бакалавриата (1-м полугодии 3 курса), все вопросы, касающиеся частных богослужений, можно рассмотреть в 5-м семестре (такую особенность имеет Учебный план в Саратовской православной семинарии). В этом случае основные вопросы по исторической литургике (которые необходимо знать для сдачи итогового междисциплинарного экзамена) уместно рассмотреть в более ранних семестрах (например, во 2-м полугодии 2 курса).

3.2. Основная современная учебная литература.

Понятно, что для оптимального усвоения дисциплины следует использовать современные учебные пособия. В этом параграфе перечислим важнейшие из них; для удобства разделим курс Литургики на тематические блоки:

Введение в дисциплину. Службы суточного круга и литургия.

Годичный круг богослужения.

Таинства и обряды.

Историческая литургика.

Введение в дисциплину.

Службы суточного круга и литургия. По этим модулям основные пособия следующие:

1) Кашкин А. С. Устав православного богослужения. Саратов, 2014.

2.PNG

О нашем пособии стоит сказать отдельно. Оно достаточно популярно, его используют не только в духовных учебных заведениях, но и многие люди для самообразования. Однако оно частично устарело: впервые было издано в 2010 году и за прошедшие более чем 10 лет в нем обнаружились определённые недостатки. Сейчас автор работает над принципиально новым изданием данного пособия, которое будет существенно отличаться от 1-й версии как в тематическом плане, так и по методологии. В новом издании более широко будут использоваться различные схемы, таблицы, будет множество пояснений с расчетом на «начинающих», также будут учтены некоторые пожелания потенциальных читателей, озвученные в параграфе 2.2. (касательно сравнительного анализа близких по схеме служб и использования шаблонов для служб одного типа). Надеемся, что новое издание увидит свет в следующем 2022 году и оно будет на порядок лучше предыдущего.

2) Иларион (Алфеев), митр. Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого. — М.: Издательский дом «Познание», 2019.

3.PNG

3) По истории литургии оптимального единого пособия нет; вместо этого можно использовать статьи в «Православной энциклопедии»[13]. Во-первых, это статьи нашего выдающегося литургиста, лучшего специалиста по данной теме — священника М. Желтова в 41 томе: «Литургия» (С. 240–244), «Литургия святителя Василия Великого» (С. 280–289), «Литургия святителя Иоанна Златоуста» (С. 289–295); во-вторых, статьи того же автора и других литургистов по отдельным элементам литургии: «Анафора» (Т. 2, С. 179–289), «Вседневные антифоны» (Т. 9, С. 558–560), «Вход» (Т. 10, С. 33–38), «Входные молитвы» (Т. 10, С. 51–52), «Евхаристия» (Т. 17, С. 533–696), «Изобразительные антифоны» (Т. 21, С. 602–603), «Проскомидия» (Т. 58, С. 419–422) и др. Также как дополнительные пособия можно использовать труды выдающихся западных литургистов Х. Матеоса и Р. Тафта в русском переводе[14].

Годичный круг богослужения.

Здесь единственным современным пособием является наш двухтомник[15]; кроме того, можно использовать статьи в «Православной энциклопедии», посвященные великим праздникам и особым дням периода Триоди.

4.PNG

Стоит заметить, что двухтомник «Литургика» намного шире по содержанию в сравнении с семинарской программой, так как был рассчитан не только на студентов духовных учебных заведений, но и на всех священнослужителей и церковнослужителей. Кроме того, в нем разбирается множество нюансов относительно уставных особенностей богослужений, которые, возможно (это вопрос дискуссионный), не относятся к базовому курсу Литургики в семинарии (например, обзор Марковых глав праздников Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы). Однако в то же время там дается основа для исследований по литургическому богословию, так как в этом пособии впервые предлагается анализ основных тем, содержащихся в песнопениях праздников.

Таинства и обряды.

По этому блоку есть три основные книги + также можно и нужно использовать статьи из «Православной энциклопедии»

Шиманский Г. И. Литургика: таинства и обряды. М., 2004.

5.PNG

Достаточно старое, но добротное пособие, по которому учились в семинариях во 2-й половине XX века (в том числе по нему учились многие из нынешних преподавателей). Хорошо представлены последования таинств, также изложена современная практика их совершения. Главный недостаток – отсутствие истории таинств (те краткие сведения, которые даются в книге, явно устаревшие).

Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Паломник, 1999.

6.PNG

Изданная в конце 1990-х годов, книга протоиерея Геннадия Нефедова может претендовать на полноту содержания. Однако по факту ценны только регулярно используемые краткие схемы таинств, которые реально помогают в учебном процессе и не имеют аналогов в других пособиях. Например, вот такая схема (все просто и чётко, хорошо усваивается зрительной памятью):

8.PNG

В остальном книга имеет больше недостатков: исторический материал изложен с неточностями и не идет ни в какое сравнение с содержанием статей в «Православной энциклопедии». Кроме того, обычно изложение последования таинства сопровождается историческими замечаниями, что неудобно: лучше было разделить исторический материал и современный чин совершения таинства.

Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. — М.: ПСТГУ, 2006.

9.PNG

Современное пособие, написанное живым и понятным языком. Приводимые исторические сведения в целом соответствуют современным данным литургической науки. Однако есть недостатки: во-первых, кроме таинств, другие чины не рассматриваются, во-вторых, в рубриках, посвященных таинствам, основное внимание уделяется историческим ремаркам и богословствованию, тогда как литургическая и практическая стороны освещаются минимально.

Так как каждое из этих популярных пособий имеет определенные недостатки, следует использовать статьи из «Православной энциклопедии» (особенно для рассмотрения исторических аспектов). Вот наиболее значимые: «Брак»[16] (Т. 6, С. 146-181), «Водоосвящение» (Т. 9, С. 140-148), «Диакон» (Т. 14, С. 571-580), «Елеосвящение» (Т. 18, С. 325-337), «Епископ» (Т. 18, С. 509-522), «Исповедь» (Т. 27, С. 624-634), «Крещение» (Т. 38, С. 612-707), «Миропомазание» (Т. 45, С. 379-386), «Погребение» (Т. 57, С. 24-33), «Присоединение к Православию»[17] (Т. 58, С. 237-243).

Историческая литургика.

По исторической литургике пособия в принципе нет (пока, по крайней мере), следует использовать статьи из «Православной энциклопедии». Вот важнейшие:

1) Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. Т. 8. М.: ЦНЦ ПЭ, 2004. С. 380-388.

2) Пентковский А. М. Иерусалимское богослужение // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: ЦНЦ ПЭ, 2009. С. 506-508

3) Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви Х – ХХ вв. // Православная энциклопедия. Т. Русская Православная Церковь. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2000. - С. 485-517

3.3. Применение креативных технологий в промежуточной аттестации:

Автор статьи убежден, что применение нестандартных технологий в промежуточных зачетах и опросах поможет повысить интерес к Литургике. Другой вопрос, что для использования подобных методов в рамках аудиторных занятий необходимо найти дополнительное время (а его, как мы знаем по опыту, наоборот всегда не хватает). Кроме того, внедрение новых методов опроса/промежуточной аттестации должно в идеале быть отражено в рабочей программе дисциплины, а это обстоятельство (необходимость корректировки рабочей программы с учётом, что она должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым Рособрнадзором) создает дополнительные трудности для преподавателя. Тем не менее, рискнем предложить некоторые идеи, как можно разнообразить учебных процесс и, самое главное, промежуточную аттестацию, сделав ее более живой и интересной для студентов (кстати, можно сначала опробовать подобные технологии в тех образовательных программах, где нет строгих ограничений, например, в курсах подготовки псаломщиков или в регентских школах).

Итак, нам кажутся интересными и перспективными следующие методы промежуточной аттестации (все 3 указанных метода являются полностью авторскими и частично уже прошли апробацию в рамках аудиторных занятий в Саратовской православной духовной семинарии и в Пензенской православной духовной семинарии):

1. Викторина. Автор статьи предлагает следующую методику проведения викторины (каждый преподаватель может по своему усмотрению что-то модифицировать в этой схеме). Итак, берется некий блок тем (модуль курса), составляются открытые вопросы (желательно побольше, не менее 30) с короткими вариантами ответов (например: «В какой день на литургии поется задостойник «Странствия Владычня…»?»; ответ – Великий Четверг). Заблаговременно выбирается платформа (мессенджер), где создается беседа с участием преподавателя и всех студентов группы. Далее преподаватель отправляет в беседу порядковый номер вопроса (чтобы разделить вопросы, иначе возможна путаница) и после этого задается вопрос. После этого студенты посредством смартфонов (компьютеров, планшетов) пишут ответы и отправляют их в группу. В конце происходит подсчет очков: за первый правильный ответ дается 2 очка, за 2-й – 1,5 очка, за 3-й и 4-й – по 1 очку. Остальные ответы не оцениваются (то есть студент, приславший пятым по очереди свой ответ, очков не получает). Каждому студенту дается только право на один ответ (то есть в случае ошибки присылать иной вариант ответа бессмысленно); точно также не принимаются исправленные или измененные ответы (обычно в мессенджерах указывается, что текст сообщения был изменен).

Ниже в качестве примера приводится фрагмент такой викторины (как выглядит результат ответов на вопрос на экране у преподавателя). Вопрос был относительно момента службы: была включена аудиозапись фрагмента богослужения и нужно было назвать, что это за песнопение (в данном случае это был прокимен на вечерне). Исходя из вышеперечисленных критериев, автор первого правильного ответа (Иоанна) получила 2 очка, автор второго ответа – 1,5 очка; студентки, чьи ответы были 3-м и 4-м по очереди (Мария и Елена) – по 1 очку; остальные не получили очков за данный вопрос.

10.PNG

По окончании викторины происходит подсчет очков; студенты, занявшие 1-е и 2-е итоговые места, получают «5», а еще нескольким студентам, занявшим последующие места, можно, если они согласятся, поставить «4» (если студент не хочет «лишней» четверки, можно ему оценку за викторину не ставить).

Следует перечислить определенные нюансы, которые нужно учесть в случае проведения викторины:

Викторина эффективна только при достаточно большом количестве студентов-участников (думается, их должно быть не менее 10); если студентов в группе мало, этот процесс превратится в формальность и не будет столь интересным;

Следует заранее обговорить возможные сокращения, допустимое количество опечаток в ответе (иногда второпях студенты пишут столь экзотические слова/словосочетания, что их просто невозможно принять, хотя ясно, что подразумевался правильный вариант ответа);

Преподаватель может изменить количество мест, за которые начисляются очки, а также само количество очков за каждое место.

Какие видятся достоинства и недостатки такого мероприятия? Сначала плюсы:

Сам соревновательный характер подобного процесса увлекает студентов; контрольное мероприятие превращается в интересную игру;

Зачастую гаджеты являются «врагами» учебного процесса; здесь же мы их используем для благой цели;

Тот факт, что оцениваются только первые несколько ответов (в нашем варианте – первые 4 ответа), стимулирует собственное участие студента в процессе; если он будет ждать появления правильного ответа на своем экране, чтобы потом продублировать его, он может просто не попасть в число тех, кто поощряется очками за верные ответы;

На викторине исключена возможность получения нежелательной оценки, что психологически раскрепощает студентов (в случае «поражения» он ничего не теряет).

Теперь о возможных минусах:

Если в классе есть явный «лидер», частично снижается соревновательная сторона процесса, так как «победитель», в сущности, известен заранее. Потому викторина эффективна в тех группах, где несколько сильных студентов или где уровень студентов примерно одинаков.

Возможен вариант, что сильный и хорошо знающий материал студент не умеет свободно пользоваться смартфоном или вовсе не имеет подобного электронного устройства (однако такой случай – в большей степени теоретический; автор статьи провел 3 викторины и ни разу не было проблем подобного рода).

Несмотря на некоторые недостатки подобной формы опроса, думается, он имеет много преимуществ и его стоит опробовать в рамках учебного процесса.

2. Ситуация «Вы зашли в храм во время богослужения». Эта методика применяется при проведении опроса по последованию богослужений (в первую очередь вечерни, утрени и литургии). Суть в том, что проигрывается фрагмент видеозаписи или аудиозаписи определённого момента богослужения и студент должен назвать, что это за момент богослужения (какое песнопение или молитвословие). Моделируется ситуация, будто он зашел в храм во время службы и необходимо достаточно быстро идентифицировать, какой идет момент богослужения. Такой опрос можно проводить как в формате викторины (см. выше), так и просто в форме индивидуального опроса. Преимущества такого метода очевидны: во-первых, он более интересен и увлекателен, чем стандартный зачет, во-вторых, демонстрируется связь изучаемой теории с реальной практикой богослужения.

Проведение опроса в такой форме требует определенной предварительной работы: преподаватель должен подготовить видеозапись или набор аудиозаписей с различными фрагментами службы. Кроме того, необходимо провести со студентами беседу о том, по каким признакам можно идентифицировать основные моменты богослужения. Например: если мы видим, что в храме потушены свечи и чтец стоит в центре храма, то можно понять, что это – шестопсалмие. Если мы видим, что диакон стоит на амвоне и говорит прошения, то понятно, что это – ектения. Осталось только по тексту прошений и по репликам хора понять, какая именно ектения произносится.

Особняком стоит вопрос о том, как идентифицировать на слух песнь канона на утрене. В основном номер песни канона можно определить по тексту ирмоса и по характерным признакам, которые связывают данный ирмос с библейской песнью. Например, если в ирмосе упоминается переход через Чермное море, то это – 1-я песнь; если есть упоминание пророка Ионы – значит, мы слышим ирмос 6-й песни; если упоминается Богородица, то, скорее всего – 9-я песнь. Наконец, если упоминаются три отрока в печи, это значит, мы слышим ирмос 7-й или 8-й песни; между собой эти песни можно различить по рефренам: рефрен «благословен еси Боже отец наших» (и его вариации) – признак 7-й песни, тогда как на 8-й песни используется более длинный рефрен – «благословите вся дела Господня Господа и превозносите Его во веки». Таким образом, идентификация номера песни канона на слух – очень сложный процесс; думается подобное тестирование допустимо только для студентов «продвинутого» уровня.

При этом понятно, что опрос с использованием только аудиоматериалов – более сложен, нежели с привлечением видеоконтента.

3. Исправление ошибок в представленной схеме службы. Еще один нестандартный вариант промежуточного контроля, который удобнее проводить в формате письменной работы. Суть метода ясна: дается схема определённого фрагмента богослужения, в которой некоторые нужные элементы пропущены, другие ненужные – добавлены; также есть замены (вместо правильного фрагмента указан неверный). Нужно представить правильную схему богослужения. В качестве примера приведем далее таблицу, в которой левый столбец – задание, тогда как в правом дается решение. В правом столбце верные добавления отмечены курсивом, ошибочные фрагменты зачеркнуты. Давая задание, можно указать, что в предложенной схеме имеется 8 ошибок (так будет легче), а можно количество ошибок в тексте не указывать (так будет сложнее).

Задание

Верный вариант

Фрагмент вседневной вечерни.

Диакон и хор исполняют прокимен дня

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...».

Диакон «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник: «Яко Бог милости и щедрот…».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Вонмем»

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник возглашает: «Яко милостив и Человеколюбец…».

Хор: «Аминь».

Хор поет стихиры на стиховне по Уставу.

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Диакон произносит сугубую ектению «Помилуй нас, Боже...».

Священник: «Яко Бог милости и щедрот…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон).

Диакон: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго Господина...».

Диакон и хор исполняют прокимен дня

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...».

Диакон «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник: «Яко Бог милости и щедрот…» «Яко Благ и Человеколюбец...».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Вонмем»

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник возглашает: «Яко милостив и Человеколюбец…» «Буди держава Царствия Твоего…».

Хор: «Аминь».

Хор поет стихиры на стиховне по Уставу.

Чтец (или хор): «Ныне отпущаеши...».

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Хор поет тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Помилуй нас, Боже...».

Священник: «Яко Бог милости и щедрот…» «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь».

Диакон: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон).

Диакон: Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).

Хор: «Великаго Господина...».

3.4. О проведении текущего контроля по дисциплине.

Здесь хочется предложить три рекомендации. Во-первых, можно принять во внимание реальное разделение между студентами по прилежанию и успеваемости и ввести базовый и профильный варианты аттестации (наверное, правильно будет предлагать такое разделение на старших курсах, тогда как на младших предпочтительнее всем предоставлять одинаковые условия на контрольных мероприятиях). Суть в следующем: для зачёта преподаватель готовит список вопросов в двух частях: в первую часть включаются вопросы, составляющие необходимый базовый минимум (наиболее важные темы), тогда как во вторую часть – все остальные вопросы, входящие в содержание модуля. Студенты, которым достаточно оценки «удовлетворительно» и которых мы условно назвали «индифферентными», учат вопросы только из первой части списка, тогда как условные «хорошисты» и «отличники» готовят все вопросы. При этом сохраняется полная свобода выбора: студент сам решает, какой вариант – сокращенный или полный – он будет готовить и потому, если он выбрал сокращенный вариант, заранее будет морально согласен с удовлетворительной оценкой. В качестве примера приведем список вопросов для зачета по праздникам Рождества Христова и Богоявления:

Вопросы для зачета по праздникам Рождества Христова и Богоявления.

Базовая часть:

Служба в навечерие праздника: два варианта. Вопрос о посте в Сочельник.

Навечерие Рождества Христова: великие часы и изобразительны.

Навечерие Рождества Христова: великая вечерня в соединении с литургией.

Всенощное бдение и литургия Рождества Христова.

Навечерие Богоявления: великие часы и изобразительны.

Навечерие Богоявления: великая вечерня в соединении с литургией.

Всенощное бдение и литургия Богоявления.

Великое освящение воды.

Профильная часть:

История праздников Рождества Христова и Богоявления.

Неделя святых праотец.

Неделя святых отец.

Предпразднство Рождества Христова.

Навечерие Рождества Христова: великая вечерня отдельно от литургии.

Анализ паремий Рождества Христова.

Попразднство Рождества Христова. Собор Богородицы. Суббота по Рождестве Христовом.

Неделя Богоотец.

Предпразднство Богоявления.

Навечерие Богоявления: великая вечерня отдельно от литургии.

Во-вторых, при проведении зачетов по изменяемым особенностям богослужений (вечерни, утрени и литургии) полезно изменить формат: вместо обычного устного ответа по теории предложить студентам продемонстрировать приобретенные компетенции (навыки). Для этого заблаговременно дать несколько заданий на курс в виде конкретных богослужений рассматриваемого типа, на самом опросе выбирать для студентов соответствующие службы по жребию. Например, если проводится опрос по вседневному богослужению, то дать около десятка (можно и больше) вседневных служб. На опросе студент должен выйти с книгами и показать по Октоиху и Минее, как он будет совершать ту службу, которая досталась ему по жребию.

В-третьих, можно, в соответствии с идеей, представленной в одном из пунктов параграфа 2.2. данной статьи, на опросах шире использовать метод сравнительного анализа. При этом можно сравнить просто две конкретные службы Минеи и обозначить различия между ними (такой вариант задания предпочтительнее давать более слабым студентам), тогда как более «продвинутые» могут устно и с точки зрения теории рассказать об отличиях одних служб от других (например, чем великая вечерня в составе бдения отличается от великой вечерни на полиелейном богослужении, чем служба святому с великим славословием отличается от службы святому шестеричному и т.п.).

Хочется верить, что представленный в статье материал и предложенные идеи помогут преподавателям (особенно начинающим) оптимизировать учебный процесс, а мы все сможем преодолеть пресловутую проблему плохих остаточных знаний по Литургике у выпускников семинарий и молодых священнослужителей.


Алексей Сергеевич Кашкин кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики доцент кафедры Церковно-практических дисциплин Саратовской православной духовной семинарии 410028, Саратов, ул. Мичурина, д. 92 a_kashkin@mail.ru


[1] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 8

[2] Там же.

[3] Козлов М., прот. Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария. // Журнал Московской Патриархии, 2021, № 4. С. 28-29

[4] Впрочем, в вопросах оценки плохих ответов многое зависит от принципиальности и дотошности преподавателя или членов комиссии.

[5] Козлов М., прот. Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария. // Журнал Московской Патриархии, 2021, № 4. С. 29

[6] Впрочем, этот изъян можно минимизировать, если правильно организовать богослужения в семинарском храме; подробнее этот аспект рассмотрим далее.

[7] Применительно к Литургике такую особенность имеет «Типовая рабочая программа», разработанная профессором Московской духовной академии А. М. Пентковским.

[8] Видимо, так получается из-за того, что в других дисциплинах различные модули не имеют тесной связи друг с другом и знание материала предыдущего модуля не является необходимым для изучения следующего модуля. Например, если студент по каким-то причинам пропустил или чисто формально прослушал материал по истории ранней Церкви I – III вв., этот факт не помешает ему в изучении истории Церкви эпохи Вселенских соборов. В то же время по Литургике, если студент не усвоил богослужения суточного круга, ему сложно будет рассматривать такие частные случаи как богослужения праздников и периода Триоди.

[9] Эта тема нередко поднимается на регулярных курсах повышения квалификации преподавателей Литургики, проводимых под эгидой Учебного Комитета.

[10] Кашкин А. С. Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями. / Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashkin/zametki-ob-ispolzovanii-bogosluzhebnyh-ukazanij-svjashhen.... (дата обращения 13.10.2021)

[11] Козлов М., прот. Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария. // Журнал Московской Патриархии, 2021, № 4. С. 28

[12] Вот цитата одного из высказываний: «Такой анализ даёт возможность человеку открыть для себя глубину православного богослужения и может уже на начальных этапах обучения раскрыть богослужение для студентов с новой стороны. А это в свою очередь воспитает в них литургический вкус и более серьезное отношение к богослужению».

[13] Впрочем, статьи в энциклопедии не могут заменить единого и адаптированного учебного пособия, так как они гораздо шире по содержанию, чем это необходимо для учебного курса; кроме того, каждый раз преподавателю и студентам прорабатывать их, адаптируя для своих нужд, не очень удобно.

[14] Матеос Х., Тафт Р. Развитие византийской литургии. Quo vadis, 2009; Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов / пер. с англ. С. Голованова. — 2-е издание. — Омск: Голованов, 2011; Тафт Р. Ф. Диптихи / пер. с англ. С. Голованова. Омск: Голованов, 2012.

[15] Кашкин А. С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария.— Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 430 с.; Кашкин А. С. Литургика. Часть 2: Постная и Цветная Триоди. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная семинария.— Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017.— 750 с.

[16] Как дополнение к статье «Брак» следует использовать современный документ «О канонических аспектах церковного брака». См. О канонических аспектах церковного брака. / Патриархия. Ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384 (дата обращения 13.10.2021)

[17] Как дополнительные материал по теме «Чинов присоединения» желательно использовать лекцию протоиерея М. Козлова, видеозапись которой в 3-х частях легко найти в Интернете. См. например Чины присоединения инославных к Православной Церкви. Лекция протоиерея Максима Козлова в Николо-Угрешской семинарии. / [Электронный ресурс]. URL: https://st-serafim.ru/publications/chiny-prisoedineniya-inoslavnyh-k-pravoslavnoj-tserkvi-lektsiya-protoiereya-maksima-kozlova/ (дата обращения 13.10.2021)

Учебный комитет