Автором и руководителем программы, которая начнется 23 сентября 2024 года, является заведующий кафедрой философии и религиоведения богословского факультета ПСТГУ Константин Михайлович Антонов.
Программа курса:
- Введение. Основные проблемы преподавания и изучения русской философии.
Неактуальность русской философии. Неправославность русской философии. Русская философия – это не философия: а) Русская философия – больше, чем философия; б) Русская философия – меньше, чем философия. Русская философия – это русская литература; русская философия – это «умозрение в красках» и экзегеза Писания. Русские философы – слишком интересные люди. Сектантство в истории русской философии. Архив русской философии: зачем он нужен в работе преподавателя? Полные и неполные собрания сочинений русских философов: зачем они и какими они должны быть? Рабочее определение философии.
- Религиозная философия как стиль и рефлексивная практика
Религиозные традиции и их рефлексивные практики, и структуры. Секуляризация как условие становления рефлексивных структур. Религиозное обращение и рефлексия. Типы рефлексии: богословская, философская, критическая, научная. Религиозная философия: рабочее определение. Религиозно-философские традиции в истории религии и философии. Русская философия: рабочее определение.
- Инструменты.
Философское и нефилософское изучение философии: спор факультетов. Философское изучение истории философии и его нефилософское опосредование. Интерпретирующие и объяснительные теории в современном академическом изучении истории русской мысли. История религии, психология религии, социология религии как инструменты изучения религиозно-философского дискурса. Концепция религиозного кризиса прот. Г. Ореханова. Приложение компенсаторной теории модерна и теории конфессионализации к истории русской мысли у А.П. Соловьева. Религиозно-историческая концепция софиологии Н.А. Вагановой. Культурная и интеллектуальная история русской мысли О.А. Жуковой.
- Культурная ситуация в России второй половины XVIII – первой трети XX века и ее трансформации.
Петровская реформа как опыт секуляризации и европеизации русской культуры. Культурная политика Екатерины II и Александра I. Становление языка духовной и светской литературы. Реформы университета и духовной школы. Просвещение, романтизм и «ренессансный элемент» в культуре России. Диверсификация субкультур, религиозное обращение и становление религиозно-философского стиля мышления. Трансформация базовой культурной ситуации в русской культуре XIX – XX веков и преемственность в русской религиозной мысли.
- Религиозный кризис и религиозное обращение.
Религиозный кризис в русской культуре XIX века. Религиозное обращение и контробращение, формы неверия. Религиозное обращение и институциональная и жанровая история русской религиозной философии: от кружка, салона и журнала к религиозно-философским собраниям, обществам и академиям (и обратно к кружкам и журналам). От «писем к даме» к журнальной статье и трактату и обратно к незавершенностям и неопубликованностям. Типичная биография русского философа.
- Базовая полемическая ситуация и ее исторические формы.
Базовый треугольник: духовно-академическое богословие – русская религиозная философия – русский секуляризм. Точки схождения и расхождения, основные полемические фигуры: «западное пленение», «пантеизм», «реакция» / «утопия» и др. под. Более поздние привхождения: религиозный и антирелигиозный фундаментализм (критика нигилистического комплекса в «Вехах»); советский эксперимент и его философская критика в эмиграции; критика инославной ортодоксии в эмигрантской РРФ; поколенческие конфликты.
- Периодизация истории русской философии.
Основание для периодизации: становление философии как автономной культурной системы. Предыстория. Первый период: полемика славянофилов и западников. Где же там философия? Период систем или апогей автономии: новые жанры, основные направления, проблемы, идеи и представители. Религиозно-философский ренессанс или новая миссия философии: новая (на самом деле старая) проблематика, новые жанры и институты, направления, идеи и представители. Религиозная мысль в эмиграции и в СССР: пути выживания. Проблема верхней границы истории русской религиозной философии: где поставить точку?
- Критика культуры в русской религиозной философии.
Почему религиозная философия предполагает критику культуры? Всякая ли критика культуры носит философский характер? Критика культуры как критика секуляризации и постановка проблемы секуляризации в ИРФ. К типологии культуркритики. Примеры культур критики в ИРФ: Толстой, Соловьев, Розанов, Бердяев.
- Философская теология в русской религиозной философии.
Еще раз о дискуссии вокруг отношения русской религиозной философии. к православию. Проблема богословской новизны в русской мысли. Еще раз о религиозном обращении и его последствиях. Актуализация через деструкцию, модернизация через архаизацию и механизм «остранения». Новизна на концептуальном уровне: идеи всеединства и богочеловечества, от теизма и пантеизма – к панентеизму, идея Бога, Бог и мир, апофатика и катафатика, антропология, триадология и христология, экклезиология, сотериология, эсхатология.
- Русская философия на фоне западной.
Так ли уж нерелигиозна западная философия? Немецкая классика как философско-теологический прецедент. Каких немецких философов надо знать, чтобы разбираться в русской философии? К вопросу о западном влиянии на русскую мысль. Каких русских философов надо знать, чтобы разбираться в западной философии (богословии)? К вопросу о русском влиянии на западную мысль. О «влиянии» и влиянии.
- Русская религиозная философия в современных дискуссиях.
Типичные ошибки при попытках актуализации русской религиозной мысли: «русские философы – это и есть (подлинное) православие»: гипертрофия апологетической составляющей русской мысли, «русские философы против современного мира»: гипертрофия культуркритики, «русские философы знали ответы на все вопросы и предсказали….»: гипертрофия пророческой функции; «русские философы – образец патриотизма»: гипертрофия националистического аспекта русской мысли. Как это делают на Западе и почему западный опыт ценен для нас? Условия адекватной герменевтики русской религиозной философии.
- Что нам делать с преподаванием русской философии: дискуссия.
Вопросы к дискуссии:
Какие проблемы в преподавании / восприятии истории русской философии Вы испытываете?
Какой путь преодоления этих проблем Вы видите:
Актуализировать наследие русских философов, вписать его в современную повестку
Преподавать русскую философию «как она есть», в чистом историко-философском ключе
Подходить к истории русской философии с точки зрения православия
Подлинная русская философия – совсем не там, где ее ищут обычно (укажите, где она) - Итоговая аттестация.
Срок освоения: 3 месяца
Формат: онлайн-занятия с преподавателем