Новости библеистики

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.
Новости библеистики, Основные события научной дисциплины
 
В журнале «Вестник ПСТГУ» вышла статья об особенностях патристической экзегезы книги Бытия

Ерошев Е. В. Библейская типология или языческая аллегореза? К вопросу об особенностях патристической экзегезы книги Бытия по материалам «Шестоднева» прп. Анастасия Синаита // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 48-65.
Статья посвящена анализу духовно-иносказательной или, как ее характеризуют авторы критического текста, «мистической» экзегезы «Шестоднева» (CPG 7770) прп. Анастасия Синаита в контексте дискуссии вокруг типологии и аллегории как двух внешне похожих, но по своим принципам противоположных друг другу методах иносказательного толкования Священного Писания. Во введении обосновывается актуальность типологии как отдельного экзегетического метода и особая роль «Шестоднева» прп. Анастасия Синаита в данном дискурсе. В основной части статьи экзегеза «Шестоднева» анализируется и сопоставляется с подходом к толкованию Оригена. На основании исследовательской литературы и анализа релевантных мест из трудов Оригена выводятся базовые принципы его экзегезы и оценивается влияние этих принципов на «Шестоднев» прп. Анастасия Синаита. Рассмотрение данного вопроса в контексте научной дискуссии о типологии и аллегории позволяет показать принципиальные отличия экзегетического метода прп. Анастасия Синаита от метода Оригена. При наличии у обоих авторов принципа «всеобъемлющего иносказания» Ориген в духе языческой аллегорезы часто отбрасывает естественное значение трактуемого образа как фиктивное и подменяет его аллегорическим концептом. Автор «Шестоднева», напротив, сознательно избегает такого подхода. «Всеобъемлющее толкование» у Синаита присутствует лишь на макроуровне, на микроуровне он следует выработанной им самим экзегетической формуле: переходить «к анагогическому толкованию там, где это необходимо, и в той мере, в которой необходимо». Историчность повествования, воспринимаемая в своей полноте, полагается фундаментом духовного толкования, т. е. образы, вписываясь в систему символико-типологических соотнесений, не теряют своей первоначальной сигнификации. Герменевтическим ключом для Синаита выступает боговоплощение, а центральным элементом экзегезы — Христос, через Которого автор входит в область христологии, эклессиологии и эсхатологии, поэтому можно говорить о том, что материал «Шестоднева» является авторским применением традиционного типологического толкования и что применяемый автором метод нельзя отождествлять с аллегорией в смысле языческой аллегорезы и с оригеновским методом иносказания.

Текст статьи доступен на сайте журнала
 
Израильские археологи нашли под Стеной Плача загадочные помещения

Группе израильских ученых удалось найти загадочные помещения под руинами Иерусалимского Храма, сообщает сайт «Дни24».
Под площадью Стены Плача была обнаружена серия подземных комнат, чье предназначение остается загадкой для сотрудников Управления древностей Израиля.
Земляные работы начались еще в 2019 году, когда исследователи решили изучить руины здания византийской эпохи, которое находилось возле достопримечательности. Оказалось, что мозаичный пол скрывал помещения, высеченные прямо в скальной породе. Они содержали известняковую керамику и масляные лампы, которых изготовили 2 тысячи лет назад.
Авторы научного проекта отметили, что каменная утварь использовалась наиболее религиозными иудеями, поскольку считалась чистой для ритуалов. Согласно одной из гипотез, подземные туннели служили в качестве склада. Недавно обнаруженное сооружение - одно из немногих сохранившихся остатков древнего Иерусалима помимо Стены Плача. В 70 году нашей эры римские войска, которым было поручено подавить Первое еврейское восстание, сожгли и опустошили город.

Сайт Дни24
 
Что удивило ученых в найденном "городе рыбаков" из Библии

Израильские археологи заявили, что обнаружили знаменитый библейский город — Вифсаиду Галилейскую. Именно там, согласно Евангелию, Иисус Христос призвал первых апостолов и там же он совершил чудо, накормив пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Как искали древнее поселение и что нового узнали о жизни Христа — в материале РИА Новости.
Город чудес
"И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть", — повествует евангелист Матфей.
Ученики ответили Христу: у нас только пять хлебов и две рыбы. Спаситель повелел принести эти запасы. Благословив, он разломил их на несколько частей и отдал апостолам.
"И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей", — так описывает чудо Матфей.
Пожалуй, это один из самых известных эпизодов Нового Завета.
О другом необыкновенном случае говорит в своем Благовестии Марк. К Иисусу приводят слепца, просящего об исцелении. Спаситель идет с ним в безлюдное место, подальше от глаз толпы.
Есть еще множество не столь известных свидетельств о чудесах, сотворенных Христом. Но что удивительно: все они происходят в Вифсаиде Галилейской.
Парадокс, но от городов, где к проповедям Иисуса прислушивались, ничего не осталось. Капернаума, Магдала и другие селения на берегу озера Кинерет — сегодня одни развалины. А вот Назарет, отвергший новое учение, или Иерусалим, чьи жители требовали распятия Христа, вполне процветают.
Два поселения
Этот факт побудил исследователей во второй половине XX века начать поиски первых христианских городов в Галилее — чтобы понять, почему именно в них проповеди Христа прошли с наибольшим успехом.
Вифсаиду искали 32 года. Отправной точкой послужил город Капернаум. В 1968 году там обнаружили останки византийского храма V века. На его полу из мозаики были выложены две рыбы. А под этим строением археологи нашли фундамент здания времен Христа. Оказалось, дом принадлежал апостолу Петру.
Капернаум расположен в северо-западной части Галилеи, в районе Голанских высот. За эту территорию десятки лет спорят Израиль и Сирия, из-за чего официально находятся в состоянии войны. Поэтому долгое время исследователи не могли попасть сюда.
Им это удалось в середине 1970-х, что привело к сенсационному открытию: оказывается, Вифсаиды было две. Вопрос только, в какой из них совершал чудеса Иисус Христос.
Христос для язычников
"Кроме Евангелия, о Вифсаиде известно из трудов античных авторов. Прежде всего из Иосифа Флавия (римского историка еврейского происхождения, жившего в I веке. — Прим.ред.). Он пишет, что недалеко от устья реки Иордан, на нижних Голанах расположен этот город", — рассказывает журналистам израильский археолог Мордехай Авиам.
Ныне это местечко называется Эль-Арадж. Там археологи нашли останки античной купальни, а также две монеты с изображением императора Нерона.
"Это говорит о том, что здесь была развита городская культура. Флавий как раз упоминает, что Вифсаиду (в источниках еще она именуется Вифсаидой Восточной. — Прим.ред.) в первом веке повысили до городского статуса", — отмечает Авиам.
Поэтому некоторые исследователи сделали вывод: Христос проповедовал не только простым рыбакам. Он, по всей видимости, был человек образованный и отлично знал греко-римскую культуру, раз совершал столько чудес в античном городе.
Именно этим, по мнению ученых, можно объяснить факт, что в раннехристианской общине довольно быстро приняли решение о проповеди среди язычников. Известно, что около 50 года нашей эры среди апостолов разгорелся спор — нужно ли соблюдать иудейские законы и обращать в новую религию неевреев.
Впрочем, у этой теории немало противников. Именно их доводы — причина тому, что "ту самую Вифсаиду" стали искать не в местечке Эль-Арадж, а где-то еще.
Христос для иудеев
"В Евангелии Христос говорит: "Я послан к погибшим овцам дома Израилева" (Мф 15:24). То есть прежде всего он пришел к иудеям. Из Писания известно, что когда к нему Нему обратилась сиро-финикиянка с просьбой исцелить ее дочь, Он сказал: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф 15:26). Это не уничижает язычников — Он испытывал веру женщины. Но сама идея четко прослеживается. К тому же мы нигде не видим, чтобы Иисус говорил по-гречески. Все его фразы либо на еврейском, либо на арамейском языках. Однако вышесказанное не отменяет того, что Христос явился спасти всех: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа", — заповедует Христос ученикам (Мф 28:19)", — отмечает преподаватель Московской духовной академии, библеист Михаил Скобелев.
Эту версию подтвердила группа исследователей Университета Небраски — ученые обнаружили развалины некоего поселения неподалеку от израильской деревни Эт-Телль. Оно было довольно крупным — в частности, там находилось несколько синагог.
Ученые уверены: на этот раз речь точно идет о "той самой Вифсаиде". Во-первых, поселение — чисто иудейское, в отличие от Вифсаиды Восточной. Во-вторых, судя по артефактам, там жили именно рыбаки.
"На иврите город назывался Бейт-Цед. Слово "цед" означает охоту или рыбалку. То есть Вифсаида — "город рыбаков". Из Евангелия известно, что он был родным для апостолов Петра, Филиппа и Андрея (Первозванного)", — говорит руководитель раскопок Мордехай Авиам.
Вот только рыбацкое поселение нашли аж в двух километрах от берега озера Кинерет (другие его названия — Тивериадское озеро и Галилейское море). Профессор Авиам объясняет это тем, что Галилея — сейсмически активный регион. За два тысячелетия береговая линия озера неоднократно менялась. То же, кстати говоря, происходило и с руслом Иордана.
Большая загадка
Впрочем, археологи только начали масштабное исследование найденного города. Они надеются подробнее узнать о его жизни и ответить на волнующий многих вопрос: почему Вифсаида так часто упоминается в Писании?
"По каким-то причинам евангелисты говорят об одних городах, где Христос сотворил чудо, а о каких-то умалчивают. Например, Спаситель проповедовал в Десятиградии за Иорданом, но о событиях, произошедших там, там сказано очень мало — исцеление бесноватого (Мк 5:1) и глухого (Мк 7:31)", — обращает внимание библеист Михаил Скобелев.
По его словам, в Евангелии даже есть пояснение на этот счет: Господь совершил много чудес, "и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин 21:25). Поэтому вполне возможно, что с открытия Вифсаиды начнется поиск менее известных библейских поселений. Во всяком случае, исследователи не сомневаются — именно здесь Христос начал проповедь, призвав первых апостолов.

РИА Новости
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 След.