ФОРУМЫ

Страницы: Пред. 1 ... 25 26 27 28 29 ... 41 След.
Научные мероприятия и образовательные возможности
 
«Как изучать протестантов». Лекция Надежды Поповой

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=amVTdtPsYJc

Протестантизм, одно из классических направлений христианства, — явление в нашей стране не новое. Первые протестанты, лютеране, появились у нас еще при Иване Грозном, а автохтонные культы («ереси»), близкие современным протестантам, возникали и еще раньше на почве православия, идейно предвосхитив европейскую Реформацию. К концу первой четверти XX века практически все известные на сегодняшний день в России протестантские общины (кроме общин харизматических и некоторых поздних НРД) уже были представлены в СССР. Верующие пережили годы большого террора, Великой Отечественной, оттепели — и, претерпев многое, выросли количественно и институционально. Ворвавшись в период массового «пробуждения» 90-х и встретив зарубежных братьев, общины получили невиданный доселе приток новых членов. Первое же двадцатилетие XXI века показало снижение и стабилизацию численности верующих. На сегодняшний день только зарегистрированные в минюсте протестантские объединения составляют примерно 20% ото всех российских религиозных организаций. Количество же религиозных групп вряд ли возможно посчитать. Как и десятилетия назад, сейчас протестанты остаются в поле зрения исследователей. Но если ранее о них писали в ключе «научного атеизма», имеющего под собой идеологическую базу, то современные ученые изучают протестантов, пытаясь максимально объективно смотреть на их феномен. Но дурная память осталась: почти любой исследователь, пришедший в общину, в первое время воспринимается по инерции как человек, который явился навредить и написать ложь. Сильна у верующих память и о засланных соглядатаях из госбезопасности. Эта память создает определенные проблемы для религиоведа, антрополога. Один из весомых методов в изучении современных протестантских общин — метод включенного наблюдения, который предполагает непосредственное участие исследователя в жизни общины, притом исследователь не интегрируется в структуру, не сливается и не ассоциирует себя с членами общины. Кроме того, важные методы — это интервьюирование и анкетирование с целью сбора статистических данных. Об этих трех методах — включенном наблюдении, интервью и анкетировании — мы и будем говорить на лекции. Но ни один из методов не окажется эффективным без важнейшей части: исследователю важно наладить контакт и вызвать расположение верующих к себе, доверительное отношение. Только тогда все названные методы дадут качественную источниковую базу для дальнейшего анализа. Поэтому о практике «настройки» первичного контакта мы тоже поговорим. Лектор — Надежда Попова, выпускница исторического факультета Уральского Федерального Университета, социокультурный антрополог, религиовед, исследователь-полевик.

Библиотека им. Н.А. Некрасова
 
Quaestio Rossica  №1, 2021


Анастасия Голубцова

Большевизм и религия в итальянских травелогах о Советской России 1920–1930-х годов
Представлен анализ религиозных тем и мотивов в травелогах итальянских писателей, посещавших СССР в 1920–1930-х гг. Религиозная тематика в данных текстах предстает в двух основных формах: во‑первых, обращение авторов к религиозной образности (аллюзиям на Библию и другие тексты христианской традиции) как общему культурному коду, используемому при осмыслении незнакомых советских реалий; во‑вторых, исследование форм присутствия религии в советском обществе, внешне сугубо атеистическом, внутренне же (в восприятии итальянских авторов) проникнутом религиозным духом. Изучение этих аспектов позволяет выделить ряд важных особенностей рецепции Советского Союза в итальянском обществе, в том числе рассмотреть влияние фашистской пропаганды и европейского «мифа о России» на формирование образа СССР в Италии, и внести вклад в осмысление механизмов формирования образа «другого» в межкультурном взаимодействии России и Запада. Материалом исследования послужили травелоги итальянских литераторов Курцио Малапарте, Винченцо Кардарелли и Коррадо Альваро, посетивших СССР в 1920–1930-е гг., в период расширения экономических и культурных контактов между Россией и зарубежными странами после завершения Гражданской войны. В ряду свидетельств, оставленных итальянскими гостями СССР, травелоги, созданные прозаиками и поэтами, представляют особый интерес как пример того, каким образом материал действительности преломляется в авторском воображении. В России эти тексты малоизвестны и практически не привлекают внимания исследователей. За рубежом же они активно изучаются начиная с 1980-х гг. в статьях и монографиях, посвященных образу СССР в западном сознании, в последние годы выходит ряд специальных работ о путешествиях итальянских авторов в Советский Союз. Однако зарубежные исследователи рассматривают данные тексты исключительно как исторические источники и практически не затрагивают проблему структуры травелога как художественного целого. Между тем, «филологический» подход необходим для адекватного понимания такого сложного художественно-документального образования, как травелог. Результаты данного исследования в конечном счете могут иметь практическое значение для более эффективного выстраивания межкультурных коммуникаций в современном мире.

Полный текст статьи http://www.intelros.ru/readroom/quaestio-rossica/ku1-2021/44372-bolshevizm-i-religiya-v-italyanskih-travelogah-o-sovetskoy-rossii-19201930-h-godov.html
 
Социологическое обозрение  №1, 2021

Ирина Борщ

Международное право и Православная церковь: идеи М. В. Зызыкина в 1930-е годы
В статье рассматриваются идеи правоведа и историка М. В. Зызыкина (1880–1960) о вкладе церкви в международное право в контексте истории права и состояния международных отношений 1930-х годов. Особое внимание уделяется отношению православия к международному праву, поскольку Зызыкин — один из немногих правоведов, подробно исследовавших влияние на «право народов» православной церковной традиции. Его работы на эту тему (прежде всего очерк «Церковь и международное право» (1937), написанный для Оксфордской конференции практического христианства) остаются малоизвестны представителям социально-политических наук, как это произошло со многими трудами русских ученых в эмиграции в межвоенный период. В первой части нашей статьи излагаются основные моменты биографии правоведа и краткое описание его трудов, с целью показать особенности его подхода к проблеме христианского международного права. Во второй части рассматриваются основные положения о происхождении международного права (в средневековой Европе при участии церкви) в контексте позиций других правоведов-международников (Таубе, Мартенса, Камаровского, Ниса, Блюнчли). Третья часть содержит сравнительную характеристику отношения к международному праву трех христианских конфессий (католичество, протестантизм, православие) по Зызыкину, и его идею «несимметричного» вклада христианского Запада и Востока (представленного первоначально Восточной римской империей, а затем Российской империей). В четвертой части излагается наиболее оригинальная часть идейного наследия Зызыкина: сравнение двух уязвимых попыток международного объединения — Священного союза в XIX веке и Лиги Наций в XX веке. При этом правовед отдает предпочтение православно-консервативному проекту Священного союза как более реалистичному и морально-обоснованному.

Полный текст статьи http://www.intelros.ru/readroom/socoboz/soc1-2021/44292-mezhdunarodnoe-pravo-i-pravoslavnaya-cerkov-idei-m-v-zyzykina-v-1930-e-gody.html
Страницы: Пред. 1 ... 25 26 27 28 29 ... 41 След.