Церковное искусство

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 След.
Церковное искусство, Важные события, анонсы, ссылки на материалы
 
Ранние иконы / Лекция

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=ge_za-jgbVs

Приглашаем на вторую лекцию цикла «Русское средневековое искусство», который ведет Алексей Геннадьевич Барков, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Древнейшие иконы, о которых пойдет речь на лекции, относятся к так называемому «домонгольскому» этапу русской культуры. Этот период охватывает значительный временной отрезок: от конца Х века до 1237 года. Однако памятников этого периода, дошедших до нас, совсем немного – чуть более двух десятков. Они разнородны по своему составу: по большей части это огромные храмовые образы, зачастую заменявшие монументальные росписи, но также встречаются и камерные моленные образы. Их происхождение, за редким исключением, невозможно проследить документально. Принадлежность к тому или иному художественному центру, как правило, устанавливается исключительно по формальным признакам.
Принято считать, что русские иконы, в сравнении византийскими, уступают в технологическом плане, однако простота и лаконичность приемов нисколько не снижает силу их художественной выразительности. Так сложилось, что, не имея своей письменной богословской традиции, именно икона стала главным способом Богообщения. Без осмысления этого явления невозможно понимание русской культуры в целом.
Подробнее о цикле «Русское средневековое искусство»:
Предлагаемый курс посвящен главным этапам и наиболее значимым памятникам в истории русского искусства XI – XVII веков. Курс рассчитан на широкую аудиторию разной степени подготовленности – как для тех, кто впервые будет знакомиться с этим явлением, так и для «продвинутых» слушателей. В процессе знакомства с материалом будут рассматриваться вопросы генезиса русского средневекового искусства, его взаимоотношения с византийским и западноевропейским искусством, также будут рассмотрены особенности системы художественного языка, взаимодействия слова и изображения, соотношения формы и смысла.
Одной из важных задач курса является попытка преодоления некоторых стереотипов в отношении русской средневековой культуры, как о безнадежно отсталом и вторичном по отношении к западной культуре, либо как о явлении сугубо сакральном, понимание которого возможно лишь посвященному зрителю. Восемь столетий русского средневекового искусства – огромный для нашей истории временной интервал, наполненный интенсивным духовным и художественным поиском, великими творениями и гениальными прозрениями. Без преувеличения можно сказать, что древнерусское искусство – лучшее, что было создано Россией, её главный вклад в мировую культуру, сравнение с которым выдерживает лишь русская литература и музыка XIX века.
Возможно, вы не получите всех исчерпывающих ответов, но мы сможем поставить и обсудить некоторые важные вопросы.
Предварительные даты трансляций: 23.09 | 21.10 | 18.11 | 16.12 | 27.01 | 17.02 | 17.03

Музей русской иконы
 
Лекция Максима Кантора «Гентский алтарь как проект объединенной Европы»

Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=LorUPyU0y5Q

21 октября в Пушкинском музее к выходу новых книг «Чертополох и терн» пройдет лекция российского художника, писателя и историка искусства Максима Кантора «Гентский алтарь как проект объединенной Европы».

Гентский алтарь работы братьев Губерта и Яна ван Эйков («Алтарь мистического агнца») предлагается рассмотреть в контексте исторических событий: Столетней войны, политики Великого герцогства Бургундского, эволюции теологических споров Вселенских соборов (от Констанцского до Базельского и Ферраро-Флорентийского), конфликта гвельфов и гибеллинов, дебатов папизма и конциляризма. Концепция (политическая и религиозная) Гентского алтаря встроена в эти споры. Таким образом, Гентский алтарь помимо сугубо эстетического значения приобретает также и политическое, и теологическое.

Ян ван Эйк, живописец и камердинер (valet de chambre) Филиппа Доброго, в свете такого толкования предстает не только иллюстратором Священного Писания, но государственным деятелем и политическим мыслителем, мыслящим в контексте идей своего времени.

Максим Кантор. Художник, писатель, философ. Почетный член Пемброк-колледжа в Оксфорде, удостоен звания в области философии Doctor Honoris Causa Туринского университета; произведения художника находятся в Британском музее, Штеделевском институте (Франкфурт-на-Майне), Академии изобразительных искусств (Вена), Третьяковской галерее и др.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
 
Икона и храмовая роспись | «Практическая теоэстетика»
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=zMYjm-ujzcI
Как икона не порывая с традицией остается современным произведением искусства? Как вопреки личным представлениям, вкусовым предпочтениям или разнообразным историческим стилям обнаружить в иконе нечто подлинное? И каким образом храмовое искусство может быть созидающим и подлинно творческим устремлением? Все это в новом эпизоде посвященном красоте иконы и росписи храма. ⬅️ Предыдущий эпизод: https://youtu.be/iQ4VzsKCPWI Это третий эпизод из серии видео «ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОЭСТЕТИКА». Мы постараемся рассказывать вам, как богословие красоты преломляется в жизни и искусстве, в работе и в отношениях, в философии и богословии. Наша серия роликов посвящена христианской архитектуре и росписи храма Всех Святых в ст. Шаховская (Московская обл.) и работе Александра Солдатова (иконописец и художник).

Теоэстетика
Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 След.