ФОРУМЫ

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 158 След.
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Том 3 № 2 (2021): Вопросы теологии / Исследования

Методы академической теологии (pro et contra Бернарда Лонергана)

   Священник Алексей Васильев Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия (Россия 115035, Москва, ул. Пятницкая, дом 4/2, строение 1.)

Аннотация

Статья посвящена разработке специальных аспектов методологии академической теологии, детерминированных внутренними методами православного догматического богословия. Разработка методов теологии становится актуальной проблемой академической теологии в современном российском образовательном пространстве в связи утверждением ВАК новой специальности 26.00.01 «Теология». С учетом специфики предмета теологии для нее как новой научной дисциплины остаются проблемными вопросы применимости в ней исследовательских методов гуманитарных и естественных наук. Отдельная задача — разработка собственного метода православной теологии. Опыт зарубежной теологии включает в себя не только герменевтические методы, связанные с текстологическими исследованиями, но и эпистемологические, обусловленные исследованиями смысла и структуры богословского познания реальности. Зарубежный опыт методологии теологии содержит несколько авторских разработок, одной из которых является методологический подход Бернарда Лонергана, изложенный в труде «Метод в теологии». Метод Лонергана имеет неотомистское происхождение, поэтому он не способен отразить принципиальную для православной теологии несводимость ипостасного бытия Бога и человека к бытию одноименных сущностей. Во многом это связано с западной проблемой латинской богословской инкультурации восточного понятия «ипостась», созданного с опорой на грекоязычную античную философию. Однако гуманитарный потенциал метода Лонергана позволяет ученому-теологу систематизировать и структурировать последовательность познавательных операций при совершении широкого спектра теологических изысканий. Следовать при этом принципу ипостасности, сохраняющему полноту православного богословия в академической теологии, позволяет метод антиномирования теологических суждений, созданный халкидонским богословием для выражения ипостасного единства несовместимых сущностей.

Ссылка на полный текст статьи https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/11435
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Том 3 № 2 (2021): Вопросы теологии / Исследования

Обзор исследовательской литературы по теме священства в творениях святителя Григория Богослова

Николай Константинович Антонов

Аннотация

В статье рассматривается традиция исследований темы священства в наследии свт. Григория Богослова с XIX в. по 2020 г. В обзор включены общие монографии, посвященные как становлению епископата в поздней Античности, так и специально наследию Назианзина, диссертации, публикации в периодических изданиях, словарях и энциклопедиях по указанной теме, а также по широкому кругу смежных тем, ключевые издания и переводы «Апологии» — центрального текста свт. Григория о священстве — на английском, русском, немецком, французском и итальянском языках. Предложена следующая периодизация историографии: ранний период (XIX — середина XX в.), богословские исследования «Апологии» 1950–1970-х годов, исследования и издания Ж.Бернарди, новая волна исследований 1990-х годов, ее развитие в XXI в. В последнем периоде выделены три основные тенденции и тексты Богослова о священстве рассматриваются в контексте развития в поздней Античности образа монаха-епископа, платонической политической философии, его основных богословских концептов. Показано значение исследований других аспектов творчества свт. Григория, особенно категорий θεωρία и πρᾶξις, и его автобиографических текстов. В качестве наиболее перспективных предложены две линии дальнейших исследований: интертекстуальный анализ «Апологии» и интегральный анализ всего наследия свт. Григория через призму темы священства.

Ссылка на полный текст статьи https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/11430
Источники, Книги, статьи, ссылки на публикации в интернете
 
Том 3 № 2 (2021): Вопросы теологии / Исследования

Литургическое богословие псалма 120 (121)

   Иеромонах Ириней (Пиковский) Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2 Сретенская духовная семинария, Российская Федерация, 107031, Москва, ул. Большая Лубянка, 19

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.203
Аннотация

«Псалмы восхождений» (Пс 119–133) можно понимать как песни паломников, исторически связанные с Сионом, а символически — с путешествием человека по дороге жизни. Входящий в состав данного сборника псалом 120 (121) достаточно краткий, в нем нет отсылок к историческим событиям прошлого. Видимо, поэтому в отечественной библеистике он остался без внимания. В иностранных исследованиях (Боб Бэкинг, Артур Вайзер, Клаус Сейбольд) данная поэма нередко интерпретируется как частная песнь палом[1]ника, покидающего родной дом, написанная в форме диалога отца с сыном. Следуя рассуждениям Зигмунда Мувенкеля, Ганса-Иоахима Крауса, Марины Манатти, автор статьи предпочитает литургический подход к анализу псалма 120 (121). Исследование композиции и стилистики псалма показывает, что текст удобен для антифонного пения. В поэме имеются риторический вопрос паломника (стих 1), ответ на него священника (стих 2) и слова утешения (стихи 3–8). Теология псалма концентрирует внимание читателя на роли Яхве, который выступает по отношению к человеку не только творцом, но и помощником, хранителем, твердыней и покровом. Особенности литургического богословия данного гимна, по мысли автора статьи, показывают, что в дошедшем до нас виде текст адаптирован для богослужебного исполнения. Следовательно, он в первую очередь исполнялся в храме священниками и левитами, а во вторую — его продолжали исполнять возвращающиеся домой рядовые израильтяне.

Ссылка на полный текст статьи https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/11429
Страницы: Пред. 1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 158 След.