На кафедре библеистики МДА прошла ежегодная научно-практическая богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»

5 ноября в режиме онлайн на платформе Zoom кафедра библеистики Московской духовной академии провела осеннюю сессию ежегодной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

Снимок.PNG

В конференции приняли участие преподаватели, студенты аспирантуры, магистратуры и бакалавриата МДА, а также других высших богословских учебных заведений Русской Православной Церкви и светских государственных университетов.

Открылась конференция пленарным заседанием, на котором с приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит. В приветственном слове владыка отметил, что православному христианину не следует ограничиваться только знанием содержания Священного Писания. Он должен стремиться к более глубокому осмыслению текста. Для этого необходимо наряду со святоотеческими творениями, которые, несомненно, служат правильному уразумению Писания, овладевать прикладными методами исследования текста и соответствующим научным инструментарием. Как подчеркнул владыка Феодорит, на достижение этой цели как раз и направлено проведение таких ежегодных научно-практических конференций. Владыка призвал Божие благословение на участников конференции, пожелал успехов и помощи Божией на пути постижения смыслов Священного Писания.

После чего свои доклады представили доцент МДА и Перервинской духовной семинарии М.В. Ковшов и выпускник кафедры библеистики П.В. Герасимов.

В докладе «Сотериологическая проблематика в авторской аргументации Послания святого апостола Павла к Евреям» Михаил Всеволодович четко обозначил характерные особенности сотериологического учения апостола Павла в Послании к Евреям. Он также отметил, что это послание отличается своеобразным дихотомизмом в вопросе спасения. Это видно на тех примерах, когда о спасении говорится в антиномичных формулировках — «приходящее/пребывающее», «настоящее/будущее», «небесное/земное».

Во втором докладе, «Библейская хронология в Посланиях святого апостола Павла», П.В. Герасимов рассказал о возможности выделения в Павловых посланиях трех основных типов хронологических данных. При этом из Посланий очевидно, что сам апостол Павел досконально знает хронологию библейской истории, поскольку описываемые им события строго укладываются в периодизацию хронологической традиции Септуагинты.

После завершения пленарного заседания участники разделились на две тематические секции — «новозаветную» и «ветхозаветную», где были представлены соответствующие доклады.

I секция

Работа первой секции началась с доклада проректора по научно-богословской работе Саранской ДС игумена Спиридона (Баландина). В докладе на тему «Поэт-символист Вячеслав Иванов как комментатор Брюссельской Библии» отец Спиридон указал на особый вклад, который внес поэт Вячеслав Иванов в дело составления комментария к Брюссельской Библии. В свете того факта, что данное издание библейского текста имеет огромную ценность и по сей день является востребованным в церковной среде, личность Вячеслава Иванова приобретает исключительное значение в библейской науке. Он предстает перед нами уже не только как поэт, но и как исследователь и комментатор Библии.

Доклад на тему «Содержание библейского богословия в восточной и западной христианских традициях» представил студент II курса Киевской духовной академии иеродиакон Пётр (Цюра). Оценив содержание библейского богословия в двух христианских традициях, а также изложив мнение дореволюционных отечественных исследователей, отец Пётр пришел к выводу, что библейское богословие при определенных условиях вполне может быть включено в перечень дисциплин православной библейской науки. Вместе с тем он отметил, что современное библейское богословие вбирает в себя целый спектр различных методов, которые помогают лучше понимать Священное Писание как Нового, так и Ветхого Завета.

Студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии А.А. Вождаев выступил с докладом «Исследование концепта “вера” в библейском дискурсе», в котором указал на существенное различие в понимании «веры» в двух совершенно отличных друг от друга культурных традициях: иудейской и эллинистической. Если в первой традиции понятие «вера» носит эмпирический характер, является актом личного доверия Богу и Его промыслу, то во второй «вера» имеет скорее рациональное значение и представляет собой необязательный элемент жизни. Именно эллинистическая интерпретация понятия «вера» стала тем фундаментом, на котором возник такой феномен, как атеизм.

Следующим свой доклад «Иисус — Мессия и мессианские ожидания современников Спасителя» представил аспирант второго года обучения МДА Стефан Парахин. Одним из наиболее важных выводов, к которым пришел исследователь в результате своей работы, является то, что образ Мессии — освободителя был сформирован в среде иудейской религиозной традиции в достаточно поздний исторический период. Причем непосредственное влияние на формирование этого образа оказали такие внешние исторические обстоятельства, как Вавилонский плен и оккупация Римской империей территорий иудейского народа. Однако подобный образ Мессии никак не соответствовал тому образу, что был дан Самим Богом в Священном Писании.

Студент II курса магистратуры МДА Дмитрий Худалеев выступил с докладом «Представления иудеев о загробной жизни в межзаветный период на примере притчи Спасителя “о богаче и Лазаре” (Лк. 16:14–31)». Совершив небольшой экскурс в историю развития представлений о загробной жизни в иудейской религиозной традиции, исследователь указал на евангельскую притчу «О богаче и Лазаре», как на важный нарратив, в котором отразились основные понятия о загробной жизни, возникшие в межзаветный период.

Студент II курса магистратуры МДА Иван Вовк представил доклад на тему «Spiritus в доникейской латинской экзегезе», в котором было показано, что в доникейском латинском богословии такие пневматологические термины, как «Patris Spiritus», «Dei Spiritus», «Spiritus Sanctus» фигурируют в четырех значениях. Во-первых, они могут обозначать третье Лицо Святой Троицы, во-вторых, указывать на единую Божественную природу, в-третьих, выражать Божественность Сына, и в-четвертых, могут быть применимы для обозначения Божественных энергий, проявляющих себя в исключительных случаях. При этом в некоторых случаях дифференцировать эти значения не представляется возможным.

Доклад «Учение о любви апостола и евангелиста Иоанна Богослова» студента I курса магистратуры Омской духовной семинарии диакона Виктора Сыромятникова был посвящен исследованию Евангелия и Посланий святого апостола Иоанна Богослова, в которых с полной ясностью выражено новозаветное учение о любви. Отец Виктор подчеркнул, что в античной Греции термин «αγαπαω» имел совершенно иной смысл, отличный от того, что был приобретен намного позднее, в межзаветную эпоху. Соответственно, в Евангелии от Иоанна можно уже наблюдать, как термин «αγαπαω» стал выражать не только доброе и уважительное отношение людей друг к другу, но и жертвенную любовь, которую явил Сам Бог. В этом заключается уникальность новозаветного понимания любви, выраженного в учении апостола Иоанна Богослова.  

Студент II курса магистратуры Минской духовной академии иерей Сергий Черняк представил доклад «Обязанности пастыря — говорить, увещевать, обличать (Тит. 2:15) в свете современной экзегетики», в котором акцентировал внимание на проблеме современной пастырской практики. Послание апостола Павла к Титу входит в разряд «пастырских посланий», поэтому в нем ясно выражены основные принципы, которыми должен руководствоваться пастырь, чтобы достойно проходить свое служение. В этой связи отец Сергий обратил особое внимание на те рекомендации, которые были обращены апостолом Павлом к Титу в пятнадцатом стихе второй главы. Только лишь при правильном и выверенном подходе к этим рекомендациям современные пастыри смогут успешно отвечать на те вызовы, которые бросает Церкви современное общество

Следующим доклад представил студент II курса магистратуры Минской духовной академии иерей Владимир Грицевич. В своем докладе «“Хвалимся надеждой” (Экзегетический анализ Рим. 5:2)» отец Владимир приходит к выводу о том, что слово «хвалиться» во втором стихе пятой главы Послания к Римлянам необходимо понимать в более позднем смысле, возникшем под влиянием текста Септуагинты, а именно, как «торжествовать» и «ликовать». Такая интерпретация данного стиха позволяет очень точно выразить основную богословскую мысль всей главы, а также передать отношение самого апостола Павла к слову «хвалиться» в данном контексте.

Студент II курса магистратуры Минской духовной академии диакон Алексий Кручко представил доклад на тему «Эсхатологические чаяния иудейского народа к моменту написания 1-го и 2-го Послания к Фессалоникийцам». Отец Алексий изложил основные эсхатологические представления иудейского народа, которые были распространены к моменту пришествия Христа. Также докладчик заметил, что на развитие эсхатологических учений в иудейской среде главным образом повлияли книги двух пророков — Даниила и Иезекииля. Впоследствии христианская традиция переняла главные эсхатологические идеи, связанные с пришествием Мессии в мир.

Студент II курса магистратуры Сретенской духовной семинарии Андрей Болдырев выступил с докладом «Церковнославянский и русский переводы Библии: сравнительный анализ на примере текста Лк. 6:20–23». В результате анализа двух переводов библейского текста на примере евангельского отрывка, исследователь пришел к выводу, что церковнославянский и синодальный перевод Библии в данном случае соответствуют тому значению, которое было заложено в греческом тексте, несмотря на то, что в тексте заповедей блаженств сохраняются некоторые непривычные для современного слушателя выражения.

Следующим свой доклад на тему «Текстуальные особенности Самаритянского Пятикнижия в сравнении с Масоретской традицией: отличия в содержании» представил студент 3 курса бакалавриата Сретенской ДС Роман Питателев. Наглядно показав наличие разночтений в Самаритянском Пятикнижии и Масоретском тексте, докладчик пояснил, что Самаритянское Пятикнижие представляет собой параллельную традицию прочтения Библии. При этом некоторые элементы имеют свое подтверждение в свитках Мертвого моря и Септуагинте.

Студент 5 курса Минской ДС Алексей Демидов в своем докладе на тему «Перевод Библии на белорусский язык: конфессиональные варианты» указал на тот факт, что Православная Церковь в Белоруссии, в отличии от католической и протестантских деноминаций, переводит библейский текст с древнегреческого языка, при этому учитывая церковнославянский и синодальный переводы. Соответственно все предыдущие переводы учитываются и берутся во внимание. Также Алексей Сергеевич отметил, что прежде чем осуществить перевод Библии на белорусский язык, Православная Церковь Белоруссии подготовила словарь, где была проведена унификация вариантов прочтения тех или иных слов.

В докладе студента 3 курса бакалавриата Ставропольской ДС Константина Кесова на тему «Неэллинистические корни аллегорического толкования Библии» было показано, что между агадической литературой и раннехристианскими апокрифами наблюдается большое сходство. На основании данного факта, а также при сопоставлении методов истолкования библейского текста иудейской и христианской традициями докладчик сделал вывод, что во многом на развитие христианской традиции толкования оказала влияние богословская иудейская традиция.

Студент 3 курса бакалавриата Донской ДС Сергей Кожин в своем докладе «Богословская связь апостольских и евангельских чтений подготовительного периода к Великому посту» уделил внимание богословскому осмыслению библейских текстов, читаемых на богослужениях в подготовительный период Великого поста. Выводы, к которым пришел исследователь, следующие: во-первых, евангельское чтение в основном раскрывает событие дня, на примере Недели о мытаре и фарисее. Во-вторых, апостольское чтение раскрывает богословский смысл евангельского события, на примере Недели о блудном сыне. И, в-третьих, не всегда можно увидеть смысловую связь между евангельским отрывком и апостольским чтением, на примере Недели о Закхее.

Студент 4 курса бакалавриата Калужской ДС диакон Георгий Бурцев представил доклад на тему «Экзегеза западных и восточных отцов на сошествие Христа во ад в Первом послании апостола Петра», в котором отметил, что и восточные и западные отцы Церкви высказывали различные суждения относительно события сошествия Христа во ад, однако никто из них не сомневался в его действительности.

В докладе на тему «Новозаветное учение о молитве» студент 2 курса бакалавриата Курской ДС Роман Мамедов смог показать, что в Новом Завете учение о молитве приобрело совершенно иной вид и наполнилось новым смыслом. Согласно новозаветному учению, истинная молитва должна совершаться не напоказ, а тайно, причем она не должна быть исполнена многочисленными прошениями о временных благах. И самым главным критерием истинной молитвы служит примирение со всеми, кто прежде нас обидел.

Студентка 4 курса бакалавриата Саратовского ГУ Тамара Сысуева в своем докладе на тему «Личность апостола Павла в свете историко-археологических сведений. Иудейское и эллинское влияние» раскрыла особенности личности апостола Павла, которые сформировались в определенной культурной среде, и на которые оказали огромное влияние как иудейская, так и эллинская традиции.

Студент 2 курса бакалавриата Екатеринодарской ДС Владислав Зараменских выступил с докладом на тему «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге (Деян. 17 гл.) как пример миссионерской проповеди». В своем докладе Владислав Зараменских раскрыл важность миссионерского значения проповеди апостола Павла в афинском ареопаге. Автор доклада подчеркнул, что современным миссионерам в обязательном порядке нужно изучать не только современный метод проповеди, ориентированный на Священное Писание, но и обращаться к проповедям апостолов, в частности апостола Павла, научаясь от них риторическим методам и приемам.

Студент 1 курса бакалавриата Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и учащийся 2 курса Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви Артём Макаев в докладе «Новозаветные основания православной миссиологии: современная перспектива» рассказал о новом смысловом концепте для миссии, который предлагает новозаветное повествование. Основным «актором» миссии, то есть действующим лицом, в этой концепции является каждый член Церкви, поскольку всякий верующий христианин способен нести в мир слово Божие, а также на деле воплощать евангельское учение.

Завершил первую секцию студент 2 курса бакалавриата МДА Фёдор Хвостунков докладом «Некоторые аспекты экзегезы притчи о неверном управителе (Лк. 16:1–13) в свете историко-социологического анализа». Докладчик заметил, что в отношении самого прямого смысла притчи о неверном управителе возникают определенные вопросы, однако данная притча может быть понята аллегорически. В таком случае ее смысл заключается в том, что Бог по Своему милосердию дает людям средство, чтобы каждый человек смог вырваться из оков греха и прославить Его имя.

II секция

Вторая секция началась выступлением Е.С. Марковича, начальника отдела ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки, старшего преподавателя Новосибирской духовной семинарии, и Сергея Кагирина, студента 1 курса бакалавриата Новосибирской ДС, с докладом: «“Толкованіе Евангельское, сирѣчь сотъ медвеный”: экзегетическая компиляция в рукописном сборнике из собрания Троице-Сергиевой Лавры (№ 780, 1549 год)». В рамках выступления был представлен анализ тематического содержания сборника и особенностей экзегетической компиляции.

В докладе «Древнеегипетская цивилизация в истории библейских патриархов» Алексея Куцкевича, студента II курса магистратуры Минской ДА, было проанализировано значение древнеегипетской цивилизации в контексте истории библейских патриархов и дана попытка сопоставления хронологии событий.

Доклад «Структурные особенности Быт. 15:7–21; к вопросу о вставке стихов 13–16» Ивана Змиёва, студента II курса магистратуры МДА, представил анализ значения исследуемых стихов в контексте всей 15 главы книги Бытия и показал логическую гармоничность этих стихов в повествовании.

В выступлении Никиты Гусева, студента II курса магистратуры МДА, с докладом «Тема грехопадения в исторических (книги Царств) и учительных книгах (Псалтирь) Ветхого Завета: динамика развития смысла» был представлен анализ темы грехопадения в книгах Царств и Псалтири, выявлены основные особенности и развитие данной тематики.

Леонид Иванов, студент I курса аспирантуры МДА, в докладе «Таргумическая экзегеза 1–2 глав книги Иова» рассказал о значении Таргума в экзегезе книги Иова.

В докладе «Формирование книг письменных пророков и хронология их служения» священника Игоря Сысуева, студента II курса магистратуры СПбДА, был рассмотрен период формирования книг письменных пророков и проанализирована хронология их служения.

В.В. Бельский, методист кафедры филологии МДА, в докладе «Числовая символика видений пророка Захарии (Зах. 1–6)» представил анализ числовой символики видений книги пророка Захарии и рассказал о значении этой символики в повествовании.

В докладе «Слово “сосуды” в прямом и переносном смысле в Иер. 27, 19–22 (МТ и LXX)» иерея Антония Мосейко, аспиранта первого года обучения МДА, был представлен грамматический анализ значения слова «сосуды» по МТ и LXX и выявлены основные смысловые особенности.

Доклад «Семантика слов רחם и חסד в книге пророка Осии» Вениамина Кривоногова, студента II курса магистратуры МДА, представил основные семантические особенности слов רחם и חסד и анализ их значения в контексте текста книги пророка Осии.

В докладе «Лингвистический анализ текста как метод экзегетики Ветхого Завета: на примере “Аскетической проповеди” свт. Игнатия Брянчанинова» священник Илья Никитин, студент 2 курса магистратуры Тамбовской духовной семинарии, представил анализ литературных приемов, а также обозначил библейские места, к которым апеллировал автор.

Артём Шелест, студент I курса магистратуры МДА, в докладе «Западные исследователи о богословии книги Песнь Песней», представил разбор основных точек зрения западных исследователей, разделил их на группы и раскрыл их значимость.

В докладе иерея Виктора Номеровского, студента 2 курс магистратуры Белгородской духовной семинарии, «Православный, католический и протестантский взгляд на “неканонические” книги Священного Писания» была проанализирована проблематика канонических и неканонических книг Священного Писания и значимость этой проблемы.

В выступлении Вячеслава Куприенко, студента 4 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии, «Тема покаяния в книге пророка Варуха» было обозначено значение темы в избранной книге, а также выполнен анализ сведений о жизни пророка.

Доклад «Священное Писание как источник исторических данных» Георгия Кучинского, студента 4 курса бакалавриата Минской духовной семинарии, обозначил проблематику датировки Исхода в контексте Священного Писания.

В докладе Эльдара Костуева, студента пропедевтического курса магистратуры Московской духовной академии профиля «Библеистика», «Учение о воинском служении в Священном Писании Ветхого Завета и его влияние на формирование русской военной доктрины в период правления царя Петра I Великого (1682–1725 гг.)» были рассмотрены основные библейские аллюзии в текстах эпохи Петра Великого, оценена значимость ветхозаветных образов в литературе этого периода.

В выступлении Олега Исакова, студента 4 курса бакалавриата Калужской духовной семинарии, «Прообраз новозаветных Таинств в Законоположительных книгах Ветхого Завета» был представлен анализ основных ветхозаветных прообразов новозаветных Таинств: Крещения, Покаяния, Евхаристии, Священства, Брака, Елеосвящения.

Павел Мансуров, студент 2 курса бакалавриата Московской духовной академии, в докладе «И сказал Бог: сотворим человека… и да владычествуют они… (Быт. 1:26)» представил экзегезу повествования книги Бытия о сотворении человека.

В докладе Николая Касачева, студента 4 курса бакалавриата Омской духовной семинарии, «Разговор змея в раю (Быт. 3:1)» был представлен анализ сюжета о грехопадении прародителей и образе змея.

В выступлении Анастасии Шишмаревой, студентки 4 курса бакалавриата ПСТГУ, «Экзегеза Шестоднева как средство построения межпредметных связей между курсами “Окружающий мир” и “Основы православной культуры” в 4 классе» был представлен анализ наиболее продуктивных методик преподавания экзегезы Шестоднева в начальной школе.

Иерей Павел Морозов, студент, 4 курса бакалавриата Саратовской духовной семинарии, в докладе «Влияние Давида Кимхи на интерпретацию обета Иеффая (Суд. 11:30–31) и анализ его грамматического аргумента» представил анализ грамматического аргумента Давида Кимхи в интерпретации повествования об обете Иеффая.

Вторая секция завершилась докладом Романа Иванова, студента 4 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии, «Образ Нового Иерусалима в книге пророка Иезекииля», где был рассмотрен образ Нового Иерусалима в книге пророка Иезекииля и его значение для правильного понимания книги в целом.

Все участники на хорошем уровне проработали свой материал и представили информативные и содержательные доклады. По окончании секций участники познакомились с деятельностью кафедры библеистики Московской духовной академии и образовательными программами пропедевтического курса и магистратуры профиля «Библеистика».

Сайт МДА