В МДА прошла научная конференция «Дом Живоначальной Троицы. 600-летие главного храма Троице-Сергиевой лавры»

12 мая в память 600-летия начала строительства Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Московской духовной академии прошла научная конференция «Дом Живоначальной Троицы. 600-летие главного храма Троице-Сергиевой лавры». Она явилась результатом сотрудничества Московской духовной академии и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

45.PNG

Подготовкой и проведением научного форума занимались кафедра церковной истории МДА и научно-фондовый отдел «История и культура Сергиево-Посадского края XIV — начала XX в.» СПМЗ. Мероприятие проводилось в рамках Всероссийской научной конференции «История Церкви: факт и мысль». Работа проходила в Елизаветинском зале Царских чертогов Троице-Сергиевой лавры.

С приветствием к участникам конференции обратилась заместитель генерального директора по научной работе музея Светлана Викторовна Николаева. Она подчеркнула синергетичность взаимодействия Троице-Сергиевой лавры, Московской духовной академии и Сергиево-Посадского музея-заповедника по научным проектам.

Научную часть конференции открыл заведующий научно-фондовым отделом «Археологический» СПМЗ Владимир Игоревич Вишневский. Его выступление посвящалось археологическим раскопкам и наблюдениям XIX–XXI вв., которые значительно пополнили сведения о погребенных троицкого некрополя. Исследования показали, что у собора были сформированы родовые кладбища виднейших княжеских и боярских семей, а плотность погребений и особое почитание этого места отразились в уникальном явлении — занятии места погребения предварительной укладкой плит с соответствующими надписями.

В докладе ведущего научного сотрудника научно-фондового отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV — начала XX в.» Нины Викторовны Холодковой «Из истории Никоновской церкви Троице-Сергиевой лавры» было обращено внимание на спорные моменты, связанные с трактовкой документов по строительству храма, предложены авторские варианты видения событий и освещены неизвестные моменты из жизни памятника.

Аспирант МДА Богдан Богданович Гончарук представил сообщение о пророческом чине иконостаса Троицкого собора, в котором были рассмотрены изначальный состав ряда и его художественные особенности, а также приведены сведения о реставрации икон и затронуты вопросы состояния живописи. Автор обратил внимание на определенные параллели художественного строя икон деисусного и праздничного чинов иконостаса собора, чем подтвердил цельность всего ансамбля.

Наталья Ивановна Григорьева, аспирант МДА, в своем сообщении «Строительство Троицкого собора в контексте личной истории князя Юрия Звенигородского» выдвинула оригинальную гипотезу о мотивах главного ктитора храма, побудивших его к финансированию строительства собора.

Представители межобластного научно-реставрационного художественного управления: искусствовед Оксана Евгеньевна Полушкина и художник-реставратор первой категории Варвара Викторовна Сергиеня, руководитель реставрационных работ в Троицком соборе, — представили сообщение «Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры 2022 г.».

Художник-реставратор реставрационной мастерской Лавры Ольга Владимировна Петрова рассказала о своей работе по восстановлению настолпной иконы «Преподобных Сергия, Никона и Саввы» из Троицкого собора.

Совместный доклад Яны Эрнестовны Зелениной, старшего научного сотрудника отдела древнерусской живописи Государственного исторического музея, представила соавтор Евгения Юрьевна Суворова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII–XIX вв.» СПМЗ, старший преподаватель МДА. Выступление было посвящено истории, атрибуции и иконографии настолпной иконы «Сопрестолие» из Троицкого собора.

Архитектор Олег Евгеньевич Климов доложил о своих наблюдениях об уникальном художественном произведении — сени над ракой преподобного Сергия Радонежского, памятнике декоративного искусства 1730-х гг.

Работа конференции была завершена выступлением заведующей научно-фондовым отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV — начала XX в.» СПМЗ Татьяны Юрьевны Токаревой «Иконы “пядницы” на столпах Троицкого собора». Автор представила сведения об истории формирования ансамбля настолпных пядничных икон. Впервые в научном сообществе была поднята проблематика сложения и особенностей иконографической программы цикла пядничных икон в XIX–XXI вв. Кроме того, был введен в научный оборот комплекс малых пядничных икон, находящийся на пилонах собора в настоящее время, и намечены перспективы исследований по их атрибуции и реставрации.

Представленные вниманию участников выступления содержали новые сведения и подходы к рассматриваемым научным проблемам изучения истории, архитектуры, реставрации и художественных памятников Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Материалы научной конференции планируются к изданию в текущем юбилейном году.

Сайт МДА