25.06.2022 исследовательские группы факультета церковных художеств и факультета церковного пения провели в рамках разрабатываемых факультетами тем общий научный семинар, который был посвящен иконописи и церковно-певческому искусству XVI – XVIII веков.
Межкафедральные научные темы ФЦХ и ФЦП: «Проблемы русского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» и «Богослужебно-певческая культура Русской Православной Церкви: история, теория, практика». Руководители: кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина; кандидат искусствоведения, доцент И. П. Шеховцова. Семинар прошел в режиме онлайн, на платформе Google meet, время проведения: 12:30–14:00.
Вниманию слушателей были представлены два доклада. Первый, на тему «Рождество свт. Николая в русском церковном пении и иконописи XVI–XVIII вв.», сделала выпускница факультета церковного пения Софья Мартынова. В истории праздника Рождества свт. Николая автор доклада выделила период XVI – XVIII вв. как отмеченный сугубым литургическим почитанием памяти свт. Николая, что отразилось в житийной литературе и иконописи, а также в гимнографии и церковно-певческом искусстве нескольких традиций – прежде всего, новгородской, московской и вятской.
Второй доклад к. иск. доцента И. П. Шеховцовой раскрыл тему «Русские гимнографические иконы и церковно-певческое искусство во 2-й пол. XVI – нач. XVIII вв.: о некоторых исторических параллелях». Примечательно, что затронутая автором доклада проблема апеллировала и к трудам других исследователей, ранее написанным, но, самое главное, раскрывалась на материале специально собранных И. П. Шеховцовой иконописных произведений, демонстрирующих особые типы иконографии, в основе которых лежат гимнографические тексты, что и позволило автору доклада сделать существенные выводы, например, о сложном композиционном строении этих икон и множественности вариантов воплощения в них отобранных гимнографических текстов – таких как «Единородный Сыне», «Иже Херувимы», «О Тебе радуется» и других.
Проведенное параллельно исследование процессов, происходящих в одно и то же время в иконописи и церковно-певческом искусстве, привело автора доклада к интересным результатам, которые были живо обсуждены в последовавшей за докладом дискуссии.